Об отпечатках икон на стекле. Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Случилось так в моей жизни, что с детства я знаком с живописью, с храмовым убранством, с иконами – старинными и нового письма. Мой отец был художник-любитель, а как прилежный прихожанин, выполнял различные просьбы и поручения настоятеля: где икону подправить, где лик потемнел – или от копоти и грязи очистить, старинное Евангелие переплести. В молодости я тоже мечтал стать художником, но только уже профессионалом. Учился основам изобразительного искусства и немного успел поработать в миру художником-оформителем. Когда же Господь направил мой путь к церковному служению, то и тут я не переставал применять свои навыки в художественной сфере. Мне посчастливилось учиться в иконописном кружке Марии Николаевны Соколовой (монахини тайного пострига Иулиании). Много икон прошло через мои руки, особенно после того, как я уже постиг многие секреты реставрации старинной живописи. Лишь умножившиеся заботы, связанные со священнослужением и участием в церковной жизни оторвали меня от любимого и понятного мне ремесла реставрации икон.
Но вот какая причина заставила меня снова вспомнить о своем прежнем занятии и опыте: я узнал о многочисленных явлениях отражения икон на стёклах, покрывающих эти иконы. Я уже пробовал давать объяснения этому явлению, основываясь на своем церковном опыте, но был заподозрен в злопыхательстве против Московской Патриархии, т.к. в то время я был в клире РПЦЗ. Теперь, когда милостию Божией достигнуто церковное единство, и я вновь нахожусь под омофором Святейшего Патриарха, я считаю своим долгом вновь вернуться к затронутому вопросу и разъяснить естественную причину происхождения отображения икон на стеклах, их покрывающих.
На снимке: отображение лика Христа на иконе из Покровской церкви в Ишиме.
Ноябрь 2002. В настоящее время над иконой и отделённым от неё стеклом построена резная сень.
Все имеющиеся на сегодняшний момент отображения икон на стекле произошли исключительно с иконами, написанными масляными красками, и это в первую очередь указывает, почему произошло их отображение на стекле. Матушка Иулиания (Соколова), уча нас, говорила, что из-за сложности химических соединений и взаимодействия химических элементов красок и связующего вещества (лаки, олифы, разбавители, масла), в красочном слое десятилетиями происходят изменения, хотя нам и кажется, что икона совершенно уже «высохла». Годами и десятилетиями, неприметно испаряясь из красочного слоя иконы, летучие вещества и соединения производят в нем изменения. Поэтому появляется «кракелюр» – растрескивание красочного слоя, или же, наоборот, давно уже вроде бы высохшие краски «вскипают» неровными буграми, темнеют светлые тона, а темные пигменты (краски) отторгают связующие вещества и становятся непрочными. Кто занимался реставрацией масляной живописи, подтвердит, что именно темные тона доставляют массу неприятностей, они легко смываются при неосторожной промывке или расчистке даже слабыми растворителями. Вот именно эта особенность масляных красок обуславливает «художественную чёткость» отображения икон на стекле: наибольшее испарение дают тёмные тона и продукты испарения, оседая на стекле, «обрисовывают» контуры лика.
Почему же, испаряясь, микрочастицы красочного слоя не «падают» вниз, а «перепрыгивают» на стекло? Это происходит потому, что между поверхностью иконы и стеклом образуется электрополе благодаря статистическому электричеству, оно-то и притягивает микрочастицы с красочного слоя. Протирая от пыли и грязи поверхность иконного стекла, мы многократно увеличиваем силу этого электрополя. Тому я имею наглядный и доказательный пример. Когда, будучи послушником, я промывал внутренние поверхности стёкол в трёх иконостасах Омского Крестовоздвиженского собора, то почти на всех стёклах нижнего яруса имелись «отображения». В верхних ярусах такие отображения почти или совсем не проглядывались. Самое чёткое отображение было на стекле иконы, которая находилась на перегородке южного придела, на правом клиросе. Эту икону не только легко было протирать, но и клирошане постоянно задевали её плечом, особенно когда было много народа на клиросе. Грубо говоря, о стекло этой иконы клирошане невольно «тёрлись». Вот и результат – электризация поверхности стекла и прилипание микрочастиц, испаряющихся из красочного слоя иконы. На интенсивность «отображения» влияет увеличение электрического поля стекла, когда его часть протирают от пыли и от масляных брызг лампадного масла. В те же семидесятые годы я услыхал о «чудесном» изображении лика иконы на оконном стекле в одной украинской деревне. Мне было всё понятно. Стекло в своё время было снято с большой иконы, скорее всего, из храма. Горькое, конечно, явление, когда домой всё тащили из храмов. Вот в Ишиме в Никольской церкви находится икона Божией Матери «Знамение», которая несколько лет служила крышкой для подпола в киргизском доме, пока не поселилась в нём православная семья. Икону поставили в передний угол, и она обновилась. Попадалась мне храмовая икона, которую много лет использовали как столешницу. Вот и в украинском селе приспособили иконное стекло для домашнего окна, а естественного «отображения» иконного лика на стекле сразу не разглядели. Не знаю, те же ли, другие ли хозяева той избы потом ещё и славой «оконного чудоявления» воспользовались…
Кстати, об этих масляных брызгах, которые опять-таки некоторые склонны скоропалительно объявлять «мироточением». Я прошу вспомнить православных читателей такое обычное явление, когда при зажигании потухшей лампады нагар на фитильке громко щёлкает, а долго горящая лампада время от времени потрескивает. О чём же свидетельствуют эти звуки? О том, что на фитильке происходит микроскопический взрывчик – резкое расширение паров горящего масла, которое при своей мизерности не может происходить бесследно – мельчайшие капельки разогретого масла разлетаются вокруг и где-то оседают, накапливаются. Мироточение икон – редчайшее чудо, а появление капелек масла на иконах близ лампад – обыденность церковного быта.
В дореволюционное время Священный Синод Русской Церкви издавал указание преосвященным изымать у верующих и из приходов иконы, с которыми происходили изменения, похожие на чудотворение. Эти иконы должны были помещаться в ризницу кафедрального собора, и по хранении икон в ризнице не менее месяца составлялась епархиальная комиссия для освидетельствования или опровержения случая чудотворения. В начале двухтысячных годов Синод Зарубежной Церкви напоминал своим Указом это забытое церковное правило. Думаю, что было бы полезно издать соответствующее напоминание клиру и пастве и нашему Священному Синоду.
Читая епархиальные газеты и журналы, невольно «поёживаешься» от мысли, что скоро приходы, не объявившие у себя никакого чудоявления, останутся в меньшинстве. А тут ещё и светские СМИ со своекорыстными целями используют современные достижения «пиаровских» технологий для раздувания совсем сомнительных и не проверенных церковным священноначалием «чудес». Люди просто невольно втянуты в ажиотажный спрос на «свежие чудеса» и реально ощущают себя ущербными, если не увидят и не осяжут чего-нибудь «чудесненького». Развивается психологическая и духовно-нравственная болезнь общества, ищущего чудес. Это очень опасный синдром. Люди снова не слышат Христа, не слышат Его вразумления: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет…» (Мф. 12, 39).
http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Otpechatki_ikon_na_stekle.htm
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии