Объединительный собор: ледяной холод политики. Сергей Худиев
Евстратий Зоря считает, что основным доводом для присоединения к Поместной Церкви должно быть желание «получить что-то большее и лучшее, чем сейчас».
Недавнее интервью представителя Киевского патриархата Евстратия Зори ВВС, еще раз обозначило «единую поместную» как чисто политический проект, который развивается по чисто политическим правилам – люди бьются за свои интересы, ситуативные союзы могут возникать с людьми совершенно противоположных убеждений, а циничное использование партнеров по игре, предательство и обман являются всем понятной нормой.
Корреспондент спрашивает: «Вас не удивляет, что даже спустя несколько месяцев после начала процесса предоставления украинской церкви автокефалии количество иерархов УПЦ МП, выражающих поддержку этой идее, остается на том же уровне, который был заявлен в апреле?»
Зоря: «Они не определились, потому, что у них нет уверенности в том, какой будет результат... Когда новая церковь будет создана, для них это станет аргументом: если мы к этому присоединимся, то мы действительно получим что-то большее и лучшее, чем сейчас. И наоборот: если не присоединимся, то наша ситуация ухудшится, потому что если мы не пойдем во главе этого процесса, то приходы будут уходить от нас сами, и мы останемся архиереями на своих кафедрах, но из 300 приходов у нас останется 100 или 50».
Мысль о том, что епископы Церкви могут иметь убеждения, а не только интересы, и не предавать своего предстоятеля потому, что это противно их вере, а не потому, что это им кажется невыгодным, как-то совершенно не приходит в голову представителю «Киевского Патриархата».
Корреспондент уточняет: «То есть в этом вашем, сугубо теоретическом примере речь идет о чисто карьерных соображениях...» и Зоря подтверждает: «Если мы хотим достичь успеха, мы должны иметь дело с реальной ситуацией, а не с идеальной, которую бы нам хотелось иметь».
Мысль о том, что Епископы Церкви могут иметь убеждения, а не только интересы, и не предавать своего предстоятеля потому, что это противно их вере, а не потому, что это им кажется невыгодным, как-то совершенно не приходит в голову представителю Киевского патриархата.
Он полагает, что иерархи УПЦ до сих не продали Митрополита Онуфрия (и друг друга) только потому, что их пока не устраивает цена.
Конечно, бедный Филарет оказался в крайне уязвимом положении среди людей с такими представлениями о верности – но, в конце концов, он сам это выбрал.
Далее Евстратий Зоря предвещает УПЦ судьбу «партии регионов», но остановимся пока на этом.
Что бросается в глаза – так это отсутствие, собственно, религиозной мотивации. За всем проектом создания новой структуры лежат соображения национального и политического характера. То, что Евстратий Зоря определяет, как «волю украинского народа», причем не церковного, верующего народа, а народа как нации – в лице политиков, которые набрались смелости говорить от лица нации. Тут он, в общем-то, ничего нового не сообщает – и до этого бросалось в глаза, что движущей силой проекта являются политики, а не пастыри. Люди либо религиозно безразличные (как Порошенко), либо причисляющие себя к неправославным или вовсе нехристианским общинам – как униат Тягнибок или мусульманин Джемилев.
Никто не скрывает и того факта, что в продвижении (если не прямо, создании) всего проекта приняли самое энергичное участие политики, не только вполне чуждые православной веры, но не имеющие совершенно никакого отношения к украинскому народу - и которые даже не говорят ни по-украински, ни по-русски.
На днях Филарет наградил экс-заместителя директора ЦРУ Джека Девайна «за помощь в создании единой церкви». Очевидно, и Филарет, и Джек, считают совершенно излишней какую-либо конспирацию, и это понятно – политики США и не думают скрывать своего участия в проекте. Государственный департамент, посол по вопросам свободы вероисповедания (!) Сэмуэл Браунбек, бывший вице-президент США и активный сторонник продвижения абортов и «однополых браков» Джо Байден, спецпредставитель США по вопросам Украины Курт Волкер, госсекретарь США Майк Помпео – все они постарались подчеркнуть активное участие такого могущественного иностранного государства, как США, в устроении украинских церковных дел.
Слова Евстратия Зори о том, что основным доводом для присоединения к новосоздаваемой структуре должно быть желание «получить что-то большее и лучшее, чем сейчас» могут шокировать церковного человека. Да и корреспондента ВВС они явно удивили своим охлажденным цинизмом. Но, в контексте чисто политического проекта, которым является создание «единой поместной» ничего неожиданного в них нет. Это политика, и содержание всего процесса – дележка материальных ресурсов.
Речь идет о сделке – предайте, и вы сохраните доступ к ресурсам. Если вы сохраните верность, ваши ресурсы, как минимум, сократятся, и у вас будут проблемы.
Но, на чисто практическом уровне, у такого отношения к жизни есть один роковой дефект – чтобы перебежчики могли поверить вашим гарантиям, вы должны вызывать доверие. Они должны быть уверены, что, призывая их совершить предательство, вы, в итоге, не предадите их самих.
Если определяющей мотивацией для участия в новой структуре является стремление «получить что-то большее и лучшее, чем сейчас», то неизбежна жесткая конкуренция за ресурсы – в которой потенциальные перебежчики оказываются в заведомо более невыгодном положении, чем уже сидящие на всех теплых местах филаретовцы.
Между «Киевским патриархатом» и «УАПЦ» уже существует заметная напряженность в связи с распределением власти и собственности в планируемой структуре – уже бросается в глаза, что пирога на всех не хватит и боливар не вынесет двоих. Если в городе уже есть «кафедры» КП и УАПЦ, а в новой структуре должна остаться только одна, это значит, что кто-то должен будет сильно подвинуться.
Питают ли филаретовцы (которые составят большинство в новом образовании) столь сердечную братскую любовь к Епископам Украинской Православной Церкви, что все эти вопросы разрешатся как-то мирно и благообразно?
Не мной это замечено, но сторонники «объединительного собора» объявляют духовенство Церкви «щупальцами врага», «агентами ФСБ», «предателями», «агентами Путина» и вообще негодяями, и, в то же время, требуют от них присоединиться к новой структуре.
Но зачем им в этом их новом собрании «агенты ФСБ»? И пропадет ли враждебность, которую питали раскольники к Епископам, если Епископы вдруг явятся в их собрание? Напротив, из далеких неприятелей они превратятся в конкурентов при дележке кафедр и приходов, что враждебность только усилит. Ведь мотивация всего процесса, как ее определяет Евстратий Зоря, в том, чтобы «получить что-то большее и лучшее», а не в том, чтобы отдать это кому-то другому.
Совершить предательство своего предстоятеля – значит оказаться в мире, где все вообще предают друг друга.
Если вы отказываетесь от тех принципов, на которых созидается Церковь – верности и веры, любви и доверия, смирения и служения – то вы проваливаетесь в холодный, обманчивый и безжалостный мир политики.
Совершить предательство своего предстоятеля – значит оказаться в мире, где все вообще предают друг друга. Это значит сесть за карточный стол, где все друг друга обманывают, и, в итоге, все оказываются в проигрыше – и во времени, и в вечности.
http://spzh.news/ru/zashhita-very/58298-obedinitelynyj-sobor-ledyanoj-kh...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии