ОБ «ИСЧЕЗНУВШЕЙ» РОССИИ. ЕЩЁ ОДНО ПОЯСНЕНИЕ ДЛЯ УРАНОПОЛИТОВ. Тимур (Сергий) Давлетшин
После ряда моих (и не только моих) публикаций с обличением антипатриотической идеологии уранополитизма (по-русски - небесного гражданства) на меня и других апологетов христианского патриотизма посыпались обвинения в клевете на убиенного иерея Даниила Сысоева, основоположника этой идеологии. Более всего, конечно, уранополитов возмутило обвинение их учителя в апологии предателя генерала Власова. Хотя цитат о. Даниила в защиту Власова было приведено предостаточно, уранополиты отрицают то, что у родоначальника их идеологии была апология предателя, и приводят некоторые комментарии убиенного иерея, якобы опровергающие это. Хотя на самом деле эти комментарии указывают только на то, что о. Даниил не одобрил союз ген. Власова с нацизмом, считал его «ошибкой» (!). Сам же факт измены Родине о. Даниил не считал грехом. (См. мои статьи «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма», ««Ошибка» генерала Власова. Пояснения для уранополитов» и др.)
Уранополиты в опровержение приводят следующий комментарий о. Даниила: «И где, спрашивается, я защищаю Власова? Где утверждаю, что он был прав? Для Вас любой отход от "Краткого курса ВКП (б)" уже одобрение противника? Я считаю Власова слабой, изломаной социализмами фигурой, считаю его поступок ошибкой. Но не считаю, что СССР – это Россия»[1]. К примеру, это цитирует уранополит Андрей Хвесюк в комментарии к статье прот. Владимира Переслегина «Об истинном и сектантском взыскании Небесного града» и присовокупляет: «О. Владимир, Вы либо недостаточно внимательно ознакомились с мнением о. Даниила относительно Власова, либо сознательно полемизируете не с истинной его позицией, а с придуманной Вами»[2]. Т.е., по мнению Андрея Хвесюка, о. Владимир либо пишет о том, с чем толком не знаком, либо сознательно клевещет. Что ж, о. Владимиру повезло, в отношении него уранополиты хотя бы допускают заблуждение как вариант. Меня же уранополиты упорно обвиняют в клевете.
Хочу заметить, что уранополиты (в т.ч. и Андрей Хвесюк в комментарии к статье прот. Владимира) почему-то цитируют эту приведенную мысль о. Даниила без выделенной мною жирным шрифтом фразы: «Но не считаю, что СССР – это Россия». Хотя эта фраза очень многое объясняет. Очевидно, по мнению о. Даниила, это тоже смягчающий (и очень сильно смягчающий) фактор предательства Власова. Т.е., о. Даниил, видимо, все же признавал, что предавать Россию – плохо, но СССР – не Россия, так что ничего страшного. Но куда же подевалась Россия во время Великой Отечественной войны? И как понимать то, что Русская Православная Церковь в то время высказала совершенно иное мнение? Об этом говорит, к примеру, «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года»:
«В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству» [3].
Из сего послания мы видим, что для митр. Сергия не было сомнения в том, что Россия не исчезла, и что именно ее необходимо защитить от немецко-фашистских агрессоров. Понимаю, что в некоторых кругах (особенно среди «церковных власовцев») имя патриарха Сергия не очень популярно (сам о. Даниил заявил, что митр. Сергий с Архиерейским Собором, отлучившим предателей Родины, превысил полномочия). Но это была не только личная позиция Патриаршего Местоблюстителя. Это была позиция Русской Православной Церкви в целом. К примеру, св. Лука (Войно-Ясенецкий) вполне разделял эту позицию и высоко ценил патриотический подвиг митр. Сергия (Страгородского): «Этот подвиг был возможен только для человека с большим историческим и политическим кругозором, свободного от узкого консерватизма, горячо любящего родину и свой народ. Святейший Сергий ясно чувствовал и понимал, что между фашизмом и христианством непроходимая бездна, знал, что фашизм исторически обречен в неравной борьбе с новым и прогрессивным, и потому без малейшего колебания благословил необходимую и справедливую, вторую отечественную войну. И не только благословил, но неустанно призывал верующих к активному содействию нашей Красной Армии чем кто может и, конечно, неустанными молитвами о победе над врагами человечества»[4].
Но почему о. Даниил занял совершенно отличную от общецерковной точку зрения? Ответ, видимо, кроется в следующей мысли убиенного иерея: «В течение многих столетий Россия была защитницей Церкви, как раньше ею была Франция. А затем случился мятеж жителей России против Бога и Церкви, а как следствие и против царя. И Россия перестала существовать на 70 лет. На ее месте был страшный богохульный и богоборческий режим, который распространял сатанинское учение на треть мира (как и сам Люцифер совратил треть ангелов)»[5].
Мы видим из этой цитаты то, что, по мнению о. Даниила, с приходом к власти большевиков Россия перестала существовать. Сии слова о. Даниила прозвучали весьма странно в связи с тем, что он высказал в статье «2 мировая война и честность»: «Если осмыслять честно историю, то нельзя говорить про три нарушенные присяги Власова. Их просто не было. Царю он не присягал, и Гитлеру тоже. С 3 Рейхом он заключил союз, как глава Российского правительства в изгнании. Остается только одна присяга, которую он нарушил - присяга СССР[6].
Это что же получается? Россия, по о. Даниилу, исчезла в советский период, а генерал Власов заключил союз с Гитлером как глава Российского правительства в изгнании? Т.е. Россия в тот период все же существовала, только представлена она была армией предателей с генералом Власовым во главе? После этого весьма сложно полагать, что никакой апологии Власова у о. Даниила не было.
Возможно, о. Даниил неправильно выразился, и сказал не то, что хотел. В конце концов, он ведь действительно не одобрил союз с Гитлером. Главное не это. Главное то, что, по мнению о. Даниила, приход к власти большевиков означал исчезновение России. Для «небесного гражданина» придание столь огромного значения государственной власти весьма удивительно.
Да, в России восторжествовала безбожная власть, но народ-то остался все тем же, в большинстве русским. Но, судя по всему, о. Даниил не был согласен и с этим. Видимо, с целью такого утверждения он цитирует святого Иоанна Кронштадского: «А вот о России: «Обратись к Богу, Россия, согрешившая перед Ним больше, тягчае всех народов земных, обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище – веру православную с Церковью спасающей, но попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей… Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга». Это к слову, был ли СССР Россией?»[7].
Т.е., граждане СССР – это не русские уже, а сброд иноверцев? У меня нет никакого желания спорить со святым Иоанном Кронштадским, которого я весьма почитаю не только как православного подвижника, но и великого патриота, просто я против буквалистского прочтения данного места у святого. То, что угасание веры неизбежно приводит и к угасанию национального самосознания (понятия, совершенно чуждого уранополитической идеологии) – это факт, и здесь св. Иоанн Кронштадский абсолютно прав. Однако это не значит, что русские перестали быть таковыми сразу же после победы большевиков. Тем паче, что по данным переписи 1937 года около половины населения СССР назвали себя православными. Можно, конечно, поставить под сомнение степень их церковности (скорее всего, не очень высокую), и все же такой результат в разгар гонений на веру весьма показателен. Но даже дело не в этом. Не думаю, кто отпал от веры, сразу же утратили свою русскую принадлежность и превратились в «совков». Смею полагать даже, что граждане Советской России были в большей степени русскими, чем многие нынешние российские граждане, на которых уже в большей степени отразилось угасание веры в предшествующий советский (и не только советский) период. Если моральная деградация нашего народа будет продолжаться в том же темпе, если он не обратится к вере, то пророчество святого Иоанна Кроштадского исполнится в точности. Но денационализация – процесс вовсе не одномоментный. Хотя вот многие уранополиты уже отказываются именовать себя русскими, говоря, что они по национальности – христиане.
Сам святой не дожил до падения самодержавия и последующей победы большевиков. Однако были другие святые, которые это время и время гонений на веру застали. И эти святые явно не солидарны с о. Даниилом Сысоевым. Вот что в 1938 году сказал св. Иоанн Шанхайский (Максимович), представитель Русской Зарубежной Церкви: «…где ты теперь, Святая Русь? Или тебя нет больше? Пал престол святого Владимира, поруганы святыни, разрушаются храмы. Сделался ли народ-богоносец зверем или красный дракон пожрал Русь Святую? Как место подвигов духовных сделалось местом гнусных преступлений и там, где спасались святые, ныне властвуют разбойники? Неужели нет и не будет больше Святой Руси или, быть может, даже и не было, а она лишь носила покров святости, ныне навсегда спадший? Нет! Не самообман и призрак, а истинная действительность есть Святая Русь! На небе не престает возноситься фимиам молитв святых, в земле Русской просиявших и ныне за нее молящихся пред престолом Божиим. Но не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее. Совет нечестивых, владевший русским народом, чужд ему, ибо не имеет ничего общего с сущностью России…»[8]. К слову сказать, во время Великой Отечественной войны его симпатии (и молитвы), в отличие от ряда других иерархов РПЗЦ, были отнюдь не на стороне фашистов.
Уранополиты приводят в пример мученика Наливайко, чьи слова, по их мнению, подтверждают их идею об исчезновении России. Об этом мученике известно следующее:
«Следователь, внимательно прочитав ответы Степана, через два дня снова вызвал его и спросил: — Почему не существует теперь России? — Россия была тогда, когда стояли у власти православные, а теперь город Вавилон, то есть город беззакония, — ответил Степан»[9]. Кстати, сам о. Даниил приводит пример мученика Стефана Наливайко как пример уранополита (статья «Мученик Стефан (Степан Наливайко) есть в книге «Гражданин неба»). Эти слова он также приводит, впрочем, без всяких оценок.
Однако вот более поздний эпизод из жития мученика Стефана: «25 июня он направил следователю ГПУ заявление: «Правители Русской земли, прошу обратить внимание на свой народ, как он стонет под игом самого себя; жалостно смотрит на правителя — а правитель смотрит на народ…»[там же]. Мы видим, что мученик Стефан Наливайко обращается к правителям Русской земли. Но если полагать, что Россия исчезла, то и Русской земли не существует, а есть только Советская земля. К слову сказать, понятие «Русская земля» всегда было синонимом слова «Россия». К примеру, в 19 веке св. Иннокентий Херсонский, воодушевляя защитников Севастополя во время Крымской войны, сказал: «...примите полную и совершенную благодарность от имени земли Русской и от лица Святой Церкви Православной!..»[10]. Понятно, что под именем «земли Русской» он подразумевал вовсе не территорию, ведь не территория же благодарила защитников Севастополя.
Вот и св. Афанасий (Сахаров) под именованием «Русская земля» подразумевал не территорию, а народ, на этой земле проживающий. Вот что читаем в его «Последовании молебного пения об Отечестве», составленном в первые дни Великой Отечественной войны: «…пощади, Господи, Отечество наше, Русскую землю и не токмо праведных, якоже Ноя, но и весь народ наш, огнем скорбей и страданий, яко водами потопными омыв и покаянными слезами убелив, человеколюбно и скоро помилуй». [11].
А вот еще интереснее, оттуда же: «За беззакония наши небо заключилось и земля не давала плодов; Ты гладом, жаждою и мором поражал еси нас; напоследок же паки попустил еси приити во Отечество наше иноплеменникам, буиим и зверонравным, пришедшим с злобными замыслами – поработить и истребить народ русский, уничтожить государство Российское». Получается, что СССР святитель назвал государством Российским! Явно не из любви к компартии (он немало претерпел от большевиков), а потому, что там жили в основном русские люди. Ведь для него наши соотечественники, даже отступившие от Бога, оставались все же Русью, а не «сбродом иноверцев».
Хотя я привел далеко не все свидетельства православных святых (из известных мне можно процитировать св. Николая Сербского, муч. Александра Шмореля), но даже из приведенного видно, что позиция убиенного о. Даниила и многих его последователей принципиально расходится с позицией Церкви. Отпадение от веры даже значительной части народа вовсе не служило для наших святых поводом для того, чтобы считать этот народ чужим. Если мы обратимся к Священному Писанию, то мы увидим, что Богоизбранный народ, Израиль, в определенные периоды истории также в своем большинстве отпадал от Бога, а потом отверг Спасителя. Однако и пророки, обличавшие Израиль, и апостолы именовали его Израилем, не считая, что Израиль исчез. К сожалению, последователи убиенного иерея Даниила Сысоева некритично отнеслись к его наследию и усвоили в числе прочего это заблуждение. Поэтому мы, апологеты патриотической идеи, хотя и признаем главенство небесного отечества над земным, выступаем против антипатриотической идеологии уранополитизма.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии