Об уверении Фомы (Ин. 20:24–28). Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сегодняшнее воскресенье называется – Антипасха. Это первое воскресенье после Пасхи, посвященное апостолу Фоме. Мы вспоминаем о его удивительном уверении, когда Господь ради него снова явился Своим ученикам,  и позволил ему коснуться Себя, вложить свои персты в  Его раны. 

Если спросить человека, хочет ли он спастись,  наверное, каждый ответит, – хочу. Действительно, почему бы не спастись?  Как можно хотеть не спастись?  Но вот когда начинаешь жить этим желанием, оказывается, что спастись совсем не так уж и хочется. Потому что одно дело, когда тебя кто-нибудь просто  берет и  переноси в некое  сказочное  пространство, в удивительным мир, полный всевозможных  вств и удовольствий… А другое дело, когда начинаешь понимать, что для того, чтобы спастись, надо стать другим человеком, как говорит апостол Павел: «Кто во Христе, тот новое творение».  Значит старое, ветхое творение закончило свое существование, и только  новое творение  может спастись.

Мы в апостиларии сегодняшнего праздника слышали: «Днесь весна благоухает, и новая тварь веселится и радуется».  Значит каждый христианин, тот кто во Христе, – новая тварь …. Но чтобы в это новое творение войти,  нужно иметь очень горячее желание спастись.

Таким горячим желание спасения и был полон апостол Фома. Когда ученики, спрятавшиеся в горнице, увидели Господа, они боялись  выйти оттуда страза ради иудейского. Господь сказал, – Мир вам! – посылая их на проповедь, а они не пошли… Мир, который дал им воскресший Спаситель, их совершенно не умирил. Поэтому и не поверил им  апостол  Фома, и сказал, что не поверит, пока  не вложит свои персты в Его раны. Ему не нужен был такой иллюзорный опыт,  Бог – призрак, Бог – фантом,  не имеющий ничего реального, ничего живого.

Часто нам так хорошо на Пасху бывает,  и мы думаем, что эта пасхальная радость собой покрывает все, что она и есть осуществление  нашего желания духовной  жизни. Как хорошо быть наполненным той радостью и  легкостью, которую Господь посылает в эти святые дни! А вот апостолу Фоме  Господь говорит: «Вложи свой перст в Мои раны». Господь является  Апостолам воскресшим, но  со следами всех своих крестных мучений.  Он явиляется не загладив Свои раны, не спрятав их, а с  прободенным ребром, с пронзенными ладонями,  с пробитыми ногами…

Он так явился апостолу Фоме и всей Церкви, чтобы показать, что путь спасения  – именно такой. Чтобы этим путем следовать, надо этих ран коснуться, надо свой перст в эти раны вложить и быть со Христос здесь и сейчас  с Его страданием. Он воскрес и победил Собой смерть, но дает нам возможность вложить перст в Его раны, в Его несение креста,  в Его искупительную жертву, в Его смерть и в Его воскресение, потому что иным путем никакого спасения быть не может.

Мы все хотим  иметь пасхальную радость, и спасения мы хотим  такого… а хотим ли мы такого спасения, которое Господь явил апостолу Фоме?  И Апостол, открыв в себе желание именно такого спасения, сказал: «Господь мой и Бог мой».

Вот об этом спасении идет речь. Хотим ли мы спастись? Желаем ли мы того пути, который Господь являет нам в Своем воскресении? Желаем ли мы увидеть у воскресшего Спасителя Его незаживающие раны, с которыми Господь  не только воскрес, но с которыми Он на небо вознесся, и которые Он будет нести до конца как знак того, что это есть Тело Христово,  которое мы называем Церковью нашей?

И этого Тела Христова коснулся  апостол Фома, Тела кровоточащего,  преломленного, чтобы в этом прикосновении, в этом приобщении пойти путем ко спасению, апостольским путем. И для нас нет другого пути, путь спасения только один,  который нам указует воскресший Христос своим прободенным. Телом.

Христос воскресе!

                                                                                                                                2002

http://trinity-church.ru/prior/outreach/ob_uverenii_fomyi