Об уверении Фомы (Ин. 20:24–28). Протоиерей Алексий Уминский
Сегодняшнее воскресенье называется – Антипасха. Это первое воскресенье после Пасхи, посвященное апостолу Фоме. Мы вспоминаем о его удивительном уверении, когда Господь ради него снова явился Своим ученикам, и позволил ему коснуться Себя, вложить свои персты в Его раны.
Если спросить человека, хочет ли он спастись, наверное, каждый ответит, – хочу. Действительно, почему бы не спастись? Как можно хотеть не спастись? Но вот когда начинаешь жить этим желанием, оказывается, что спастись совсем не так уж и хочется. Потому что одно дело, когда тебя кто-нибудь просто берет и переноси в некое сказочное пространство, в удивительным мир, полный всевозможных вств и удовольствий… А другое дело, когда начинаешь понимать, что для того, чтобы спастись, надо стать другим человеком, как говорит апостол Павел: «Кто во Христе, тот новое творение». Значит старое, ветхое творение закончило свое существование, и только новое творение может спастись.
Мы в апостиларии сегодняшнего праздника слышали: «Днесь весна благоухает, и новая тварь веселится и радуется». Значит каждый христианин, тот кто во Христе, – новая тварь …. Но чтобы в это новое творение войти, нужно иметь очень горячее желание спастись.
Таким горячим желание спасения и был полон апостол Фома. Когда ученики, спрятавшиеся в горнице, увидели Господа, они боялись выйти оттуда страза ради иудейского. Господь сказал, – Мир вам! – посылая их на проповедь, а они не пошли… Мир, который дал им воскресший Спаситель, их совершенно не умирил. Поэтому и не поверил им апостол Фома, и сказал, что не поверит, пока не вложит свои персты в Его раны. Ему не нужен был такой иллюзорный опыт, Бог – призрак, Бог – фантом, не имеющий ничего реального, ничего живого.
Часто нам так хорошо на Пасху бывает, и мы думаем, что эта пасхальная радость собой покрывает все, что она и есть осуществление нашего желания духовной жизни. Как хорошо быть наполненным той радостью и легкостью, которую Господь посылает в эти святые дни! А вот апостолу Фоме Господь говорит: «Вложи свой перст в Мои раны». Господь является Апостолам воскресшим, но со следами всех своих крестных мучений. Он явиляется не загладив Свои раны, не спрятав их, а с прободенным ребром, с пронзенными ладонями, с пробитыми ногами…
Он так явился апостолу Фоме и всей Церкви, чтобы показать, что путь спасения – именно такой. Чтобы этим путем следовать, надо этих ран коснуться, надо свой перст в эти раны вложить и быть со Христос здесь и сейчас с Его страданием. Он воскрес и победил Собой смерть, но дает нам возможность вложить перст в Его раны, в Его несение креста, в Его искупительную жертву, в Его смерть и в Его воскресение, потому что иным путем никакого спасения быть не может.
Мы все хотим иметь пасхальную радость, и спасения мы хотим такого… а хотим ли мы такого спасения, которое Господь явил апостолу Фоме? И Апостол, открыв в себе желание именно такого спасения, сказал: «Господь мой и Бог мой».
Вот об этом спасении идет речь. Хотим ли мы спастись? Желаем ли мы того пути, который Господь являет нам в Своем воскресении? Желаем ли мы увидеть у воскресшего Спасителя Его незаживающие раны, с которыми Господь не только воскрес, но с которыми Он на небо вознесся, и которые Он будет нести до конца как знак того, что это есть Тело Христово, которое мы называем Церковью нашей?
И этого Тела Христова коснулся апостол Фома, Тела кровоточащего, преломленного, чтобы в этом прикосновении, в этом приобщении пойти путем ко спасению, апостольским путем. И для нас нет другого пути, путь спасения только один, который нам указует воскресший Христос своим прободенным. Телом.
Христос воскресе!
2002
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии