"Обители Ильинской украшение". Протодиакон Иоанн Полищук

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

"Обители Ильинской украшение"

2016 год – особенный для русского монашества на Афоне, ведь тысячу лет идёт молитва в уделе Пресвятой Богородицы, сначала за Русь, а затем и за страны, образовавшиеся на её основе.

С давних времён на Афонской Горе существовало неписаное правило, по которому выходцы из Российской части империи заселялись в Андреевский скит и Пантелеймоновский монастырь, а выходцы из Украины селились преимущественно в Ильинском скиту и скиту «Чёрный Выр». В известной книге «Великая стража», которая описывает период расцвета отечественного монашества на Святой горе, между прочим говорится: «В Ильинском скиту, в отличие от остальных наших обителей, монахи общались исключительно на украинском языке и даже бранились между собой по-малорусски».

Такое негласное правило более всего связано с основателями этих обителей, поскольку Ильинский скит и «Чёрный Выр» были основаны Запорожскими казаками. В отличие от «Чёрного выра», история которого ещё будет долго и кропотливо изучаться, история не менее славного Ильинского скита хорошо известна. Братство Ильинского скита возродило чуть ли не навсегда утраченную Пантелеймоновскую обитель «Старый Русик» и дало начало Андреевском скиту. В этом году Пророко-Ильинский скит отмечает 260 лет с момента своего основания преподобным Паисием Величковским, выходцем из Полтавщины. Как и все русские обители, наибольшего расцвета скит достиг в конце XIX – нач. ХХ веков. Именно к этому периоду относится построение величественного соборного трёхпрестольного храма скита.

Панорама скита. Афон
Панорама скита. Афон

Часто так случалось, что в период расцвета русского монашества греческие монахи брали себе в духовники русских старцев. В то время в Ильинском ските сияли своими подвигами иеросхимонах Тихон и настоятель скита архимандрит Гавриил, ныне прославленный в лике святых как преподобный Гавриил Афонский. К сожалению, из-за недопущения греческими монахами историков для изучения наследия одной из знаменитых русских обителей Святой Горы, собрание святости подвижников Ильинского скита в настоящее время невозможно.

Русские монахи Ильинского скита. Фото кон. 19 века
Русские монахи Ильинского скита. Фото кон. 19 века

Детство, юность, прибытие на Афон

Родился будущий преподобный на Киевщине в 1849 году. В двенадцать лет осиротел, но при помощи неравнодушных людей юный Георгий получил начальное образование. Как и каждого человека, вёл Господь Георгия к монашескому подвигу. Тяжело заболев, юноша дал обет по выздоровлении посетить святые места Киева. Паломничество стало ключевым этапом в плане ухода от мира и устремлении себя к монашеской аскезе. Именно в это время он вступает в Пантелеймоновский скит в Феофании и становится учеником настоятеля обители, преподобного Вонифатия. Но в 1867 году юный послушник отправляется в паломничество к Святой Земле и святыням Афона, где и остаётся в Ильинском ските. Впоследствии его постригают в монашество с именем Гавриил.

«Обители Ильинской украшение»

Через некоторое время монах Гавриил принимает рукоположение в диаконский и иерейский саны и назначается казначеем и экономом скита. Затем получает послушание на настоятельство подворья в Константинополе (Стамбуле). В 1887 году скитоначальник отец Паисий по решению Святейшего Синода получает послушание настоятельства в Ахтырском монастыре, и на его место, по выбору братии, ставится иеромонах Гавриил. Через некоторое время Константинопольский патриарх Иоаким III возносит Гавриила до сана архимандрита.

Отец Гавриил
Отец Гавриил

Получив важное послушание, отец-архимандрит более всего заботился об улучшении состояния обители – именно при его правлении был построен уже упомянутый нами величественный собор, приведены в порядок корпусы, значительно умножилось братство. Много раз приезжал отец Гавриил пароходом в разные части России со святынями скита для сбора пожертвований на строительство собора. Однако промыслом Божьим не суждено ему было при жизни увидеть величие соборного храма. Во время одной из поездок, в городе Новоазовске, состояние здоровье старца резко ухудшилось. 19 октября (по старому стилю) 1901 года, после причащения Святых Тайн, он отошёл к Господу. Похороны были совершены в новооткрытом подворье Одессы, где под склепом главного храма тело старца было предано земле.

Одесса. Подворье после постройки
Одесса. Подворье после постройки

Судьба скита после смерти отца Гавриила и прославление в лике преподобных

После смерти старца недолго благоденствовали как Ильинский скит, так и Одесское подворье. Первой афонских монахов всколыхнула имябожницкая смута, из-за которой многие иноки были выселены с Афона в Россию в 1913 году. Потом была революция 1917 года, которая прекратила существование Одесского подворья и заставила многих Афонцев, выселенных на территории бывшей империи, принять и выпить чашу гонений до дна. Хотя большевистские гонения не затронули гору Афон настолько, насколько они задели подворья, но из-за политики СССР мало кто имел возможность выехать за границу на постоянное место жительства, а о Святой Горе для поселения в русских обителях, которые со временем стали приходить в упадок, и говорить нечего.

Сначала кризис братии коснулся Андреевского скита, который после двадцати лет запустения и разграбления стал греческим, а впоследствии и Пантелеймоновского монастыря, который чудом Божьим был спасён в своем статусе русской обители. Ильинский же скит в 1992 году перешёл в распоряжение греческих иноков, которые владеют им и по сегодняшний день. Единственное, что напоминает (точнее сказать, на зависть грекам, подло выдаёт) о русском прошлом обители – это массивный иконостас, изготовленный в лучших образцах нач. ХХ ст., и славянские надписи на иконах. К сожалению, как было уже упомянуто, греческие насельники скрывают под большой тайной всё, что связано с прошлым скита: уникальные книги, документы и рукописи, которые могли бы пролить много света на историю русского монашества на Святой Горе.

Одесса. Подворье. Современный вид
Одесса. Подворье. Современный вид

Что касается Одесской обители, то в начале 90-х годов ХХ века храм вернули Православной Церкви, где в склепе, 22 июля 1994 года, нашли мощи Афонского архимандрита. После многих исцелений и чудес состоялось обретение честного тела и канонизация подвижника в лике местночтимых святых Одесской епархии, а впоследствии и общецерковное прославление преподобного Гавриила. По сегодняшний день бережно хранятся реликвии Святой Горы, привезённые им в Одессу: икона Богородицы «Млекопитательница», часть Древа Креста Господня и стопа апостола Андрея Первозванного.

Мощи прп. Гавриила Афонского
Мощи прп. Гавриила Афонского

Преподобный отче Гавриил, моли Бога за нас!

http://uoj.org.ua/publikatsii/chya-to-zhizn/obiteli-ilinskoy-ukrashenie