ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО. Архимандрит Владимир (Милованов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы светло торжествуем память преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского. Сегодня день, когда мы пришли в этот святой храм, чтобы всей душой возблагодарить за тот неоцененный дар, который Господь нам дал в лице великих Оптинских старцев. Потому что то наследие, которое мы имеем в их поучениях — самое большое сокровище, самое простое и самое доступное. Никто из древних отцов не мог так просто изъяснять глубинные духовные понятия, никто так не мог просто донести их до всякого человека (начиная с простой крестьянки и кончая князем), чтобы все было понятно человеку: для чего мы пришли в этот мир, дорогие братья и сестры.
И вот сегодня, находясь в этом святом храме, мы обязательно должны обращать свои мысленные и молитвенные взоры для того, чтобы в очередной раз почерпнуть из этого живого источника благодати наставления и поучения преподобного Амвросия, старца Оптинского.
Что самое главное преподобный Амвросий обращает к нам, для того чтобы мы право веровали и спасли свою душу? Первое, что он говорит: нужно право верить и жить по этой вере. Что значит право верить, дорогие братья и сестры? Ну, здесь понятно, что речь идет о святой православной Церкви. И преподобный старец всегда это подчеркивал, как и все преподобные старцы, в различных письмах к различным адресатам, эту главную мысль, что вне Единой Святой Соборной Апостольской Церкви спастись невозможно.
Вся полнота заложена в благодати только в Единой Апостольской Церкви, Которая является Телом Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Опять же, это не организация, а Тело Христово, в Котором мы объединяемся через православную веру и таинства церковные, которые нам дает как благую спасительную пищу святая православная Церковь. И понятие братьев и сестер, которыми мы друг друга называем, оно не номинальное, оно фактическое. Потому что, причащаясь Тела и Крови Христа, дорогие братья и сестры, мы становимся действительно братьями во Христе. Жалко, что мало кто над этим задумывается.
В чем величие того дара, который мы получили от Бога, что мы не просто имеем возможность в Него верить, а мы имеем возможность в Боге и в Его Церкви получить залог благодати вечной жизни. Этот залог благодати по выражению преподобного Симеона Нового Богослова — это благодать Святого Духа. Это главный дар, который мы получаем для спасения и уврачевания своей души.
В чем главное свидетельство и истинность святой православной Церкви, дорогие братья и сестры? В том, что все, что мы имеем в догматике, в обрядах и в нашем образе жизни и мыслях, мы имеем от Бога.
Что такое православие? Это полное соответствие Богооткровенной Истине, которая нам дана в Евангелии. В православии за прошедшие 2000 лет Святая Церковь ничего не изменила. Потому что вера, как святой апостол сказал, дана святым единожды благодарным людям. Он сразу же называет святыми тех, кто ищет правду Божию, а не человеческую. Другого откровения, другого пути спасения не существует. Это очень важно знать, дорогие братья и сестры.
Сейчас мы живем в очень благостное и благодатное время. Потому что та свобода, которая нам дана, она исключительная. Но Господь дал нам эту свободу, чтобы мы, братья и сестры, не сложа руки, сидели, а изучали всегда Священное Писание и изучали, что такое есть православная вера. А то, к сожалению, большинство вошедших в ограду православной веры, они понятий элементарных не имеют. Достаточно очень просто их соблазнить и отвести от веры на путь погибели. Сколько существует сект, сколько существует ересей, и все это происходит от того, что человек либо не знает, либо не хочет жить по законам веры. Это тоже очень важная ступень, потому что мало право веровать.
А если человек не живет по православному, он не православный христианин. Он враг Божий. Конечно, если человек заблуждается, все-таки есть возможность его покаяния и исправления. А если человек идет сознательно на нарушение Закона Божия, он враг Божий. Поэтому, дорогие братья и сестры, та благодать, которая нам дана через Священное Писание, через таинства святой православной Церкви и молитвы, которые мы имеем перед Богом, дерзновенно обращаться к Нему молитвенно, чтобы Господь вразумил и наставил нас на всякую истину, это все дается нам в святом Евангелии, дорогие братья и сестры. «Созижду Церковь Мою, — говорит Господь, — и врата адовы не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). Слышите: созижду Церковь Мою одну раз и навсегда, единую, переданную святым. Единое божественное откровение, единая Церковь, един Господь, единое крещение, един Дух Святой спасающий.
Дорогие братья и сестры, что мы должны еще в своей жизни твердо знать? То, что если мы свою личную жизнь и духовную жизнь не меняем по евангельским заповедям, то мы не имеем настоящей веры.
Сейчас нам предстоит задача, чтобы не только веровать и продолжать жить где-то в стороне, или греховной жизнью. Наша задача состоит в том, чтобы имя веру и таинства, как в самой совершенной врачебнице, где можно исправить свое духовное здоровье. Вот так и надо пользоваться теми возможностями, теми таинствами, той силой благодатной, которая дается в святой православной Церкви. Сейчас почему я это особо подчеркиваю, дорогие братья и сестры? В наши времена очень много расплодилось людей, которые либо не вникают в смысл Священного Писания и божественные откровения, либо уже чувствуется, что они уже отступили от веры. Вот сейчас очень сильно распространены такие разговоры, которые преподносятся даже как норма вещей, что Бог один, а к Богу есть разные пути. Братья и сестры, самая страшная сатанинская ложь. Если Бог один, то и один путь к Нему.
Что это за путь, братья и сестры? Господь наш Иисус Христос говорит: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Вне Христа пути спасения не существует. Вы слышите, Бог говорит: Аз есмь путь, — Иисус Христос говорит, — путь и истина и жизнь. Поэтому, дорогие братья и сестры, вот эти умствования лукавые ведут только в ад преисподней. Никаких путей не существует.
А то так получается до суда? Вы посмотрите в других религиях можно убивать, воровать, клеветать, обманывать, поклоняясь богине смерти, кому угодно. И что получается, что, мы в одной ограде? И просто даже логически рассудить, это безумие, бред, а может быть уже сознательная уже война либо провокация против православия. Бог один, одна вера, одно крещение, как апостол Павел говорит. Поэтому вне Христа пути спасения не существует. И более того, мало верить во Христа. Апостол Павел говорит, что кто не имеет духа Христова, тот несть Его. По-русски: кто не имеет духа Христова, тот не Его является, посторонний человек, враг.
Кто есть дух Христов? С одной стороны это Христова кротость, о которой Сам Господь наш и говорит: научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и только тогда вы найдете покой своим душам и сердцам. С другой стороны дух Христов это благодать Святаго Духа, третья ипостась, действующий Господь, Животворящий. Третья ипостась, которая, как говорит апостол Павел в деяниях апостольских, поставляет епископов пасти Церковь Христову, которую Господь наш стяжал Своей кровью. Господь наш говорит: рожденный от плоти, плоть есть; рожденный от Духа, дух есть.
Поэтому вся наша жизнь, дорогие братья и сестры, как православных людей, направлена не просто верить, а преображать свою жизнь, свой внутренний мир ума, души и сердца, внутренний мир своей души, храм своей души через веру православную, через исполнение святых Христовых заповедей, через крестоношение, через отречение своеволия перед Богом, отвержение своей гордыни, своего мнения. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми, апостол Павел говорит. Только те настоящие христиане, которые плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Если этого не происходит, мы не православные христиане. И ни какой надежды на спасение не может быть и речи. Поэтому Господь путь спасения называет подвигом и трудом. Только нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). То есть по-русски: тот, кто прилагает усилия к подвигу, только тот обретает спасение. Невозможно просто верить и не изменять себя. Это самообман, дорогие братья и сестры. Люди даже по простоте не задумываются над этими вопросами. Но суть веры в том, чтобы во всем Господь в нашей жизни христианской церковной, во всем руководит Сам Господь и Господь Дух Святой.
Как Господь дал нам обетование, что пошлю вам Утешителя, который от Отца исходит, Духа истины, Который напомнит вам все, что Я вам говорил. Он наставит вас на всякую истину. То есть всегда Господь Дух Святой, всегда обращает каждую душу ко Христу. Как и Христос Своей благодатью жертвенного подвига дает человеку возможность исправить свою душу.
Вот это подвиг, дорогие братья и сестры. Если мы меняем свою душу, тогда мы православные христиане. Для чего, братья и сестры, нужен этот подвиг? Почему кто отказывается от несения креста христианина, тот не христианин? Для чего это нужно? Потому что чтобы стать достойным вечной жизни, чтобы стать достойным Бога, необходимо это внутреннее очищение, совершенствование. В себе раскрываем тем самым через этот подвиг образ и подобие Бога. Для чего это нужно? Потому что вечная жизнь, братья и сестры, заключается в жизни Самого Бога. И тот дар, который получит достойный, кто шел этой дорогой подвига и труда во имя Христа, исполняя Христовы заповеди, кто совершил этот подвиг, Господь, так как Он — Безначальный, совершенно Вечный, Неизменяемый, Всеблаженный и Вседовольный Дух, — Безграничная Совершенная Личность, Он Своей жизненной силой даст возможность тем, кто удостоился этой чести. Это равносильно как вот в земной жизни, я бы рад всем свою кровь дать, но она подойдет только к тому, у кого соответствует группа крови моей. Так и Господь. Он всем дал спасение, но если человек не хочет, совершая злое противление против Бога, то есть сам человек отвергает себя этой возможности жить силой Божьей в вечной жизни, да и в этом мире это уже начинается. Потому что если бы не было свидетельства Бога о Себе, ни одного верующего не было бы.
Есть немало сообществ, которые сознательно отошли от Христа. Это ереси и так далее. К сожалению, кто-то из вас может быть слышал, что 4-го июля был подписан меморандум между папистами и протестантами о взаимном соединении в будущем. Посмотрите, до чего мы дожили, что Папа Римский обнимался с женщинами-извращенками, которые обещали во всей Швеции снять кресты с храмов. Вот братья и сестры, что это? Что это за дух? Это дух сатаны, это дух антихриста, это дух дьявола, когда не во имя Божие люди живут, а позволено делать все, все, что против Бога и против Его святых заповедей. Разве это христианство? Да ты хоть крестами завешайся, хоть кричи на весь мир, что ты христианин, но если ты живешь как последняя мерзость, то есть, оправдывая все грехи, все закончилось полным оправданием содомии.
Вот, дорогие братья и сестры, с чего начинается малое попущение, уход от Бога, и заканчивается какой катастрофой. О каком спасении может быть речь. Это я говорю, ни в коем случае не обличая, а это я показываю, какая беда, какое горе при попытке самооправдаться перед Богом. Господь сказал: узкими вратами подобает внити в Царство Небесное. Вы слышите, да, приходится, и Церковь так устроена, чтобы смирить, настаивать, вразумить, излечить. А то видите, это чувствует лукавый душонкой, что надо трудиться. Поэтому они изменили все учение, которое дал Христос для исцеления наших душ. И все это, что мы имеем, дорогие братья и сестры, Богу-то это не нужно. Что вы думаете, мы свечками и кадилами Богу угождаем? Ему нужно, чтобы мы спаслись. Весь промысел Божий, вся сила любви Бога в этом заключается, что так Бог мир возлюбил, что всякий верующий в Него, будет иметь жизнь вечную, дорогие братья и сестры.
В день памяти преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского, он неоднократно к своим адресатам обращался, пояснял и всегда подчеркивал, что спасение возможно только в единой святой Соборной и Апостольской Церкви. Еще 170 лет тому назад он это видел и чувствовал. И ссылаясь на святого пророка Давида, он говорил, что возненавидев церковь лукавому. Они предвидели, старцы, к чему все придет. Вне Христа, вне православия, вне единой святой Соборной Апостольской Церкви не существует спасения, потому что нет действующей силы, освящающего Господа Духа Святаго. И само явление старчества, братья и сестры, это явление пророков. Апостол Павел перечисляет: есть учители, есть пастыри, есть пророки. Самый величайший дар, апостол Павел говорит, это дар старчества.
Что такое дар старчества? Это дар от Бога, чтобы видеть немощь человека, в чем врачевать падшую душу человеческую. Поэтому Дух Святой открывает тайны сердечные, для того чтобы помочь человеку покаяться. Вот в чем сила православия. Вот в чем сила старчества. Не просто дать какие-то откровения, а дать путь спасения. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии