ОБ ОСНОВНОЙ ТРАГЕДИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
О браке как пути к свету.
Апостол Павел пишет: «Хорошо человеку не касаться женщины». Некоторые люди в этом отрывке усматривают якобы превосходство девства над браком.
Но святые отцы (согласно Лопухину) толкуют этот фрагмент иначе: апостол вовсе не говорит, чтобы безбрачие само по себе было священнее, святее, чем жизнь в браке.
Климент Александрийский позднее заметит, что и брачный человек может и должен служить Господу, как и безбрачный, и что слова «неженатый заботится о Господнем как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» сказаны не потому, что это всегда так бывает и по-другому быть не может, но потому, что так часто случается и апостол это подмечает не как духовный закон, но как практическую житейскую мудрость.
Святой Симеон Новый Богослов говорит, что возможно и женатому человеку достигать совершенства добродетелей.
Впрочем, на практике человек может удовлетвориться своим малым счастьем и не захотеть счастья быть человеком неба. Очевидно, в мире столь много несчастливых браков, что тот, кто счастлив в супружеской жизни, готов легко забыть о небесном отечестве.
Многие девушки, которых лично знаю, до своего замужества часто ходили в храм, а после вступления в брак стали очень редко бывать на службах. Так проходили годы, и только после многих семейных скорбей и неурядиц у девушек вновь пробуждалась жажда неба, они снова посещали храм. Во многом этому способствовало то явление, которое апостол Павел назвал «скорби по плоти». Сюда относятся все разнообразные огорчения женатого человека: и ссоры, и болезни детей, и бытовые неурядицы, и задержка зарплаты. Семейному человеку подобные вещи тяжелее переносить, чем не имеющему семьи. Но можно заметить, что Господь через все скорби по плоти ведёт человека в храм, хотя после венчания каждый может на какое-то время и забыть о службе.
Вообще, конечно, у семейного человека существуют свои особенные трудности на пути служения Богу. Прежде всего – несовпадение интересов супруга и супруги.
Но это частный случай, так как подобные вещи зависят от произволения человека. В древности, например, существовали даже апостольские семейные пары (Прискилла и Акила, Андроник и Юния), где муж и жена заботились не о том, чтобы родить детей или заработать денег, но о совместном служении Господу.
Однако чаще всего такое служение несёт в семье кто-то один, а другой не понимает подобного поведения. Так, многие мои подруги говорили, что хотели бы участвовать в волонтёрском движении и посещать больных и стариков. Но мужья не пускают их. Одной близкой подруге даже приходится молиться в туалете, так как муж разъяряется, если застаёт её в молитве. Конечно, в таких условиях невозможно активное служение, возможны лишь личное преображение, тайные добрые дела и молитва.
Знаю и семьи, где жены занимались социальным служением до тех пор, пока не рождался ребёнок. Некоторые из них, впрочем, мечтают, когда дети подрастут, вновь помогать больным и несчастным.
Женщине Господь даёт доброе и большое сердце, и потому её нормальным состоянием является служение милосердия, оно не должно ограничиваться только своей семьёй. Женам, в семьях которых случаются частые ссоры, священники даже советуют начать посещать больных. Всегда есть живущая по соседству одинокая старушка, которая нуждается в добром слове. Замечено: когда эти женщины выполняют рекомендации священников, то постепенно ссор становится меньше.
Митрополит Сурожский Антоний: «Взглянем друг на друга в наших семьях, среди наших друзей и в нашем приходе, и везде вокруг на улице, где бы то ни было, взглянем, посмотрим. Взглянул на лицо человека, заглянул в его душу через его глаза, порой такие испуганные, такие отчаянные, такие полные боли или такие мертвые, потому что человек потерял всякую надежду, и тогда посмотрим на нашего ближнего, на любого ближнего, на любого человека, который нам встречный-поперечный, и поставим себе вопрос, какова его нужда, что я могу сделать? Я могу вступить в его жизнь, я могу ему доказать, что он не один, что он не презрен, что он не лишний, что кто-то его увидел глазами и отозвался сердцем? Посмотрим друг на друга такими глазами, и тогда придет исцеление многим».
Если кто из вас окажется в беде, какой бы она ни была (душевное мучение, уныние, боязнь чего-то, прямое мучение от демонов, непонимание со стороны близких или ещё что), выйдите из дома и подайте милостыню. Можно и пойти к кому-то, помочь в чем-либо. Или посетить больного, зайти в больницу. Когда будете это делать, прочитайте про себя такую молитву: «Господи, прими моё дело и избавь меня от мучения».
Можно так же просить и о том, о ком вы волнуетесь. Мы с друзьями много раз убеждались, что Господь очень быстро отзывается на такую молитву.
Однажды я был свидетелем, когда мой друг, сильно страдающий от врага рода человеческого, подал милостыню у ворот храма, и ему стало легче.
Я часто видел, как волонтёры приходили помогать больным, но при этом сами пребывали в унынии. Когда же они начинали помогать, то уныние само собой сменялось радостью.
Митрополит Антоний Сурожский: «Я вспоминаю печальный эпизод в своей жизни, когда мой отец спросил меня: ‟Какая у тебя самая большая мечта?” Я был молод тогда и ответил: ‟Быть с Богом наедине”. Тогда он посмотрел на меня с грустью и сказал: ‟Ты еще и не начал быть христианином”. Потому что если мы любим Бога, то должны разделить с Ним Его заботу о всем мире и о каждом человеке в этом мире».
Человек становится человеком, только когда ему нужны другие люди и он хочет утешить их боль. Христос говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Бог радуется, когда нам нужен кто-то, кроме самих себя.
Святой Серафим Саровский говорит: несмотря на то что скорби важны нам для преображения, Господь не хочет, чтобы мы жили только в скорбях. И чтобы нам не было больно жить, Он даёт нам тех, кто нас любит. Соблюдайте заповедь: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Только так исполнится закон Христов. Это значит, когда мы любим другого и готовы разделить его жизнь, то живём так, как Господь хочет, чтобы мы жили. И семья – это идеальное место для такой жизни, где каждый может нести всю ношу другого человека и этим делать его жизнь полной радости и добра.
Одна моя добрая подруга как-то рассказала такую историю о своей свадьбе. Когда пришло время поздравлять молодоженов и родственники с друзьями по очереди говорили им пожелания, то неженатые и незамужние желали счастья, радости, детей, денег, благополучия, понимания и т. д. А женатые говорили только: «Терпения вам. Терпения». И ничего другого не желали. Уже будучи женой она поняла смысл произошедшего и утверждала, что в браке самым важным является терпеть другого человека, потому что он открывается со всеми своими недостатками.
В романе Ремарка «Три товарища» есть такая фраза: «Пробные катания ничего не показывают. Недостатки машины обнаруживаются только потом». После покупки.
Ещё одна знакомая по имени Екатерина сказала, что в основном семейная жизнь абсолютно не романтична и полна повторов. Жена воспитывает детей, муж рычит на семью, все раздражены или, бывает, напуганы. Но при этом в отдельные редкие минуты люди единосердечны хотя бы отчасти, и тогда становится понятно, ради чего семья существует.
Именно единосердечие, созвучие душ самое важное в браке, и на практике его или не бывает, или оно приобретается спустя годы семейной жизни.
Как именно приобретается? Когда один мой знакомый женился, то его неверующая мать дала молодоженам всего один совет, благодаря которому они смогли выстроить хорошую семью. Совет был таким: научитесь уступать друг другу.
Сто лет назад святой Иоанн Кронштадтский мог позволить себе сказать, что счастливых семей в мире много. В современности всё обстоит совсем не так. Однажды я говорил с подвижником о семье. И он сказал: если тысячи людей, приходящих к нему за советом, принять за сто процентов, то из них счастливы в браке только 2 %. И вина лежит не на Боге, не на обстоятельствах, но на самих людях.
Эта тотальная несчастливость стала столь распространённой, что счастливая семья является редкостью.
«Чтобы встретить жениха, девушка должна выходить на улицу веселая и накрашенная, потому что если она идет ненакрашенная и грустная, все сразу понимают, что она уже замужем» (Аделина, 8 лет).
Основной трагедией современной семьи можно назвать неумение и нежелание людей быть друг другу родными, выйти за пределы своего эгоизма, жить интересами другого человека.
Святая императрица Александра Федоровна говорила, что возможность быть в браке счастливым очень велика. Ведь и брак существует для радости. Но на практике почти никто не ведёт свой брак к единосущию, а вместо радости люди знают только горе.
Радость в браке возможна только по мере отречения от себя, по мере жизни ради другого.
Эрих Фромм когда-то говорил о том, что проблемой большинства людей является их представление, будто всё дело в том, чтобы для счастья найти того, кто будет любить нас. А в действительности важно самому научиться любить. Каждый, кто счастлив в браке, достиг этого не потому, что ему повезло с объектом любви, но всецело благодаря своему каждодневному труду ради этого.
Пример тому святые Пётр и Феврония. Вопреки первоначальному впечатлению их путь к идеальной семье был далеко не прост. Если Феврония изначально была духовным человеком, то Пётр долгое время и в политической жизни, и в браке проявляет себя как обычный князь: он подвержен приступам раздражения, не всегда верен своим обещаниям и зависим от мнения богачей и бояр. И Феврония, вступая в этот неравный во всех отношениях брак, начинает долгий свой подвиг, который увенчается святостью её мужа. Но путь к этому был весьма долог – ей пришлось вытерпеть и непонимание супруга, и агрессию и много ещё всего, что терпит почти любая женщина, вступившая в брак. Можно сказать, что святость Петра – заслуга Февронии. Как и вера многих современных мужчин – незаметная заслуга их жен, терпевших, мучившихся и обижаемых, но вопреки логике не оставившим своей любви.
Блаженный Августин говорил, что брак – это остатки рая на земле. Можно добавить: рая, который легко может оказаться адом, если бы его не спасало терпение терпевших. И когда в конце земной истории всё наконец откроется, как оно было на самом деле, то основная заслуга того, что люди веруют и живут по вере, после Бога будет принадлежать женщинам...
Святой Иустин Сербский утверждал: «Всякая мать – мученица. А православная мать – тем более». За каждым святым, праведным и даже просто добрым человеком обязательно стоит светлая женщина, обычно это мама. Ответить на весь свет, который мама вносит в жизнь детей, можно только чувством религиозной благодарности ей. В полной мере это чувствуют маленькие дети и святые. Поэтому, допустим, старец Ипполит Халин в бытность свою на Афоне больше всего утешался воспоминаниями о своей маме. Антоний Сурожский молился своей умершей матери и всегда получал от неё помощь. А одна моя ученица, девочка из четвёртого класса, сказала: «Мама – как Бог, только на земле».
Через страдания в браке Бог приводит человека к преображению и пониманию других людей. Как, впрочем, и через любые страдания.
Татьяна Горичева: «Кубинский поэт Хорхес Вальс, просидевший 25 лет в тюрьме, на вопрос папы ‟Вы страдали?” ответил ‟Нет. Только Господь страдал, наши страдания ничто перед Его страданиями”. Еще он сказал: ‟если бы я 5 лет провел в тюрьме, я бы мог еще думать, что осужден невинно. Но я сидел 25 лет, и я знаю, что я виноват”. Как противоположна эта истина о человеческой душе современной западной установке – повсюду находить неудобства, быть вечно недовольным и постоянно обвинять кого-то: общество, капитализм, бюрократию, только не самих себя».
И всё же, несмотря на несчастливость многих браков, семья существует не для горя, но чтобы люди могли обрести радость. Вспомнив слова Мерлина из «Легенд о короле Артуре»: «Память о подвиге родит новый подвиг», мы обратимся к светлым примерам.
Эдит Мэри Толкин (в девичестве Бретт, 21 января 1889 – 29 ноября 1971) – жена писателя Джона Р. Р. Толкина и вдохновительница образа Лютиэн Тинувиэль.
Много столетий назад Господь сказал, что человеку нехорошо быть одному. И с тех пор человек ищет человека, который глубоко воспримет его жизнь, станет его другом и помощником. Встреча с таким человеком – это всегда встреча на вечность, потому что союз любви не может быть прерван смертью. У Иоанна Кассиана Римлянина есть слова, что подлинная дружба может возникнуть и сохраниться только во сходстве интереса к добродетели, в едином понимании и постижении общего пути к свету. Подлинное совпадение – это совпадение сердца, и оно нечасто встречается в нашем мире, где люди привыкли больше говорить, чем слушать. Поэтому в Ветхом Завете есть слова, что кто нашел друга – нашел сокровище. В каждом из нас слишком много и наших близких. Так было и с Толкином и его женой. Она, простая девушка, сирота, далеко не всегда понимала мысли своего великого мужа, но неизменно старалась хранить его труд и его покой. Они познакомились давно, совсем юными. Оба к тому времени уже многое претерпели, рано лишившись родителей. Оба искали понимания и внимания и сполна нашли его друг в друге. Им в семейной жизни пришлось преодолеть много подводных рифов, но чуткое внимание друг ко другу делало это возможным. Всё существование Толкина было проникнуто верой. И в семье, и в создании произведений, и в научных исследованиях он был христианином. Самой большой радостью для себя он считал причастие. Молитвы мессы знал наизусть и старался никогда не пропускать службу. Вся его жизнь строилась в русле богослужебного храмового календаря. Его жена, напротив, была протестанткой, и хотя Толкин весьма быстро убедил её принять католичество, вера для неё так и осталась чем-то неопределяющим и внешним. И это обстоятельство причиняло Толкину боль. Эдит же было огорчительно видеть, что у мужа есть дела и занятия, которые ей совсем непонятны.
Толкин старался всю свою жизнь сверять с требованиями веры, и к тому, как строить брачную жизнь, он подходил с позиции того, что об этом говорили святые. Наследия святых он незаметно, но неотступно воплощал в раке. Толкин и сам глубоко осмыслил течение семейной жизни, и в свих письмах к сыну он предстаёт как мудрый богослов философ, глубокий и трезвенный.
Любовь позволяет нам видеть в другом образ Божий, и то, что Толкин разглядел в своей жене, он передал в образе прекрасной эльфийки Лютиэн, которая полюбила человека по имени Берне и была с ним неразлучна и на земле, и когда земной путь был окончен. Толкину и Эдит пришлось вынести многое, но Бог хранил их союз и их детей. Никто из большой семьи (у них было четверо детей) не погиб на Второй мировой войне, все выросли достойными и чистыми людьми, приносившими родителям радость. Наверное, так бывает во всех историях, в которых люди позвали Господа. Позвали своей молитвой, своей добротой и своим предыдущим страданием. Супруги прожили вместе очень долго. Толкин пережил Эдит всего на 20 месяцев, и их обоих похоронили в одной могиле. У Иоанна Златоуста есть слова о том, что добрые супруги и в раю не разлучатся, но будут вечно вместе предстоять Господу. И мы верим, что эти слова в полной мере относятся и к семье Толкина, который всю свою жизнь возвышенно и просто любил Христа.
Артём Перлик
http://pravlife.org/ru/content/ob-osnovnoy-tragedii-sovremennoy-semi
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии