Об одном направлении мыслей, помогающем вере в Святую Троицу
Троица. Икона работы Ростислава Гирвеля
Вера в Святую Троицу является догматической основой православного христианства. «Главное для народа - это возвращение догматического сознания», - очень точно сказал игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, что в Рязанской области.
Хотя считается, что вера не требует доказательств, это не совсем так. Просто религиозные доказательства совсем другого порядка, чем так называемые научные. Я говорю «так называемые», потому что любая наука тоже основана на постулатах, которые в ее рамках не подвергаются сомнению. По существу же это тоже догматы, только называемые «по-научному» - аксиомы или постулаты. Они выводятся из чувственного опыта. Религиозные догматы от них отличаются тем, что выводятся прежде всего из опыта духовного. Но не только - опытное знание также может и должно использоваться для подтверждения догматов. Об одном таком опытном видении догмата о Святой Троице и пойдет речь.
Творец познается по аналогии с Его творениями, говорят святые отцы. Увидеть в творении след Творца - наверное, это и есть начало истинного богословия - не только поверить, но и духовно увидеть Отца и Сына и Святого Духа в мире. Ведь все живое, которое нас окружает, существует в рождении, что подводит нас к первообразу предвечного рождения Сына безначальным Отцом. Да и не только живое, а вообще все существующее. Когда мы мыслим об окружающем мире, то не можем не задаваться вопросом, откуда он взялся. Давая объяснения происхождению отдельных явлений, мы восходим к их причинам- «отцам», которые, в свою очередь, тут же становятся «сыновьями» и требуют нового объяснения.
Таким образом, мы вынуждены 1) либо признать вечность мира и отказаться от его объяснения, 2) либо зафиксировать, что происхождение следствия из причины восходит к Первопричине. В первом случае мы не можем вырваться из оков материальности, а в ней нельзя найти Начало. Такова официальная наука. Она просто ограничивает себя материальным и утверждает, что ничего, кроме материи, нет. Но во втором случае - а наш духовный опыт свидетельствует об этом - в материальном мире нельзя найти его причину. И здесь нас выручает разум, который НЕ является материальным, хотя и обусловлен материальными процессами. И единственный выход - признать, что он является образом Разума, Логоса, сотворившего все так, как мы своим плотским умом понять не можем. Таково христианство, смиряющее гордость человека, возомнившего себя автономным разумом (Декарт).
Признать бытие Бога Отца, безначального и присносущного, предвечно рождающего Бога Сына, - это значит увидеть в окружающем мире непостижимую тайну рождения, подразумевая под рождением вообще все, что возникает и существует, которое наш ум не в состоянии объяснить.
Меня всегда поражало одно наблюдение. Вот растет дерево, трава, куст - любое растение. Оно никогда не бывает без рождения. На нем всегда, ежедневно появляются какие-то отросточки, листики, завязи. Но откуда берется та неведомая сила, производящая все это? Мы не можем ответить на этот вопрос, если не признаем: ничто живое не может существовать без рождения, это ОБРАЗ его бытия, оно сотворено таким и другим быть не может. Значит, и само бытие было «рождено», хотя слово «было» неуместно, ибо бытие рождается ВСЕГДА, а точнее, как Первообраз, предвечно. Я говорю об ипостаси Сына, единосущного Отцу, но отличающегося от него своей «рожденностью». Образ рождения предвечен и свят. (Поэтому, кстати, эгоистический отказ от рождения детей есть война против Бога. Обратите внимание: нигде в живом мире этого не наблюдается, только помешавшийся на своем безбожии человек способен «обосновывать» волю к смерти.)
Но там, где есть рождаемое, есть и рождающее. А значит, даже в материальном мире можно узреть след Бога Отца. Для этого нужно просто усмирить свою гордыню, отказавшись от конечного объяснения все причин и принять мир как непостижимую данность. Кажется, Эйнштейну принадлежат слова о том, что в науке самая большая мудрость - это превратить проблему в постулат. Кому, как не Эйнштейну, это знать? Действительно, в истории науки так всегда и бывало. Так вот каждый человек способен совершить величайшее открытие в своей жизни, превратив проблему необъяснимости происхождения мира в постулат, или, по-христиански, догмат о творении.
В этом нет ничего необычного, поскольку в школе мы тысячу раз использовали этот прием в обучении. Вначале перед нами ставится задача, которую невозможно разрешить на базе имеющихся у нас знаний. А потом нам говорят, что для решения нужен новый метод. Но разве он объясняет? Он просто углубляет нас в объяснении на одну ступеньку. Скажем, все помнят тригонометрические функции. Но они лишь дают НАЗВАНИЕ, которое используется для решения некоторого класса задач, не разрешаемых без их использования. Например, когда говорят, что треугольники не решаются без синусов и косинусов, то это значит всего лишь то, что с использованием синусов и косинусов описать получение решения гораздо проще, короче и удобнее. Объясняют ли они, скажем так, треугольники? Нет, они просто дают инструмент для лаконичного решения. Поскольку я серьезно занимался нелинейной динамикой, то имею представление о предмете, хотя и допускаю, что меня попытаются поймать на невежестве. Я это пишу для того, что понимание этого приема способно существенно приблизить нас к пониманию природы догмата как такового. После этого принять догмат о бытии Бога Отца уже не так сложно, как для ума, НЕ задумывающегося над сущностью познания.
До сих пор мы ничего не сказали о Святом Духе, ибо считаем, что догмат о Нем рядовому человеку принять еще проще. Ясно, что дух - это не материя, но он существует. Ведь воспитание всегда происходит в ДУХЕ чего-то. Обучение всегда происходит в ДУХЕ чего-то. Любая наука несет в себе ДУХ своей методологии. И он, этот дух, всегда оказывается важнее, чем фактология. Ведь что означает русское слово «наука»? Научать. Но научать одному и тому же можно по-разному. Поэтому было, есть и будет множество грамотнейших людей, образованных и в духе православия, и в духе коммунизма, и либерализма, и фашизма, и еще неизвестно чего. Главное - это не то, чтό знать, а в духе чего.
Для православного христианина самоочевидным является возрастание в Духе Святом. Но представление о Святом Духе - Духе Любви мы можем легко почерпнуть и из жизни. Ведь воспитание детей должно происходить в духе родительской любви, который уже не рождается отцом, но ИСХОДИТ, являя собою иной образ бытия - образ исхождения.
Куда ни глянь, всюду в мире можно увидеть божественный след. Нужно просто захотеть это сделать, по-настоящему восхититься красотой творения, возблагодарив Творца. Ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). И тогда аргументы в пользу бытия Святой Троицы посыплются нескончаемым потоком.
Евгений Чернышёв, Донецк
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии