ОБРАЗ ЗАКВАСКИ В БИБЛИИ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ НЕГАТИВНЫЙ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Язык Писания очень символичен. На каждой странице Книги книг мы встретимся или с притчами, или с какими-то сравнениями, аллегориями, метафорами, фразеологизмами, идиоматическими выражениями. Они придают библейской речи особую глубину. Обратимся к одному из символических образов, часто используемом в Писании – образу закваски.

В древности при выпечке хлеба в тесто добавляли кусочек старого, кислого теста, которое специально оставлялось от предыдущего замеса и сохранялось в воде. От этой добавки новое тесто тоже заквашивалось. Такое воздействие закваски в Писании стало символом незаметного, но действенного влияния – как положительного, так и отрицательного.

Впервые слово «закваска» появляется в книге Исход, когда Господь, перед тем как вывести евреев из Египта, дает им указание о праздновании этого дня. Помимо прочего, Израилю было сказано: «Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых» (Исх. 12:19). Далее говорится о том, что евреи, поспешно выходя из Египта, взяли с собой тесто, которое не успело вскиснуть, и напекли из него пресных лепешек. Помня об этом событии, израильтяне не должны были в праздник Опресноков употреблять в пищу квасное и даже держать его в доме (см. Исх.12, 17–20; Втор. 16, 3–4). Отныне в иудейской традиции закваска понимается как символ египетских пороков, которыми евреи были заражены во время египетского рабства. Впоследствии народу Божьему был объявлен запрет добавлять закваску во все хлебные приношения, сжигаемые на жертвеннике (см. Лев. 2, 11).

В Новом Завете образ закваски используется в двух значениях, и хорошем, и плохом. Вот примеры негативного смысла: «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской… смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой… берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Мф. 16, 6; Мк. 8, 15; Лк. 12, 1).

В положительном значении встречается данный образ в следующем стихе: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33; см. также Лк. 13, 21).

В языке апостола Павла закваска символизирует связь со старой, греховной сущностью дохристианской жизни. Опресноки же, напротив, обозначают новое духовное начало, дарованное Иисусом Христом. Как видим, у апостола образ закваски употребляется в контексте иудейской традиции. Например: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5, 6–8).

«Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом», – апостол Павел призывает коринфян удалить закваску греха, чтоб стать новым тестом – бесквасным, пресным. «Так как вы безквасны» –  т. е. в идеале они должны быть совершенно чисты, как члены тела Христова. Чистота в идее должна перерасти в чистоту фактическую, жизненную. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». Как в древности закваска удалялась со дня Пасхи из еврейских домов, так после голгофской жертвы Христа все грехи должны быть вытеснены из общества христиан. Смерть Иисуса явилась началом умирания людей для греха, и после нее как для всей Церкви, так и для каждого отдельного верующего наступила великая духовная Пасха, никогда уже не прекращающаяся. «Для истинного христианина все дни Пасха» – говорил свт. Иоанн Златоуст. Всякий христианин должен быть человеком без греховной закваски. Поэтому и пишет апостол Павел: «Станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».

Интересно, что Католическая Церковь в своем литургическом богословии пользуется именно «павловским» пониманием квасного и опресноков. Опресноки – символ чистоты, квасное – порока и греха. Поэтому католики и служат Литургию (Мессу) на пресном хлебе. В православии иной подход. Мы служим на дрожжевом хлебе, основываясь на положительном понимании квасного, какое предложил Христос: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33). Нам важна символика роста, постепенного вскисания. Так растет всякая христианская душа в Церкви Христовой, постепенно преображаясь «от веры в веру» (Рим. 1, 17).

Сергей Комаров

http://pravlife.org/content/obraz-zakvaski-v-biblii-polozhitelnyy-ili-ne...