Образ Отцовства небесного

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Одно из проявлений глубинного нестроения в современном обществе — утрата того значения, которое искони имел в нем мужчина. Продолжая по привычке именовать мужчин «сильным полом», мы перестаем воспринимать их как силу и опору общества. Больней всего, чувствительней всего это сказывается на семейной жизни, на воспитании детей: само понятие отцовства размывается и теряет значение. Почему так и где выход? Об этом мы беседуем с иеромонахом Иовом (Гумеровым), насельником Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве; в прежней своей жизни, до пострига, он воспитал троих детей, два его сына стали священниками.

— Православные христиане называют Бога Отцом. Бог Отец — Первое из Лиц Пресвятой Троицы. А почему именно так? Почему таких именований, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, — недостаточно, почему необходимо именование Отец?

— Коренным и основополагающим догматом христианства является учение о Пресвятой Троице. Бог един, но троичен в Лицах. Митрополит Макарий (Булгаков) называет этот догмат «таинством таинств». Во едином Боге три Лица, или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Будучи единосущны, три Лица отличаются по ипостасным свойствам. Отец ни от кого не имеет бытия. Он не рожден. Сын предвечно рождается от Отца. Святой Дух исходит от Отца. Рождение предполагает отцовство. Следовательно, при всей значимости таких имен Божиих, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, их недостаточно, чтобы определить главное свойство Первого Лица Пресвятой Троицы.

— Читая Ветхий Завет, мы видим колоссальное значение отцовства: личность отца определяет и судьбу человека, и его положение, место среди народа. Родство считается исключительно по мужской линии, личность матери уточняется лишь при сугубой необходимости: Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею (Мф. 1, 6). Сегодня у нас в обществе отсутствует понятие рода, у нас нет ощущения связи с предками, мало кто из нас чувствует себя плодом родословного древа и стремится быть достойным плодом. На Ваш взгляд, как это обстоятельство сказывается на нас, на современном обществе, что мы теряем, теряя это родовое сознание, невозможное без понятия отцовства?

— Действительно, если взять только канонические книги Библии, слово «отец» употребляется 1095 раз. Тогда как слово «мать» с производными формами («матерь», «матери» и др.) встречается только 358 раз. Особое значение отца выразилось в известном библейском выражении «дом отца» (евр. «бейт аб»). Исключительное значение, которое придает Священное Писание отцу, объясняется именно тем, что человеческое отцовство есть образ Отцовства небесного.

Отец в библейские времена был не только главой семьи, человеком, от которого зависело ее жизненное благополучие. Прежде всего, отцу принадлежала обязанность воспитывать детей. Отец был главным воспитателем: Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30, 13).

Печальную картину мы наблюдаем в наше время. Скольких отцов мучают дети своими грехами и непристойными поступками, потому что отцы не трудились над их воспитанием! Причина в том, что мы живем в обществе массового неверия. Вековые традиции и устои полностью разрушены.

Действительно, понятие отцовства теснейшим образом связано с понятием «род». В древности родству, родовой общности придавалось особое значение. Люди стремились сохранить преемство поколений. Благодаря этому человек наследовал дарованные его предкам благословения и обетования Божии. Люди стремились к консолидации, заботились о том, чтобы сохранить общность. Христианство подчеркнуто указывает на единство всего человечества, ибо все люди составляют единый род. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян. 17, 26). И Господь наш Иисус Христос Своею Крестной смертью искупил весь род человеческий.

Обратим внимание: Священному Писанию чужды понятия «дед», «прадед» и т. д. Все предки называются отцами. К патриарху Аврааму часто применяются слова отец наш (Иак. 2, 21; Рим. 4, 1). О чем это говорит? О том, что отцовство не теряет значения с течением времени, со сменой поколений.

В социологии есть понятие «атомизация общества». Это — болезненное состояние распада социальных связей. Причиной является нарастающий индивидуализм. Он приводит к разрушению естественных основ общества. Сейчас можно говорить об атомизации не только общества, но и семьи. Возникают семьи, но большинство из них не становится социально-нравственным организмом. Мы наблюдаем катастрофический распад семей. Современная семья буквально раздавлена пороками нашего больного общества. В России в 2012 году был заключен 1 213 616 браков, а распались в этом же году — 641 981. Почти 53%! Каждый год около 400 000 детей лишаются отцов.

Где выход? Только в возвращении христианской жизни. Я знаю это опытно. Человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточную меру нравственной свободы, чтобы сделать свой дом духовной крепостью.

Можно ли дать определение понятию «отцовство»? В современном сознании главным признаком отцовства является рождение от мужчины детей. Но такой сугубо биологический критерий является совершенно недостаточным. Отцом мужчина может стать и благодаря усыновлению, удочерению. Усыновитель может превосходно выполнять обязанности отца. Тогда как часто мужчины, от которых родились дети, в наше время оказываются несостоятельными отцами.

Для точного определения понятия «отцовство» обратимся к Священному Писанию. Бог на заре истории человечества создал тот жизненный союз, который мы называем семьей. Господь всем желает спасения, а оно возможно только тогда, когда человек живет с Богом. Следовательно, по Божественному замыслу назначение семьи — совместный труд ради наследия Божественных обетований. Это ясно выражено в словах святого апостола Петра: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия (1 Пет. 3, 7). В Таинстве Брака благословляется и супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью. Святые отцы раскрывают мысль Писания о назначении брака и подлинном отцовстве:

«Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила» (святитель Григорий Богослов).

«Муж, вставая с постели, о том только должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царства Небесного» (святитель Иоанн Златоуст).

Отступление от Божественного замысла о спасительном семейном союзе, искажение его и подмена неизбежно ведут к умалению как отцовства, так и материнства. Вырождение отцовства мы ясно наблюдаем на протяжении всего Нового времени по мере быстрого обмирщения общественной жизни. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал: «Случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи, в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь. <…> Самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство идеи — есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка». Он говорит о современных ему отцах: «ленивое отношение к делу, вялые и ленивые отцы, эгоисты». Каковы последствия? «Такой порядок, конечно, родит безотрадность, а безотрадность еще пуще родит леность, а у горячих — циническую, озлобленную леность. Но есть и теперь много совсем не ленивых, а, напротив, очень даже прилежных отцов». Писатель приводит высказывание такого «прилежного» отца, который недоволен няней: «…запретил настрого, вдруг вхожу вчера в детскую и что же, представьте себе, слышу: Лизочку укладывает в люльку, а сама ее Богородице учит и крестит: помилуй, дескать, Господи, папу, маму… ведь настрого запретил! Решаюсь на англичанку, да выйдет ли лучше-то?».

— Согласитесь ли Вы с тем, что в современном обществе отцовство существенно дискриминировано по сравнению с материнством, что ответственность за детей, налагаемая обществом на женщину, совершенно несравнима с ответственностью, налагаемой на мужчину? Женщина, оставившая при каких-либо обстоятельствах своих детей, подвергается резкому осуждению, а бросивший своих детей мужчина никакого осуждения не вызывает: «Дело житейское, получилось так»… В чем причины и каковы плоды такого перекоса?

— Мне кажется, что это не дискриминация, а явление более печальное — с отцов почти полностью снята ответственность за семью, за детей. Это — результат постигшей нас в последние 20 лет духовно-нравственной катастрофы. В общественном сознании через СМИ и массовую псевдокультуру внедряется свободное отношение к половым связям. Такие добродетели, как девство, целомудрие, дискредитируются. Для оправдания блуда придумано название «гражданский брак». За годы священства мне многократно приходилось слышать: «Муж оставил семью и ушел к другой».

Для матери естественна большая ответственность за детей. Это происходит в силу особенностей природы женщины. Мать теснее связана с ребенком. Она девять месяцев носила его в своем лоне. Она кормит ребенка своим молоком. Ее переживания за детей более сильные и глубокие. Это находит подтверждение в святой Библии. Господь говорит народу Израильскому: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).

Однако надо признать, что и материнство в наше время тоже умалилось. Да, в обществе говорят об ответственности матери за рожденных детей. А почему узаконено убийство детей во чреве? Ведь жизнь человека уже началась. По официальным данным (далеко не полным), в России с 1991 по 2011 год матери убили путем абортов 41 млн младенцев.

— Современная семья, по сути, стоит женщиной. При разводе она, как правило (исключения крайне редки), остается при детях, то есть сохраняет свой статус матери семейства; мужчина же становится «отрезанным ломтем». Не говорит ли это о том, что он уже заранее рассматривался как нечто неглавное: «В случае чего уйдет»? Согласитесь ли Вы с тем, что есть такой брак (в смысле — такая неправильность) уже в самом фундаменте современной семьи, в подсознании супругов, даже будущих супругов?

— Да, это так, и то, что вы сказали, подтверждает мною сказанное выше: в современном секуляризованном сознании снята ответственность с супруга за семью, за детей.

— За выражением «неполная семья» чаще всего стоит женщина, сознательно выбравшая материнство без отцовства. «Не жди у моря погоды — рожай» — весьма распространенный совет девушке, достигшей «опасного возраста», но так и не нашедшей своего счастья. Отцовство, таким образом, опускается до уровня производительства… С другой стороны, многие женщины счастливы своим пусть и «незаконным», но — материнством…

— Подавляющее большинство женщин, вступивших в брак, дорожат семьей и хотят ее сохранить. То, о чем говорите вы, относится к немолодым женщинам, которые не смогли вступить в брак. Почему же у них возникает столь болезненная ситуация? Дело в том, что вступать в брак стало трудно. Быстро растет число людей брачного возраста, которые просто не желают создавать семью. За время между двумя переписями (1989–2002) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке. Число детей, рождающихся в России вне брака, составляет почти 30%. Самая главная причина «женской самостоятельности», о которой вы говорите, — блуд, принявший характер нравственной эпидемии.

Конечно, надо радоваться рождению ребенка и считать его полноценным человеком. Важно воспитать его в истинной вере, счастливым и нравственно здоровым. Вместе с тем хочется сказать, что проблема эта гораздо более глубокая. Если бы эти женщины, родившие вне брака, в молодости не позволяли себе блуд, а хранили до брака девство, то большинство из них давно бы построили семьи. Таким помогает Бог.

— Однако многие из этих женщин отнюдь не вели свободной жизни, напротив, ждали «того, единственного», храня целомудрие много лет, а когда перевалило за 30 — утратили надежду и решились на сожительство с единственной, в своем роде жертвенной целью — стать матерями. Не слишком ли это — винить их в грехе блуда?

— В вашем вопросе речь о тех, кто хочет завести ребенка вне брака, чтобы не остаться в одиночестве. Они как раз не соблюли девство и позволяли себе блуд. Не могу возражать: есть женщины, которые, как вы говорите, «решились на сожительство с единственной, в своем роде жертвенной целью — стать матерями». Но сколько их? Я прожил 71 год. Много встречал людей. 23 года (без нескольких недель) как священник служил на разных приходах. Беседовал с женщинами старше 30 лет. Они не вступили в брак, но совершенно не думали пойти на блуд, чтобы иметь ребенка. Некоторые в соответствии с христианской традицией усыновляли или удочеряли маленьких детей и удовлетворены этим. Другие спрашивали: «Может, мне в монастырь пойти?». Я им говорю, что в монастырь надо идти не потому, что нет семьи, а ради духовного подвига. Без этого человек начнет тяготиться монастырской жизнью.

Я много лет в монастыре нес послушание отвечать на письма. Их приходило от 900 до двух тысяч в месяц (по-разному в разные месяцы). Немало было писем от женщин, живущих в «гражданском браке». Это настоящий капкан для женщин. Сожитель в течение нескольких лет обманывает их, обещая жениться. Потом бросает. Помню письмо: «Мне 32 года. Мы девять лет прожили в гражданском браке. Сейчас он ушел…». Печальное письмо. Девять лет иллюзий и обмана.

Есть непреложная истина: Бог помогает прежде всего тем, кто исполняет заповеди Божии. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Целомудрию содействует благодать Духа… где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос». Хранящей девство помогает Господь построить семью, если девушка искренне этого хочет и усиленно об этом молится.

— Сегодня много говорят об утрате мужчинами мужественности, об уходе из нашей жизни даже внешних признаков мужского поведения. Я это наблюдаю, к сожалению, изо дня в день — в общественном транспорте. Из той же области — безволие, инфантилизм, эгоизм, безответственность многих мужчин. Мне регулярно приходится разговаривать с несчастными женщинами, мужья которых годами «не могут найти работу», а если что-то где-то и зарабатывают, то тратят на пиво. В чем причина такого явления — не в тех ли печальных обстоятельствах, которые я постаралась отразить в своих вопросах выше?

— Здесь нужно обратиться к духовной стороне вопроса. Что есть мужество, мужественность? Греческое слово «тюмос», которое переводится на русский язык как «мужество», означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы.

Мужественность не является принадлежностью природы мужчин, то есть не достается вместе с полом. Ее надо приобретать, воспитывать в себе. Господь Бог перед началом завоевания Обетованной земли говорит вождю народа Иисусу Навину: Будь тверд и мужествен (Нав. 1, 6, 7, 9, 18). Основанием истинного мужества является непоколебимое упование на Бога. Мужественность необходима и в духовной жизни. Святой апостол Павел призывает: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13). «Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве» (преподобный Иоанн Лествичник). Мужественен тот, кто побеждает страсти. Обуреваемый ими не имеет мужества. Он расслаблен и безволен. Подавляющая часть современных мужчин живет без веры. Они побеждены соблазнами и страстями. Поэтому они инфантильны, себялюбивы и безвольны, и в них нет мужественности.

— Ну а верующие, православные мужчины, православные семьи в целом — отличаются от семей невоцерковленных? Роль главы семьи, отца, его значение для семьи, его воздействие на детей — в этих семьях иные? Или только должны быть иными?

— Да, если только Православие в этих семьях не является чем-то формальным. Старец Паисий Святогорец говорит: «Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд». Если вся атмосфера в семье проникнута духом христианства, если родители стремятся жить по евангельским заповедям, тогда отец этого семейства исполнит свое назначение.

— Наконец, о Вашем собственном отцовском опыте. Чему научило Вас отцовство — такому, что Вы теперь можете поделиться этим с другими отцами? Что в Вашем личном опыте главное? Вы вырастили двух священников — как Вам это удалось? Вы делали для этого что-то специально, или все произошло само собой?

— Мы всей семьей воцерковились в апреле 1984 года через 11 лет нашего супружества. Старшему сыну Павлу было десять лет, второму сыну Александру пять, а Надежде два с половиной.

Христианство, когда мы обратились к нему, изменило наше отношение к воспитанию. Появились ясные принципы, которыми мы стали руководствоваться. Не менее важным было осознание великой ответственности за нравственное здоровье детей перед Богом. Мы с матушкой Еленой старались, чтобы в доме была обстановка и атмосфера, которая помогала бы детям научаться вере и благочестию. Ведь христианство не есть только учение или система ценностей. Это — жизнь, обновленная и возрожденная благодатью.

Одним из самых действенных средств воспитания детей является добрый пример родителей. Это — простой и вместе с тем великий закон педагогики, освященный Божественным Учителем. Спаситель сказал Своим ученикам: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15).

Научают своих детей благочестию те родители, которые искренне живут верой, для которых она является главным нервом жизни. Если мать и отец живут так, что для них благочестие — естественный образ жизни, то дети обязательно этому научатся. Дети хорошо чувствуют искренность и правду.

Постоянная любовь родителей к детям наполняет их души спокойствием и радостью. Именно теплая родительская любовь постепенно научает детей постигать любовь к себе Небесного Родителя. Вся атмосфера в семье должна быть проникнута любовью. Тогда ребенок не только почувствует, но и осознает, что в этом огромном холодном мире отец и мать являются для него самыми близкими и надежными людьми.

Если отец и мать живут верой, то они оказываются способными приобрести еще одно важное нравственное качество, без которого невозможно рассчитывать на плоды в деле воспитания, — христианскую жертвенность. Она предполагает решимость отказаться от всего, что мешает детям быть духовно здоровыми. А отказываться нам есть от чего: светские газеты и журналы, в которых много пошлого, а порой и непристойного; радио и телевизор, которые привносят в дом много грязи и духовного яда, и прочие атрибуты современного общества, живущего бездуховно. Нежные и очень восприимчивые детские души подвергаются непосильному для них испытанию. Есть достаточно корректные и точно проведенные исследования, которые показывают, как сильно травмируются сознание и психика детей, повышается склонность к насилию и агрессии, когда они не ограждены от массовой псевдокультуры и СМИ (телевидения, радио, газет и проч.). Детей, выросших перед телевизором, очень трудно научить христианским добродетелям. Они лишились чистоты.

Мы с матушкой избавились от небольшого телевизора, который нам подарили родственники. Радио у нас не было с самого начала нашей семьи. Газеты мы никогда не выписывали и не покупали. Также и светские журналы. Некоторое время выписывали для детей «Юный натуралист». Не помню, сколько времени это продолжалось. В нашу квартиру не проникал нравственный шум мира, живущего бездуховно. Нам приходилось слышать от родственников замечания: «Вы лишаете их детства», «Кем они вырастут, совсем не зная жизни?». Мы не спорили, но обстановку в доме не меняли.

В этом отказе от всего, что нам представлялось вредным и ненужным, не было насилия ни для нас, ни для детей. Нас это совсем не интересовало, а дети не просили этих средств развлечения и никогда нас не упрекали из-за их отсутствия в нашем доме.

Мы старались держаться правила: родители не должны ссориться, особенно в присутствии детей. Они должны ясно понимать, что самая большая драгоценность в доме — мир. Его сохранение является первейшей задачей. Распри между родителями, проявление неуважения друг к другу в присутствии детей, как кислота, разъедают родительский авторитет.

Еще в одном родители должны проявить жертвенность. Они должны оставить привычки вести дома пустые разговоры на политические и меркантильные темы. Дети заражаются этим мирским духом, который чужд светлому и радостному миру веры. От родителей требуется подвиг, ибо мы являемся участниками великой духовной битвы. Весь многовековой опыт христианства давно убедил, что плоды веры можно иметь только тогда, когда благую весть о Царстве Небесном человек воспринимает всем своим существом.

Хочется сказать еще об одном правиле воспитания. Если ребенок провинился, не наставлять его сразу же. Гнев, раздражение и даже неспокойное состояние, которые по человеческой немощи неизбежны, не могут принести пользы. Да и ребенок, совершивший плохой поступок, в первое время находится во всеоружии самооправдания. Когда же он успокоится, начнет работать его совесть. Делая наставление по горячим следам, мы лишь удовлетворяем свою потребность выразить недовольство, разрядиться. Или пытаемся оправдать педагогической необходимостью недостаток терпения и любви.

Сам Бог, как Творец и Господь, воспитывает человека, направляя его на путь спасения. Чтобы Божественная педагогика исполнилась на наших детях, мы, родители, должны создать необходимые условия. Маленькие дети очень восприимчивы ко всему доброму. Надо учить их молиться, любить храм. Доступно пересказывать Священное Писание. Необходимо детей приобщать также к лучшим произведениям классической культуры. Отец Серафим (Роуз) писал: «Человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой».

Для этого нужно проявить мудрость и терпение. Благодать, которую дети получают в Таинстве Причастия и в общей молитве за богослужением, дает тот духовный иммунитет, который хранит их на всех путях жизни.

Священниками сыновья захотели стать сами. Это определилось в конце школьной учебы. Дочь окончила Свято-Димитровское медицинское училище сестер милосердия. По окончании училища она работала медицинской сестрой операционного блока. Сейчас воспитывает трех маленьких детей. И надеется вернуться в медицину, когда дети подрастут.

Беседовала Марина Бирюкова


Журнал «Православие и современность» № 27 (43)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-12-18-00-08-39-obraz