Об испытаниях нашего времени. Семь духовных советов
На актуальные для каждого из нас вопросы отвечает архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
Совет первый: отдай все в руки Божьи
Времена часто были сложными, но мы живем в наше время и нам надо выжить именно сейчас. Многие люди, даже в церковной среде, сегодня воспринимают нынешнюю войну как Апокалипсис, впадают в депрессию, осуждают политиков, живут в состоянии страха. Как выйти из этого состояния?
– «Без воли Божией не упадет с головы ни один волос», – учит Христос (см. Мф. 10:29). Очевидно, что верующим людям намного легче переносить ужасы войны, нежели неверующим. Верующий человек понимает, что над всеми людьми Всемогущий, Всевидящий и Всезнающий Бог, и Он не попустит искушения, которого христианин не мог бы перенести. Соответственно, верующий человек убежден, что если и придется ему пострадать, то это будет ради очищения его осознанных и неосознанных грехов.
Совсем другой настрой у людей неверующих или тех, которые в результате информационной войны оказались в богопротивном расколе. Они легко осуждают духовенство и политиков, но не могут осудить себя самих, ибо видят в этом предательство. Однако из-за этого теряют спасительную умиротворяющую благодать Божию. Именно отсюда возникает страх, депрессия, гнев и агрессия по отношению ко всем, кто имеет несколько другие взгляды.
Выйти из этого состояния можно с помощью усердной молитвы и нелицемерного покаяния. Когда человеку удается увидеть бездну своих грехов, то он уже не имеет времени и сил на осуждение других людей. Все происходящее предать в руки Божьи – и нам больше нечего будет осуждать, обсуждать, бояться.
Совет второй: храни веру свою в чистоте
Война сопровождается агрессией со стороны раскольников. Вместо поиска мира и взаимопонимания захватывают храмы, избивают священников и т.д. Чем это объяснить?
– Агрессия со стороны неверующих людей и раскольников очень сильно подпитывается СМИ через клеветническое искажение исторических фактов и выискивание отдельных случаев греховной жизни нашего духовенства. Вся история не только Украины, но и всех народов, – это беспрерывное чередование побед и поражений, радостей и трагедий. Из-за отсутствия или потери благодати Божией и в силу склонности ко греху, в зависимости от сложившейся ситуации человек склонен преувеличивать исторические трагедии и преуменьшать победы и наоборот.
Поскольку раскольники полностью стали ассоциировать себя со стороной, которая несправедливо пострадала в годы дореволюционного имперского и советского прошлого, то ныне, во время войны, подогреваемые наиболее радикально настроенными гражданами, они намеренно переносят линию фронта в глубокий тыл, захватывая храмы, избивая священников и мирян. Мир и взаимопонимание, как между отдельными людьми, так и между разными церковными организациями может быть лишь результатом того, когда каждый палимый, как ему кажется, праведным гневом вместо своих предрассудков поставит Христа и Его спасительные заповеди на центральное место в жизни.
Наше же дело, не смотря ни на что, оставаться верными своей Церкви, хранить в чистоте веру наших отцов и дедов.
Совет третий: работай над собой, над своей душой
Всякая война имеет духовные причины. В чем они состоят? Как правильно понимать эти причины и как их устранять?
– Святой апостол Иаков спрашивает: «Откуда у вас вражды и распри?» И сразу дает ответ: «Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Про́сите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:1)
Плотоугодие, желание больше угодить себе, своим страстям, а не Богу, – это главная причина всякой вражды, начиная с вражды бытового семейного уровня и заканчивая мировыми масштабами. Всякий человек, который не исполняет Заповеди Божии и не приносит покаяния, противится Богу и становится врагом Ему. Сегодня все усугубляется тем, что в духовные причины войны даже в церковной среде не хотят верить. Если ранее во время военных бедствий большинство людей сразу прибегало в храм, чтобы принести покаяние и усердные молитвы к Богу (Вспомним хотя бы жителей Константинополя, которые в 860 году во время осады города все от мала до велика собрались в храме и получили извещение через блаженного Андрея и ученика Епифания, что город будет спасен, потому что Сама Божья Матерь распростерла над всеми молящимися Свой Омофор), то ныне большинство занимается лишь поиском врагов, а если молится, то на всякий случай или по традиции.
Совет четвертый: не поддавайся духу злобы
Многие политики объявляют УПЦ вне закона, мэры отдельных городов и областей, депутаты местных советов требуют запретить УПЦ как «Церковь агрессора».
– «Ничего нет нового под солнцем», – утверждает премудрый Соломон. Когда ныне политики, мэры отдельных городов, депутаты требуют запретить нашу Церковь как «Церковь агрессора», то вспоминаются недавние советские времена, когда на волне борьбы с религией преследовали и убивали епископов и священников, простых верующих людей как пособников буржуазии, закрывали и разрушали храмы и монастыри.
Дух тех гонений и прошлых, и нынешних один и тот же – это злой дух, который порождается завистью, гордыней, сребролюбием, похотью и другими страстями. Нам необходимо блюсти себя, чтобы и нам не поддаться бушующему совсем рядом беззаконию, не озлобиться, не согрешить ненавистью.
Совет пятый: люби свое Отечество, но почитай Христа превыше всего
Где кроются причины раскола? Что такое этнофилетизм, ересь ли это? Как к нему относиться верующим?
– По действиям тех людей, которые еще до недавнего времени стояли вместе с нами у престола, а потом стали нашими идейными врагами, можно судить, что главная причина раскола – это зависть и накопившиеся обиды. По причине зависти пал с неба гордый денница, по этой же причине был распят Христос. На самом деле, каждый человек склонен обижаться, когда ему не оказывают внимания, не поощряют, обходят по карьерной лестнице, недооценивают. Но разница между верующим и неверующим в том, что первый при обиде смиряется и за это получает от Бога сугубую благодать, а второй начинает «качать права» и оказывается в безблагодатном расколе.
Что касается любви к Отечеству, Украине, чем обычно оправдывают свое уклонение в раскол, то это, очевидно, второстепенная причина, которой хотят прикрыть свою духовную немощь.
Мы все обязаны любить свое Отечество, свой народ, язык, культуру, но все это не должно заслонять собой Христа и исполнение Его заповедей. Если в силу нашей страстности или страха за свое место это происходит, то мы впадаем в ересь этнофилетизма.
Чтобы убрать разделения между людьми, Христос принял на Кресте страшную смерть.
Об этом очень глубоко пишет в Послании к ефесянам святой апостол Павел: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей - учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Ефес. 2:14-18). А получается, что этнофилетисты вновь воздвигают искусственные перегородки между людьми, которые впервые появились после разрушения Вавилонской башни.
Совет шестой: исповедуйся, причащайся и не унывай
Многие матери, сестры, отцы провожают детей или родных на фронт. Как молиться о них? Как вести себя, когда страх за родных разрывает сердце? Наконец, как уврачевать душу, если родные погибают?
– Самое главное – нельзя унывать и паниковать! Нужно усилить свои молитвы, чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться, наложить на себя за сына или мужа дополнительный пост, например, в понедельник. То есть важно полностью положиться на волю Божию. И даже если случилось страшное горе – кто-то из близких погиб, нельзя опускать руки и биться в отчаянии, наоборот, нужно еще более растворять свою беду слезами молитвы и покаяния. Хотя в такой момент на молитву бывает очень сложно настроиться, опыт других войн показывает, что это весьма действенно.
Военнослужащим, из-за большого количества окружающих, трудно бывает уединиться для совершения утренних и вечерних молитв, поэтому следует приучать себя постоянно читать безгласно Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Кроме того, перед отправкой на фронт обязательно нужно прийти в храм, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Совет седьмой: будь милосерден
Церковь молится о мире. Какие правила индивидуально Вы бы посоветовали верующим? Пост и молитва, добрые дела?
– Не только те, кого непосредственно касается война, чьи мужья и сыновья воюют, но и каждый христианин не может быть в такой момент безучастным. Еще до начала войны Блаженнейший Митрополит Онуфрий во время Великого поста благословлял читать каждый день одну кафизму из Псалтыри. Сейчас такое чтение следует распространить не только в постные, но и во все дни года.
Каждый воскресный и праздничный день необходимо быть на богослужении в храме. Где есть монастыри, есть возможность дополнительно приходить в храм в любой будничный день, чтобы помолиться о мире и обо всех, кто сейчас на поле брани. И стараться, хотя всем сейчас непросто, поддерживать друг друга не только молитвой, но и материально, откликаясь на призыв Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36).
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/70034-ob-ispytanijakh-nasheho-vr...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии