Об иконах-оберегах. Протоиерей Виталий Эйсмонт

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Помню еще с детства о чудо-картинках, совмещавших в себе два различных образа, к примеру, старушки и молодой дамы. Нечто подобное произошло и с одним фотоснимком на странице Facebook, который вызвал две противоположные реакции комментаторов: восторг и смущение. Этому способствовала и надпись, гласящая: «Российская гимнастка Ксения Афанасьева на Олимпиаде в Лондоне держит в руке икону своей святой — блж. Ксении. Перед финалом она положила икону рядом с гимнастическим матом».

 

«Помоги, Господи», — писали комментаторы, желающие победы олимпийской спортсменке. «Это язычество», — возмущались другие. К последним примкнул и автор данной заметки.

 Полемика приняла весьма странный оборот: первые обвиняли последних… в нежелании прошения ниспослания помощи Божией российской спортсменке. Это повернуло дискуссию в бесполезное «воздухотрясение» (в наше случае: «клавиатуростучание») .

 …Любой человек, исповедующий единого Бога, религиозен. Если его молитва чиста и искренна, Господь внемлет ей, даже если он причтен к «сектантам», «раскольникам» или «язычникам». Поэтому если христианин почитает священное изображение, но поступает с ним неправильно, это не свидетельствует о тщетности его веры.

 В истории церковной жизни описывается немало случаев, когда Господь исполнял молитвы людей, имеющих далекие представления о православии (да и сегодня таковых номинальных христиан, увы, предостаточно). Должны ли мы довольствоваться таковой религиозностью? Отнюдь. Правильное отношение к святыне во многом определяет верное понимание религии — взаимосвязи Бога и человека (religare (лат.) – «связывать», «соединять»). Когда основное внимание религии переносится на отдельный от Бога объект, тот вынужден восприниматься как идол, который является шлюзом, перекрывающий эту сакральную связь. Такого рода идолопоклонство возникает зачастую при внешнем исповедании единого Бога. В качестве примера можно привести слова родительницы к своему чаду: «Не забудь перед выходом из дома перекреститься перед иконой и поцеловать ее». То бишь, соверши благочестивый жест, не обращаясь при этом к Господу.

 По большому счету язычество как таковое не отрицает бытия единого Бога: оно лишь направляет взор религиозного человека к тому, кто «поближе», по принципу «чем ближе бог, тем лучше тебя услышат». Аналогичную картину мы можем наблюдать и в обывательском православии с популярными вопросами вида «к какому святому молиться?».

 «Ничего страшного — возможно, утешит себя читатель, — Господь каждому дает по его вере, лишь бы сердце чисто было». В определенной мере это действительно так. Если жизнь верующего человека, к примеру, проходила в советские годы, когда доступа к духовной литературе и храмам практически не было. Но сейчас иное время. Открыты двери всех храмов и монастырей, Священное Писание доступно каждому. И не войти в ту открытую дверь, не прочитать лежащее перед тобой Евангелие есть проявление греха лености и духовного безразличия.

 Но вернемся к теме иконы. В определении VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание, говорится: «…полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы… и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому образу, якоже… прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается «. А это значит, что нам иконы даны не для благочестивого ношения при себе в качестве амулета, а для совершения молитв и священнодействий перед ними.

 Икона помогает раскрыть путь сердца к Богу. Если же фокус духовного зрения переводится из Первообраза к образу, то образ поневоле предстает тем идолом, который заградив собой путь к Богу, сосредотачивает внимание лишь на самом себе. Так икона, православная святыня, поневоле оказывается языческой в своей сути в качестве «православного» оберега.

 В заключении о не менее серьезном. Фотокадр, вокруг которого возник весь этот сыр-бор, был выложен известным российским православным порталом. Каковой же будет реакция на этот снимок протестанта или «свидетеля Иеговы»? Как в таком случае оправдать перед ним богословскую аргументацию иконопочитания? И кто будет виновен в утверждении его неправославной позиции?


Источник: Анти-Раскол