Об исцелении бесноватого. Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском послании сказаны такие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил и нас, мертвых по преступлению, оживотворил со Христом, ― благодатью вы спасены, ― и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы кто не хвалился. Ибо мы ― Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
А евангельское чтение говорит сегодня о том, как Господь приходит в Гадаринскую страну и исцеляет там бесноватого, который давно перестал быть похожим на человека и наводит на всех ужас своим видом и своим образом жизни. Евангелие описывает его в таком ужасающем виде, что и человеком его назвать уже почти невозможно: он живет в пещерах, в которых в Палестине хоронили своих мертвецов, не имеет человеческого облика, облачён в какие-то лохмотья. Его пытаются связывать цепями, но он их разрывает. Вот такое чудище, к которому движется Христос в Гадаринскую страну, предстает перед нами в Евангелии.
Понятно, что именно к нему идет Христос, именно его, это страшное уродливое существо, Господь возлюбил так, как написано в сегодняшнем апостольском чтении. Это пришествие и является самой главной целью, которую Господь осуществляет Своим пришествием в мир, Своим воплощением, Своем очеловечиванием. Он приходит в Гадаринскую страну ради этого ужасного человека, ради того, чтобы его исцелить и спасти, и слышит от него страшные слова, являющие саму его суть: «Что тебе до нас? Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышнего? Ты пришел мучить меня». Он гонит Христа, отвращается от Бога, Который пришел к нему. А Христос все равно его не бросает, не проходит мимо. Христос приходит именно к нему, одержимому целым легионом бесовских сил, настолько исказившему и изуродовавшему себя, что люди, которые живут рядом, боятся этого места, не хотят идти туда.
А Христос приходит, чтобы спасти этого человека. Он исцеляет его, изгоняет из него бесов, посылает их в свиное стадо, а свиньи бросаются с крутого берега и тонут в Гадаринском озере. Пастух возвещает об этом жителям, которые являются хозяевами свиного стада. И жители, ужасаясь этому чуду, тому, что бесноватый стал человеком, изгоняют Христа из своих пределов.
Гадаринская страна ― это мы. Гадаринская страна ― это наша человеческая природа, извращенная и поврежденная первородным грехом и нашими собственными грехами. Вот она – Гадаринская страна. Это мы – в таком искаженном состоянии, к которым приходит Господь, чтобы на этой земле взять все наши грехи на Себя и победить их на Кресте. Ради этого Он принимает человеческую природу. Ради этого Он принимает на Себя всю эту Гадаринскую страну. Он приходит в нее, как к каждому из нас, к тем, кто постоянно пытается изгнать Христа из своей жизни, уйти от Него.
Евангелие показывает нам, во что мы превращаем самих себя и нашу человеческую жизнь, как наша жизнь без Бога обессмысливается, становится жизнью во гробах, становится смертью, потому что всякая жизнь без Бога – это настоящая смерть. Оно показывает, как легко мы с этим соглашаемся и принимаем за истину. Как легко мы подменяем понятия, отказываемся и от своего человечества, и от Бога, и от всех даров, которыми Господь нас наградил!
Об этом сегодня и пишет Апостол в своем послании: «Господь превознес человечество до небес во Христе Иисусе». Мы это празднуем в праздник Вознесения, когда Господь возносится на небеса во всей полноте человеческой природы. Этот дар пребывания в Боге Он вложил в человека уже при его сотворении. Величие человека, которым Господь обогатил каждого из нас, вложено в Адама уже там, в раю, до его грехопадения. И каждый человек способен лишить себя этих даров и исказить до такой же крайней степени, как и евангельский бесноватый. Но Евангелие показывает, что как бы человек себя не искажал, он все равно дорог Богу.
Мы, люди, друг от друга все время отворачиваемся. Мы неприятны друг другу. Как только мы находим какую-то возможность не любить ближнего, мы тут же за нее хватаемся. Нам кажется таким важным наше право кого-то не любить, от кого-то отвернуться, кого-то возненавидеть, кого-то обличить, кого-то осудить, потому что он – уродлив, некрасив, от него дурно пахнет, он ведет себя неподобающим образом. Нам нравится чувствовать себя на этом фоне нормальными и порядочными людьми. Нам кажется, что мы лучше, что мы и есть – люди, в отличие от тех, кто в нашем представлении людьми не является. А Евангелие нам показывает, что нет такого человека, от которого Господь мог бы отвернуться, который Господу был бы не дорог. Он приходит к самому ужасному, самому искаженному человеку на земле для того, чтобы его спасти, чтобы его исцелить и сделать по-настоящему человеком.
Евангелие описывает исцеленного бесноватого: он сидит со светлым лицом, и люди, которые жили рядом с ним, даже не могут его узнать. Он стал человеком во Христе. Господь вернул ему его человеческое достоинство. Господь Своим пришествием, Своей милостью, Своей любовью делает его человеком, возвращает его Себе. А вот те, другие, которые боялись его, которые от него отворачивались, такие совершенно нормальные во всех отношениях люди, у которых было свиное стадо, почему-то вдруг Христа изгоняют. Они не хотят быть со Христом до конца.
Эти слова – «Уйди от нас, Иисус, Сын Бога живого» – кричал не сам человек, это бес в нем кричал. А здесь изгоняют Христа сами люди, которые считают себя людьми, а, по сути, людьми не являются, потому что человек без Бога человеком быть не может. Человек без Бога ровно ничего не стоит. И когда люди отворачиваются от Бога и хватаются за земное, когда они свое благополучие, свое законное общество и все правильные вещи в нем ― экономику, общественные отношения даже свою нравственность – делают правильными, хорошими и удобными, но без Бога, они все равно людьми быть не могут. Все самое главное, человеческое в них истребляется, и они становятся ничем не лучше гадаринского бесноватого. Это такое незаметное тихое беснование, но настоящее, серьезное. Они изгоняют Христа, потому что им не нужен такой Христос, – разрушающий их жизнь, лишающий их свинства, на котором они строят свое благополучие. Ведь Христос приходит к нам именно таким образом: разрушая нашу свинскую жизнь, разрушая наше желание отгородиться от Него и жить по-своему, жить хорошо, красиво, уютно, комфортно, по-настоящему красиво, но без Него. Он не дает нам устраивать свою жизнь на том, на чем устраивали свое благополучие гадаринские жители. А они торговали свининой, которую им, как израильтянам, как членам общества верных Богу, по закону Моисея нельзя было есть. Сами они благочестиво не ели свинину, но продавали ее римским воинам, зарабатывая свое благополучие таким маленьким предательством Божиих заповедей. И вот, когда Господь лишает их этой возможности, они изгоняют Его от себя. А такое отношение к Богу ― это тоже настоящее беснование.
Когда Господь приходит к человеку, Он приходит как в эту Гадаринскую страну – очень болезненно для всех. Приход Бога к бесноватому ― явление страшное и ужасно болезненное для него. Когда человека в таком состоянии пытаются сделать другим, это очень больно. Поменяться так, как поменялся бесноватый, стать другим, вернуться в себя, переродиться – это настоящий подвиг. И для людей Гадаринской страны тоже очень тяжело ― вот так принять Бога, при всем своем внешнем благочестии и порядочности признать свою внутреннюю гниль, свое внутреннее безбожие, свое отступление от Бога. Это всегда очень больно. Но Христос приходит к нам именно так. Он приходит к нам с этой болью, которая оживляет нас, заставляет мертвое стать живым. Мы боимся такого пришествия Бога в нашу жизнь, потому что знаем, где копошится наше свиное стадо. Но вот, если мы этого не испугаемся, если мы призовем Христа в нашу Гадаринскую страну, если мы не отвернемся от Него, если мы, действительно, захотим стать настоящими в Боге людьми, тогда Господь придет и в нашу жизнь и сделает нас настоящими. Аминь.
11 ноября 2012 г.
http://www.www.trinity-church.ru/prior/outreach/ob_isczelenii_besnovatogo
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии