Образ будущего воскресения. Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, сегодня, в Лазареву субботу, мы вспоминаем событие, бывшее незадолго перед страданиями и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, — воскрешение Им из мертвых Лазаря Четверодневного.
За время Своей земной проповеди Спаситель сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли погребать. Нужно думать, что это было на второй день после смерти юноши. У иудеев был обычай, сохранившийся и доныне, — хоронить усопшего на следующий день после его кончины (не так, как принято у нас — погребать на третий день после смерти). Долго предаваться печали над телом умершего не позволяет жаркий климат Палестины — тело быстро подвергается тлению. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И, наконец, третье — то, которое мы сегодня вспоминаем, — чудо воскрешения из мертвых Лазаря Четверодневного.
В сегодняшнем тропаре есть такие слова:
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря».
Обратите внимание на эти слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя».
Воскрешение Лазаря не было для Господа каким-то, так сказать, этапом духовного развития, как бывает у святых людей и подвижников, которые, восходя «от силы в силу» (Пс. 83, 8), достигают особенного духовного состояния и становятся способны творить великие чудеса. Спаситель совершил это чудо ради нашего уверения в том, что когда-то будет всеобщее воскресение из мертвых.
Конечно, из этого не следует, что Он не испытывал никаких человеческих чувств. Например, Господь умилосердился над наинской вдовицей, Он пожалел не столько ее умершего сына, сколько ее саму.
Все мы когда-то умрем и предстанем перед Богом, а в последний день все воскреснем. Тот, Кто знает о предстоящем воскресении столь же хорошо, как мы осведомлены об обычных житейских предметах, конечно, не может жалеть об умерших, но Он сочувствует людям, испытывающим грусть, тоску от разлуки со своими любимыми и родными. Такие же человеческие чувства — жалость, милосердие — Господь испытывал в случае воскрешения единственной дочери Иаира.
Конечно же, «Бог есть любовь» всегда (1 Ин. 4, 8; 16), но нельзя отрицать в Господе Иисусе Христе и человеческих чувств, потому что по Своему человеческому естеству Он был совершенным, святым, если так можно выразиться — идеальным, но — Человеком.
Обратите внимание, что случаи воскресения происходили на глазах многих очевидцев. Например, при воскрешении Спасителем сына наинской вдовицы вместе с ней из города шла целая погребальная процессия. В маленьких городах часто все друг друга знают. Может быть, и тогда чуть ли не все жители Наина вышли провожать умершего, желая тем самым поддержать эту ставшую одинокой женщину. Кроме того, и за Самим Спасителем следовало много народа, поэтому свидетелями чуда были сотни людей. Свидетельства нескольких сотен человек более чем достаточно, чтобы увериться в истинности того, что описано в Евангелии.
При чуде воскрешения дочери Иаира также было много людей, потому что и за Господом следовала большая толпа, и у дома умершую девочку оплакивало множество близких и знакомых. Когда Господь, желая на некоторое время скрыть чудо ее воскресения, сказал, что она не умерла, но спит, — все они начали над Ним смеяться, настолько очевидной им казалась смерть этой девочки.
Обратите внимание: при воскрешении сына наинской вдовицы шел второй день после его кончины, и уже никто не мог сомневаться, что он умер. В этом случае смерть отроковицы также была настолько очевидна, что над Господом стали смеяться, как над человеком, говорящим что-то абсурдное.
Сразу же после своего воскресения она захотела есть — эта подробность говорит о том, что перед Спасителем была маленькая девочка, еще не понимавшая, что произошло. Она не только стала полностью здорова, но и, как к выздоровевшему ребенку, к ней сразу вернулся аппетит.
Из Евангелия мы знаем и другие подробности совершения этих чудес: название местности, где был воскрешен юноша, — город Наин; имя отца отроковицы — Иаир. Вполне может быть, что эти люди были известны первым христианам.
И, наконец, самое великое чудо — воскрешение из мертвых Лазаря Четверодневного. Он умер за четыре дня до того, как Господь пришел к его гробу. Поскольку Палестина — страна скалистая, то у иудеев был обычай хоронить усопших не в могилах, как у нас, а в пещерах. Тело праведного Лазаря подверглось тлению, поэтому его сестра Марфа сказала: «Господи, уже смердит, потому что он уже четверодневен» (см. ст. 39). Марфе представлялось, что Спаситель желает попрощаться с ее братом, которого она горячо любила, — она не понимала, чтo Он на самом деле хочет сделать, и поэтому предостерегла отваливать камень от пещеры. Трудно говорить такие слова о родном человеке, но Марфа, как мы знаем из других евангельских повествований, была здравомыслящим, хозяйственным человеком.
При чуде воскрешения Лазаря также присутствовало много людей: ученики Спасителя, иудеи, пришедшие из Иерусалима, для того чтобы утешить Марфу и Марию и посочувствовать их горю. Видимо, их семья была известна, а Лазарь был молодым человеком, потому что, по Преданию, после своего воскресения он прожил еще многие годы и даже стал Кипрским епископом. И вот вся эта огромная толпа, среди которой находились не только друзья Спасителя, но и Его враги, предвзято настроенные люди, — все они стали свидетелями воскрешения Лазаря.
Когда он, подобно кокону, обвитый погребальными пеленами — как изображается на наших иконах, — вышел из пещеры, Спаситель сказал: «Развяжите его и оставьте идти» (см. ст. 44). Видимо, Лазарь испытал такое необычайное потрясение от пребывания в преисподней и возвращения к жизни, что в тот момент не мог ни с кем общаться и должен был уединиться. Впоследствии же, спустя немного времени, он возлежал с Господом Иисусом Христом за трапезой и вкушал пищу, что доказывало действительность его воскресения. Потому впоследствии иудеи хотели убить не только Господа Иисуса Христа, но и Лазаря, ставшего живым свидетельством Божественного происхождения Господа Иисуса Христа.
Обращает на себя внимание еще одна особенность евангельского повествования: некоторые чудеса Господь наш Иисус Христос творил дважды или трижды, чтобы этим показать, что чудеса эти произошли не случайно, не «сами по себе», а по Его повелению.
Например, дважды Спаситель насытил хлебами людей; несколько раз по Его приказанию совершился чудесный лов рыбы; чудо воскрешения из мертвых было совершено трижды. Этим Господь показал нам, что Он — Бог, Который может совершить чудо воскрешения и во время земной Своей жизни, и в будущем, в последний день, когда Он воскресит каждого из нас.
Бесчисленная вереница поколений от Адама до кончины мира, миллионы и миллиарды людей — все они восстанут так же, как воскрес Лазарь Четверодневный. Тогда все мы восстанем перед Ним и увидим всех людей, живших на земле от начала века: и праведников, и грешников. Если в этой жизни мы покаемся, то там возрадуемся и будем общаться с праведными, святыми людьми. В противном случае в будущей жизни нам придется горько сожалеть, скрежеща зубами от бесплодного раскаяния в том, что не сумели стяжать милость Божию, а правильнее сказать — не захотели этого сделать.
То, что муки будут действительными, учит не только Евангелие, но и простой здравый смысл. Человек состоит из души и тела. Он согрешает и творит добрые дела не только душой, но и телом. Поэтому и ответственность за свои поступки он должен нести и душой, и телом. И муки, и блаженство будут не только для души, но и для тела. (Когда речь идет о блаженстве, то подразумеваются не те телесные наслаждения, которые привычны для нас сейчас, а иные.)
Представьте себе какого-нибудь изобретателя или просто механика, который собрал некий механизм — допустим, автомобиль. В памяти он содержит все этапы создания этого механизма, поэтому при необходимости он может сделать его заново. Даже если мы не только разберем автомобиль на отдельные части, но и полностью их разрушим, этот человек знает, чтo необходимо для того, чтобы воссоздать машину: как выплавить металл и обработать его, как создать те или иные детали механизма и так далее, — по той причине, что в человеческом уме содержится некая схема того, как сделать механизм от начала и до конца.
Таким образом, если уж человек способен ту или иную вещь воссоздать, то тем паче Бог, создавший человека, может воскресить его из мертвых. Ведь Он знает все о «составных частях» человека: не только о душе, которая неделима и бессмертна, но и о теле, которое после нашей кончины распадается, превращается как будто бы совсем в другие вещества — такие, что и следов от тела никаких не остается (особенно, если смерть наступила несколько тысяч лет назад). Но всеведущий Бог при наступлении последнего дня сумеет воззвать из состояния этой разрозненности все частицы нашего тела. Они соединятся вокруг души, и это вновь будет именно наше тело — не какое-то чужое или «вообще» человеческое тело, не имеющее никаких индивидуальных особенностей, а именно наше.
Мы видим, что тело человека принципиально отличается от тел животных, потому что оно создано и существует для того, чтобы вмещать в себя разумную душу. Каждая его часть говорит о том, что это тело разумного и бессмертного существа. Точно так же каждая частичка нашего тела несет отпечаток личности человека, и личность — бессмертная душа — в свое время соединится с телом, каждую частичку, каждый волос которого Господь воззовет из распыленного состояния. Мы воскреснем для того, чтобы предстать перед Господом и ответить за все.
В отличие от механизма, схема которого задана извне, человек может сам повлиять на свою, если так можно выразиться, схему — на душу. Он может ее улучшить или ухудшить, и в последнем случае тело его по воскресении будет нести отпечаток его безнравственности.
В жизни встречаются люди благообразные, с красивой внешностью, но с оскверненной душой. И, наоборот, бывают люди с заурядными или даже неприятными чертами лица, но душа у них святая. Внутреннее состояние отчасти отражается на внешности, но кардинально она не меняется. В будущей жизни будет не так: красоту тела определит красота души. У людей святых тело будет сиять благодатью в прямом смысле — своим сиянием оно уподобится солнцу, или луне, или звездам, оно станет прекрасным.
Сейчас мы говорим в переносном смысле о том, что у человека светится лицо, когда он счастлив или переживает какое-то возвышенное молитвенное состояние, но в будущей жизни не только лица людей, но и их тела будут светиться в самом буквальном смысле слова. И, наоборот, лица и тела грешников будут темными и издающими смрад.
Поэтому каждый день, читая Символ веры и повторяя слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», — мы должны произносить их не механически, а сознательно, понимая, что когда-то будущий век действительно наступит. В это мы не только верим, но, как сказано, «чаем» — то есть надеемся на это, ожидаем наступления этого времени.
Празднуя сегодня воскрешение из мертвых праведного Лазаря, мы укрепляем свою веру воспоминанием этого чуда. Веру в будущее воскресение мы должны не просто содержать в уме как некое отвлеченное знание, но и жить ею, понимая, что благодаря нашей жизни, доброй или злой, наше воскрешение будет или «воскрешением живота», или «воскрешением суда» (см. Ин. 5, 29).
7 апреля 2001 года
Источник: Сайт Ново-Тихвинского женского монастыря
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии