Об исцелении слепорожденного (Ин. 9, 1-38). Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня последнее воскресенье пасхального цикла, и завершает его Евангелие, посвященное исцелению слепорожденного. Неоднократно в других Евангелиях мы встречаем сцены, когда Господь исцеляет слепых, например, по дороге в Иерихон, что описано в Евангелиях от Луки и от Матфея. Но здесь Евангелист Иоанн Богослов рассказывает о совершенно ином исцелении – о слепом, который таким родился, который вообще не знает, что такое свет, и знает мир только на ощупь, только по слову,  воспринимает его как некий шум, проходящий мимо него.

В предыдущей главе говорится о том, что в Иерусалимском храме иудеи хотели побить Иисуса камнями за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим. И вот, выйдя из Иерусалимского храма, Он видит слепорожденного, о котором ученики спрашивают: «Почему этот мир полон страданий, болезней и искажений? Кто виноват, что этот мир такой? Кто грешен – он или родители его, что он родился слепым?».

Они задают типичный для нас вопрос. По ветхозаветным представлениям согрешивший человек продолжает свое зло в поколениях, за его грех могут нести ответственность и его потомки. А Господь снимает этот вопрос. Он говорит, что не согрешил ни слепец, ни родители его. И дальше говорит очень странные слова: «Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Эти слова нам очень трудно понять, особенно, когда это касается больного ребенка, или когда человек становится вдруг поражен неисцелимой болезнью. Это понять почти невозможно. Человек ищет причину в самом себе: «Почему это случилось со мной? Кто в этом виноват? Как избежать этого? Есть ли у меня возможность обойти этот путь?». Есть некая тайна, для нас в этом мире не познаваемая, – тайна человеческого страдания, тайна несения креста, и она останется, пока будет существовать мир. Но в этом Евангелии эта тайна нам немного открывается.

Христос не проходит мимо человека, который страдает. Христос приходит к страдающему человеку, и можно сказать, что в этот момент на нем является Слава Божия. Мы иногда думаем, что пришествие Христа к страдающему человеку должно избавлять его от страданий. Но это не так. Часто бывает, что когда Христос приходит к страдающему человеку, этот человек принимает Христа в своем страдании, озаряется светом, оказывается способным в этом страдании жить, это страдание понести и понести его к Богу достойно. Христос об этом и говорит: «Я Свет, который пришел в мир, я Свет мира». И вот когда Христос приходит в наши страдания, тьма страданий рассеивается.

Вот эта Слава Божия страданий, которую мы принимаем вместе со Христом.

Мы знаем, что мир лежит во зле, что страдание, которое в этом мире разлито, так или иначе касается нас или наших близких, или тех, кто с нами связан любовью, или тех, кто с нами пока еще не связан, но которым мы не можем не сострадать. Господь, который приходит к слепорожденному, это являет. Он сострадает ему, и это и есть явление Его Славы, и это и есть Свет, который Он приносит в мир.

Он помазывает слепцу глаза и странным образом не исцеляет его сразу. Это тоже очень интересный эпизод. Что, казалось бы, сложного – сказать, исцеляю тебя, ты здоров, как это случилось со слепым в Иерихоне. Но Он плюет на землю, берет влажную грязь и мажет глаза этому человеку: «Иди теперь умывайся в купальне Силоамской». Как это слепому – взять и куда-то пойти, принять и поверить этому Слову? Вот он сидит рядом с Иерусалимским храмом, очевидно, он сидит и получает там достаточно приличную милостыню, это субботний день, люди идут в храм и жертвуют ему, исполняя заповеди. Он слепой, и вся его жизнь связана со слепотой, слепота – это его работа, это его жизнь, это его будущее. Слепота – это то богатство, которым он обладает, как это ни странно звучит. Потому что слепота его кормит, эта слепота его одевает, эта слепота окружает его определенной заботой. Вот что такое слепота для слепорожденного. И тут ему говорят – уходи с этого места. И человек почему-то верит словам Того, Которого только что выгнали из храма, только что не поверили, что Он – Сын Божий.

И вот идет слепой человек по узким улицам Иерусалима, с грязным лицом, натыкаясь на людей, спотыкаясь о камни, разбивая себе колени, чтобы добраться до этой купели, где непонятно что еще будет, что еще потом случится с ним. Страдания не проходят, более того, кажется, что его страдания только увеличиваются. Он был слепой, но слепота была его достоянием. А теперь он слепой и лишенный своего места, ушедший куда-то прочь, непонятно зачем.

Он приходит, умывается и в этот момент прозревает. И здесь со слепым случается еще одна странная вещь – ему никто не верит, от него отрекаются его родители, его вызывают на допрос к священникам, и те требуют, чтобы он отказался от этого чуда. Они принуждают его клеветать на Христа. Они хотят убедить всех и его самого, что ему показалось, что он был слепым. Ему только показалось, что он прозрел. Нет никакого света, нет никакого чуда! Человек, который тебя исцелил – грешен!

Христос приносит тебе Свет и освящает твою жизнь, но как, оказывается, тяжело быть с этим Светом. Ты вдруг начинаешь видеть мир так, как увидел его этот слепой. Не мир гармонии, а мир вражды. И в этом мире надо жить с этим Светом, этот Свет нельзя потерять, потому что иначе мир окончательно тебя раздавит.

Но он оказывается достоин этого Света, той Славы, которой явил ему Господь. И с ним происходит удивительная вещь – в отличие от всех, кто не поверил, он верит.  Христос ему Себя открывает подобно тому, как Он открыл Себя самарянке. Самарянке Он сказал: «Я Мессия, которого ты ждешь». Слепому он сказал: «Я Сын Божий» и тот уверовал и поклонился Ему.

И наше страдание в этом мире может озариться Светом Его Присутствия, если мы Ему доверимся по-настоящему. Вот слепой почему-то доверился Ему, когда пошел к этой Силоамской купели и оказался озарен этим Светом, хотя жизнь его от этого лучше и легче не стала. Я даже уверен, что жизнь этого слепорожденного стала для него значительно тяжелее, проблемнее. В этом мире он должен теперь жить самостоятельно, искать свой путь, отвечать за каждый свой шаг, по-настоящему искать Того Христа, Который его исцелил, и идти дальше за Ним. Спокойная жизнь слепого кончилась навсегда, началась беспокойная, тяжелая жизнь христианина.

И вот эту вещь нам нужно очень хорошо для себя понять: мы с вами хотим спокойной жизни слепца – или мы хотим жизни прозревшего христианина? Мы хотим прожить жизнь без страданий – или нам надо, чтобы в наших страданиях и скорбях с нами был Христос? Готовы ли мы всякий раз отстаивать Свет, который дал нам Христос, подобно тому, как это сделал этот слепорожденный? Вот все эти вопросы сегодня для нас открывает это Евангелие. Христос Воскресе!

2019

http://trinity-church.ru/prior/outreach/isczelenie_sleporozhdennogo