Образ Богородицы и православная софиология. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
8/21 сентября Церковь отмечает праздник иконы Софии-Премудрости Божией

В день праздника Рождества Богородицы 21 сентября в списке разных икон Божьей Матери которые чествуются в этот день входит и икона Софии-Премудрости Божией.

Православная софиология – учение о Мудрости. Одно из самых загадочных и до конца не раскрытых в богословии понятий. Софию относят традиционно к ипостаси Христа, а не Богородицы. И изображение на иконе Софии Девы Марии (как той что родила ипостасную премудрость) является привнесенным. Изначально там было символическое изображение Софии в виде женственного Ангела или, же по мысли Г. Флоровского, Ангела Великого Совета.  Вопрос православной софиологии сложный, но интересный. В этой публикации мы дадим ее краткий историко-богословский анализ.

Конечно же понятие мудрости возникло задолго до Рождества Христова. Оно являло собой некий идеал знания и одновременно способа бытия отличающегося от жизни других людей. Мудрость в античном мире понималась как истинная философия и означала стремление человека к целостности, осмысленности и гармоничности жизни. 

Это же понимание мудрости имеет место и в традиции Ветхого завета. Поэтические книги в разных образах, понятиях, аллегориях и прочь воспевают осмысленность, рассудительность, разумность духовной жизни. По мысли автора библейских книг разум и мудрость имеют источник в Боге. Но в этих книгах есть фрагменты, которые позволяют нам интерпретировать Мудрость как силу предвечно исходящую от Божества и не отождествляющуюся с миром. Она есть инструмент сотворения мира (Пс 103:24) и обладает активным демиургическим началом (Притч 8:22-31).

В Новом Завете понимание Ипостасной Божественной Мудрости усваивается Иисусу Христу в котором сливаются Логос (Слово) и София (Мудрость). Разные Святые Отцы по разному учили об этом в своих трудах. На этом можно было бы и остановиться в плане богословского понимания Божественной Премудрости, но толчок в развитии этого учения был дан в средневековой Европе. И связан он был с распространением культа детства. Так возникает женский образ премудрости связанный с Богородицей и Христом и символизирующий чистоту и девство. (Генрих Сузо). София является проявлением Бога, Его идеей. Это вечная, нетварная, нерожденная Дева, олицетворение целомудрия и непорочности. По отношению к Троице София выступает к качестве «проявления», как целостность Троицы, не имеющая ничего общего с земной плотью (Я Бёме). Под влиянием западной философии учение о Софии проникает и в Россию и как философский концепт появляется в конце XVIII начале XIX в. в связи с распространением переводов европейских мистиков.

Главной проблемой софиологии становится проблема взаимоотношений Бога и мира. Владмир Соловьев отождествляет Софию то с миром Идей в Боге, то с Душой Мира, постепенно доводя социологию до пантеизма, где тварный мир не другой по отношению к Богу а лишь недолжное, искаженное его состояние. Для него София это также Вечная Женственность, идеальнее человечество.

Павел Флоренский и Сергей Булгаков трактуют Софию как «Ангела Хранителя творения», творческий замысел Бога о мире, совокупность прообразов твари, как «идеальную субстанцию, основу творения, мощь и силу ее бытия». Тенденция софиологов трактовать Софию как «четвертый ипостасный элемент Святой Троицы иерархически им не равный, но участвующий во внутритроичной жизни Божества, и являющийся началом тварной многоипостастности» приводит к тому что это учение осуждается определениям Архиерейского собора РПЦЗ 1935 г. Критики софиологии (Г. Флороский, С. Четвериков, В. Лосский) склоняются к пониманию Софии как Промысла Божия или как Нетварной Энергии Божества. До конца сформированной и догматически обоснованной софиологии на сегодня в православии нет.

Позиция философа в этом вопросе как правило зависит от его конфессиональной принадлежности. Но в целом православная антропология  даёт нам  три аспекта понимания мудрости.

  1. Мифологема отражающая представление о смысловой наполненности и устроенности вещей и мира в целом.
  2. Один из атрибутов Божества в иудео-христианской традиции.
  3. Антропологическая характеристика, способность и условие нравственной и познавательной активности человека.

Что касается святоотеческого учения о софиологии, то оно исходит из различения знания разума и мудрости сердца и настаивает на том, что размышление в этом вопросе должные быть не логико- рассудочные, а молитвенно-духовные.

http://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/56082-obraz-bogorodicy-i-pravosl...