Образ св. Кирилла, патриарха Московского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

12 сентября патриарх Кирилл совершил освящение храма Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области.
На внутренней стороне алтарной преграды (т. е. на стороне иконостаса, обращенной внутрь алтаря) под потолком была фреска с надписанием "св. Кирилл, патриарх Московский".
Считаю уместными несколько комментариев:
1) Еще вчера на сайте http://www.patriarchia.ru/db/text/740085.html висела фотография этой фрески. Сегодня ее нет. Похоже, Патриарх счел неуместным тиражирование такой необычной фрески.
2) Я был на этой службе и не уверен, что Патриарх заметил эту фреску. Епископы, сослужившие ему, явно заметили ее лишь во время чтения апостола (хотя и прибыли в храм на час раньше Патриарха) и, улыбаясь, кивали в ее сторону. Но патриарх с горнего места туда не смотрел.

3) Это изображение и разговор о нем считаю важным в контексте полемики с почитателями Ивана Грозного. Они в качестве аргумента в пользу якобы уже совершившейся в древности канонизации Ивана 4-го приводят его фреску с нимбом в Грановитой Палате Кремля. На самом же деле столь впечатляющее наших реформаторов изображение Иоанна Васильевича в нимбе просто выдает меру их незнакомства с русской историей. Ведь нимб в иератической живописи – это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек. Далеко не все люди, чьи изображения сопровождаются нимбами, прославлены Церковью. С нимбом изображали себя на монетах своей чеканки и св. князь Владимир, и непрославленный Церковью князь Ярослав Владимирович, и анафематствованный Церковью Святополк Окаянный (убийца своих братьев - свв. Бориса и Глеба).Фотографии монет и их описание см.: Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине Х - первой половине ХI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002, сс. 104-107.

Так и в Городце: изображение действующего патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда и суда Церкви, не есть канонизация личности патр. Кирилла, но есть указание на святость патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание "св" может пониматься только как "святейший", то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха.

4) Признаюсь, когда один из владык обратил и мое внимание на эту фреску, я стал искать симметричную фреску нижегородского архиепископа Георгия. Но ее не было.

5) Фото убрали правильно, поскольку его значение понятно лишь для людей церковно-образованных. Феодоровский монастырь по замыслу его наместника игумена Августина должен стать образовательно-миссионерским центром, так что для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы. Признаюсь, я сам обратил внимание патриаршего фотографа на эту фреску и попросил ее снять. И тем не менее был удивлен, увидев ее на сайте.

7) Росписи в храме замечательные. Фарфоровый иконостас салатового цвета. Иконы на традиционно золотом фоне. Говорю об этом по той причине, что все духовенство было в золотых облачениях. Но на патриархе оно было золотое с салатовыми узорами. Я спрашивал его иподиаконов - специально ли под храмовую роспись подбиралось это облачение; они сказали, что так совпало случайно. Но получилось здорово. Маленькое чудо.

Фреску см. тут:
http://www.divshare.com/download/8500246-ba9

http://diak-kuraev.livejournal.com/35156.html