Образы постоянно меняющегося мира – на выставке “Преображенная природа”

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Образы постоянно меняющегося мира – на выставке “Преображенная природа”
Это новый совместный проект двух музеев – Русского и Звенигородского. Из Петербурга в Подмосковье привезли работы мастеров пейзажа разных эпох и направлений.

Образы постоянно меняющегося мира – на выставке “Преображенная природа”. Это новый совместный проект двух музеев – Русского и Звенигородского. Из Петербурга в Подмосковье привезли работы мастеров пейзажа разных эпох и направлений. Подробнее – Антон Николаев.

Из "Русского музея" в подмосковный Звенигород привезли шедевры Айвазовского, Саврасова, Куинджи и других художников. Но экскурсия начинается не в выставочном зале. Это одно из самых живописных мест Звенигорода – на другом берегу Москва-реки виднеется основанный Саввой Сторожевским в XIV веке монастырь. Звенигороду повезло – здесь никогда не было крупных промышленных предприятий. В советское время было множество санаториев. Но первыми, еще в XIX веке красоту этого места показали художники, которые приезжали сюда за вдохновением – Левитан, братья Коровины, Саврасов. "Именно через Саврасова, как одного преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, стали приезжать и другие художники. В частности, после Саврасова не только приезжал, но и поселился в Саввинской Слободе Лев Каменев – такой маститый пейзажист, который поселился и около 10-15 лет здесь жил", – рассказал заместитель директора по научной работе Звенигородского музея-заповедника Дмитрий Седов.

Выставка в Звенигородском музее, как прогноз погоды – здесь и ясный солнечный день, и надвигающаяся гроза, и ураган, как на этой картине Айвазовского. А вот еще две картины знаменитого мариниста. Эти вздыбившиеся волны – как одеяло, хочется взять за край и расправить. А вот работа еще одного художника-мариниста Руфима Судковского, который мастерски изображает прозрачность воды и постепенно увеличивающуюся глубину. Всю первую половину XIX века русские художники ездили писать пейзажи преимущественно в Италию. Позднее живописцы обращают внимание на неброскую красоту русской природы "Она, как говорил Стасов, неказиста. Болота, равнина, может, извилистое русло реки, низкий горизонт и много неба. Как раз изображение неба и является ключевым подходом к достоверной передачи русского национального пейзажа", – пояснил куратор выставки Сергей Кривонденченков.

В Звенигороде эти пейзажи можно увидеть и на полотнах художников, и в живую. Один из заповедных уголков – собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке и сохранившаяся вокруг него историческая среда. Но для того, чтобы увидеть красоту окружающей природу, нужно и самому быть немного художником.

https://smotrim.ru/article/4016652