Обман и разделение, или как ПЦУ на самом деле борется за единство. Ярослав Нивкин
ПЦУ постоянно говорит, что Томос объединил всех православных Украины. Но на практике мы все чаще становимся свидетелями того, что даже внутри ПЦУ никакого единства нет.
Несколько дней назад «епископ» Ровенский и Сарненский Гавриил Кризина в преддверии годовщины «объединительного собора» пожаловался в своем Фейсбуке, что в ПЦУ до сих пор нет единства, а клирики экс-УПЦ КП там притесняют клириков экс-УАПЦ.
Кризина рассказал, что «благочинный» Данило Ковташ, подчиняющийся «архиепископу» Ровенскому и Острожскому И. Процику, отказался «сослужить» Кризине сам, и запретил это делать другим «священникам».
В комментариях Кризину поддержал и другой бывший «епископ» УАПЦ Владимир Шлапак, заявивший, что точно такая же ситуация и у него на Житомирщине.
«Священник» ПЦУ Николай Лагодич написал, что такая ситуация не только на Полесье. И, по его мнению, она будет такой «до тех пор, пока в одном городе будет по три епископа ПЦУ». А «священник» Сергей Яровой констатировал, что за 5 лет единства в ПЦУ так и не возникло. Так что же происходит в структуре Думенко?
Томос и единство
Глава Фанара патриарх Варфоломей все время подчеркивает, что дарование Томоса украинским раскольникам имело в первую очередь одну цель – преодоление раскола в Украине и объединение «трех ветвей» украинского православия в одну.
В августе 2021 года он заявил, что «разделение тела Православной Церкви на три отдельные институции в Украине было глубокой раной для сопричастия всей полноты Православной Церкви». По его словам, «предоставление автокефалии в конце концов поможет решить вопрос единства».
Эти слова были сказаны почти через три года после того, как 15 декабря 2018 года состоялся так называемый объединительный собор ПЦУ. То есть к 2021 году проблема «единства» решена так и не была, несмотря на то, что Думенко уверял патриарха Варфоломея в обратном.
Так, в 2019 году, выступая по случаю годовщины «объединительного собора» ПЦУ, Епифаний рассказал, что «15 декабря мы все вместе сумели засвидетельствовать факт единения трех ветвей украинского Православия».
То есть, по словам Думенко, единство есть. Наверное, именно по этой причине представители ПЦУ практически всех уровней постоянно говорят о том, что их «церковь открыта для всех», а сам Сергей Петрович уверяет, что рано или поздно, хотят они того или нет, но все украинцы станут членами его структуры.
Из всех этих громких заявлений можно сделать вывод, что единство «трех ветвей» украинского православия – очень важная задача для Константинопольского Патриархата, и едва ли не главный аргумент для оправдания того, что Фанар вторгся на каноническую территорию другой Церкви.
Но смогли ли за прошедшие 5 (пять!) лет подопечные Думенко эту задачу выполнить? Нет, конечно. И говорят об этом как они сами, так и представители других Церквей, которые внимательно следят за ситуацией в Украине.
ПЦУ и «единство»
Проблема взаимоотношений между бывшими представителями УПЦ КП и УАПЦ, описанная в начале статьи – далеко не нова и возникла не сегодня.
По факту разделение внутри ПЦУ существует с первого дня создания этой структуры. Более того, еще до «объединительного собора» было понятно, что филаретовцы (УПЦ КП) относятся к автокефалистам (УАПЦ) очень пренебрежительно, так как считают их менее «благодатными», чем они сами.
Еще в 2018 году «епископ» УАПЦ Афанасий Шкурупий очень обижался на пресс-секретаря УПЦ КП Евстратия Зорю, который рассказал журналистам о консультациях «по объединительному собору»: «Где, когда и с кем эти "консультации" происходят? На конспиративных квартирах и за рюмкой виски? Или в подсобках цирка? А когда выход на манеж?!».
На манеж воспитанники Денисенко и Малевича вышли достаточно быстро. Например, тот же Шкурупий в апреле 2021 года (уже после «объединения» и Томоса) обвинил «архиепископа» ПЦУ Митрофана Бутынского в рейдерском захвате приходов Харьковского благочиния. «Вот такие у нас тут дела. Больно и обидно, что именно с этого начинается развитие Православной Церкви Украины. Что ж, за что боролись, на то и напоролись!» – написал тогда «иерарх» ПЦУ Афанасий.
Чуть позже Шкурупий поблагодарил своих «священников» за то, что они остались верны «его омофору» и не перешли к конкуренту. И когда читаешь такие слова, то складывается впечатление, что речь идет о совершенно разных структурах, а не о взаимоотношениях внутри одной.
И в этом смысле история Шкурупия – не исключение, а правило.
Дело в том, что ПЦУ, несмотря на громкие заявления о единстве и каноничности, так и не решила проблему епархиального руководства. То есть на сегодня почти в каждой епархии структуры Думенко есть как минимум два «архиерея», а в некоторых – по три. Например, титул «Тернопольский» принадлежит сразу трем «иерархам» – Нестору Пысыку (Тернопольский и Кременецкий), Тихону Петранюку (Тернопольский и Бучацкий) и Павлу Кравчуку (Тернопольский и Теребовлянский).
Такая же ситуация в Черновцах и Виннице, где думенковцы тоже имеют трех «епископов». Более того, по их же словам, есть случаи, когда в одном селе действуют общины трех епархий ПЦУ!
С точки зрения канонического церковного права – это абсолютная аномалия, не имеющая аналогов в какой-либо другой Церкви. Это прекрасно понимают внутри ПЦУ. В тех же Черновцах представители одной «епархии» из структуры Думенко предложили представителям двух других «епархий» объединиться – для достижения «консолидации».
Кроме того, во время одного из интервью на «Радио Свобода» Думенко спросили, не противоречит ли канонам Вселенских Соборов тот факт, что в Виннице действуют сразу три «епископа» ПЦУ. Сергей Петрович ответил, что «после объединения было принято решение, что каждый, кто с чем пришел, с тем и остается», но этот процесс «со временем будет нормализован». Нарушает ли ПЦУ каноны Православной Церкви сейчас, Сергей Думенко не ответил. А вот то, что процесс «объединения» до сих пор не нормализован – факт. Что же это значит? То, что Томос не выполнил своего предназначения и не смог объединить православных Украины. Более того, даже сами раскольники единства не достигли.
Томос не принес единство православным Украины
Данный факт настолько очевиден, что о нем говорят иерархи других Поместных Церквей. По словам митрополита Пирейского Элладской Церкви Серафима, вместо мира и единства Томос развязал «беспрецедентное преследование канонической Православной Церкви, находящейся под омофором Митрополита Онуфрия».
Он уверен, что Томос не помог даже тем, кто поддержал его в Украине, потому что «люди, которые преследуют, грабят, прибегают к насилию, находятся не на пути спасения, а на пути погибели».
Такого же мнения придерживается Предстоятель Албанской Православной Церкви, который еще в 2020 году заявил, что «инициативы в Украине по прошествии двух лет, очевидно, не дали желаемого исцеляющего эффекта».
«Для миллионов украинских православных не было достигнуто ни мира, ни единства», – считает Архиепископ Анастасий.
Также на факт отсутствия единства среди украинских православных указывает и Синод Албанской Церкви, который в контексте сравнения своего Томоса и Томоса ПЦУ заявил: «Главным, однако, есть то, что в Албании (после дарования Томоса, – Ред.) наступили мир и единство, в противоположность тому, что происходит в Украине с неблагоприятными последствиями для всей Православной Церкви».
Что же мы имеем в итоге?
Из всего этого очевиден только один вывод: ПЦУ не способна к объединению. «Объединительная» риторика руководства этой структуры – это только фасад, за которым скрывается глубокая вражда даже внутри самой думенковской структуры. Но можно ли назвать это неожиданностью? Может ли быть единство во Христе там, где процветают ненависть и агрессия?
Болгарка не способна воспитать христианина, а призывы к единству под звуки этой самой болгарки выглядят крайне цинично. И до тех пор, пока в ПЦУ не поймут, что церковный раскол преодолевается не «слияниями и объединениями», а только покаянием и изменением ума, ситуация будет только ухудшаться.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/77444-obman-i-razdelenie-ili-kak-ptsu...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии