Об исцелении расслабленного. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Исцеление расслабленного

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, как Господь исцеляет расслабленного человека, которого приносят в дом, где проповедует Спаситель. Многие собрались в Капернауме на проповедь Христа, и так плотно стояли люди, что в дом войти было невозможно, не было свободного места даже у дверей. И вот, четверо людей, которые знали, что в мир пришел Спаситель, решили исполнить долг любви по отношению к своему ближнему.

Эти четверо принесли своего больного друга и встретились с колоссальным препятствием: в дом войти нельзя. И они решаются на такой странный и, с человеческой точки зрения, безрассудный поступок: они поднимаются на кровлю дома, разламывают ее, делают в потолке огромную дыру  и в эту дыру спускают к ногам Спасителя  парализованного человека.  И Господь, видя веру их, говорит: «Прощаются тебе грехи твои. Возьми одр твой и иди».

В нашей жизни часто случается так, что мы делаем добрые дела в свое удовольствие.  Мы понимаем, что человеку необходимо идти путем любви и исполнять заповедь о любви к ближнему.  И когда в нашей жизни встречается возможность сделать какое-то доброе дело,  и оно нам по силам, мы его делаем, конечно, с удовольствием.  Оно приносит нам радость,  обогащает,  дает возможность уповать на милость Божию и ожидать от Него милосердия по отношению  к нам. Получается, что мы относимся к добрым делам, как к возможности что-то у Бога заслужить. Вот наступает Великий пост, и мы думаем, что нам надо сделать какие-то добрые дела, каким-то образом оправдать свое христианство, почувствовать себя с евангельской или духовной точки зрения человеком, который правильно поступает.

Но когда делаешь добрые дела в свое удовольствие, они исполняются только постольку, поскольку приносят нам радость, до какой-то определенной меры. Как только встречается небольшое препятствие, и  мы видим, что дело не идет, когда в ответ на наше добро мы видим противление, неблагодарность или даже злобу ближнего,  мы разводим руками и дальше не двигаемся. Более того, у нас всегда находится хорошо сформулированное оправдание, почему мы, сделав столько дел, спокойно останавливаемся и говорим: «Ну вот все, мы сделали свое дело любви и больше  ничего сделать не можем».

А это Евангелие говорит о добрых делах не как об отдельных поступках,  а как об избранном пути. Любовь не может быть отдельным делом, это всегда – жизнь. Это  то, что человек, однажды  избрав, несет с собой до конца,  строя из этого совершенный путь своей жизни, который имеет начало, а  конец его только в Самом Боге, в Иисусе Христе.

 Обычно мы идем своим жизненным путем, мы знаем задачи, которые этот путь перед нами ставит, и мы их исполняем. Но  наш собственный путь – очень земной,  ведущий нас не к Богу, а к самому себе, и   проделываем мы его  исключительно ради себя. А когда нам надо сделать что-то особенное, ради Бога или ради ближнего, мы просто уходим со своего пути,  немножко сворачиваем в сторону, делаем доброе дело и обратно на свой собственный путь возвращаемся.

А вот  люди, которые несли расслабленного, жили любовью и определили это как путь. Они решились исполнить акт любви по отношению к своему расслабленному другу, которому была возможность по-настоящему глубоко помочь, принести его к Христу.  И когда оказалось, что  дальше идти невозможно, было бы естественным сказать: «Ну прости нас, ведь мы сделали для тебя все, что могли…  Ну невозможно подойти ко Христу... Может быть, как-нибудь в следующий раз…»

Так бы поступил каждый из нас, так мы обычно и делаем. А они сделали по-другому. Они пошли до конца, невзирая на препятствия, потому что они исполняли не  отдельное доброе дело, а встали на путь любви. Этот путь обязательно должен их ко Христу привести, что бы ни встречалось по дороге, какие бы искушения не уводили их в сторону. И они дошли несмотря ни на что: ни на толпу людей, ни на  укорения от тех, кто пострадал от их действий. Ведь  они сломали крышу,  нанесли ущерб дому хорошего человека, который принял у себя Христа и открыл двери для  всех. Но это человек тоже шел путем любви, он не закрыл двери, сказав, – Простите, мест больше нет, остальные в дом не вмещаются. Крышу ему снесли, он и это  принял ради Христа.

 Вот так идут ко Христу, не какими-то наскоками, которые доставляют удовольствие, а когда это удовольствия никакого не доставляет. Потому что путь любви – это путь тернистый, это путь сораспятия со Христом, потому что он приводит  к распятому Спасителю. Но он приводит и  к воскресшему Спасителю, потому что иначе как через крест к воскресению не дойдешь.

Путь любви это всегда путь идущий через крест. Если мы хотим  им идти,  с него нельзя сворачивать. Если мы хотим исполнить заповедь Христову, мы должны понять, что это не отдельное дело,  что  после поста мы не должны сворачивать обратно на свой путь, с которого его начали. Иначе пост для нас будет не путем ко Христу, а  просто прогулочкой, неким путешествием, который снова приведет нас к самим себе, потому что самый любимый и дорогой в этом мире –  я сам.

И для нас очень важно понять, – что есть наш путь. Каким путем мы идем, и куда он нас приводит. Что для нас главное – указание евангельского пути или отдельные вспышки просветления, которые потом благополучно затухают.

Мы открываем Евангелие,  а потом закрываем и забываем об этом. А сегодняшнее слово Божие показывает нам, как должен жить христианин, каким образом он идет ко Христу и как приводит того, кто сам идти не может.  И если мы хотим идти ко Христу, и кого-то еще с собой ко Христу привести,  то этот путь и есть цель нашей христианской жизни. 

Аминь.

2010

http://www.trinity-church.ru/prior/