О значении Божественной Литургии. Протоиерей Артемий Владимиров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
ЧАША

     Мы с Вами сподобились сегодня величайшего блага - участия в Божественной Литургии. "Таинство таинств", как называет Святую Евхаристию, Святое причащение, Церковь Христова. И никто из православных христиан не должен привыкать к Божественной Литургии, никто из православных христиан не должен находиться в неведении относительно того, что есть Божественная Литургия, никто из православных христиан не должен с холодным умом и черствым сердцем предстоять Богу в Таинстве, пред которым трепещут самые ангелы.

     И действительно, всякий, разумно предстоящий Богу на Божественной Литургии, сподобляется быть свидетелем Его пришествия на землю. Неслышно, таинственно, сокровенно Христос Спаситель является во плоти здесь на земле, восседая, как Великий Архиерей на Божьем Престоле в час преложения хлеба и вина в его Пречистое и Живоносное Тело и Кровь. Так что мы вступаем в общение с Самим Живым Богом: Всевидящим, Страшным, Вечным, Спасающем, Наказующем ожесточенных и нераскаянных, Милующим всех, кто кается в грехах своих. Мало того, что мы видим Бога духовными очами сердца, мы вступаем посредством покаяния, причащения в теснейшее общение с нашим Искупителем. Вселяясь в нас, Господь избирает сердце наше Своим престолом, осязательно и ощутительно для духовных чувств. Бог пребывает в сердце достойного причастника, обновляя и очищая нас от всех наших грехов. И, что немаловажно, изгоняя вон всякую злую, нечистую силу, даруя нам все необходимое и достаточное для победы над змием, драконом, падшим духом, сатаною который, обходя всю вселенную, искушает народы, желая всех прельстить, обмануть и ввести в пагубу вместе с собой ввергнуть в геенну огненную. Так христианин, участвуя в Божественной Литургии, силой Благодати Божьей получает от Господа способность созерцать Бога, видеть Его, беседовать с Ним, обращать к Нему прошения, благодарения, молитвы, покланяться Ему. На Божественной Литургии христианин вводится десницей Божьей в самый Рай или даже туда, что выше и больше Рая, где пребывал Адам, Царство Небесное. Так что осуществляется за каждой Божественной Литургией для разумного христианина и смысл его жизни и цель его бытия, приемлет он полноту блаженства радости, света, мира, становится причастником всех Христовых добродетелей, если в покаянии и трепете молится Богу, раскрывая пред Ним свое сердце.

     Нет таких недоумений, нет таких скорбей жизненных, которые бы не умягчились, не разрешились, не растаяли от присутствия Живаго Бога, от лица Его на Божественной Литургии нам являемого. Нет таких недостатков, от которых не мог бы избавиться христианин, если он смиренно падает ниц пред Господом, восседающим на Престоле Божьем, на Божественной Литургии. Молящемуся на Святой Литургии становятся понятны слова апостола: "Все возможно верующему, то, что человекам невозможно, Богу возможно, и тем, кто чтит Его в духе и истине на Божественной Литургии". Всякий дар мы можем испросить с удобством у Господа, подающего не завистно, щедро тому, кто просит с верой, детской простотой и готовностью воспринять испрашиваемый дар. Холодно ли твое сердце, ищешь у Бога любви, и Господь дает тепло и свет любви Христовой, которая делает человека блаженным, если он трудится в подвигах любви. Не умеет ли христианин молиться на Божественной Литургии, он научится молиться, как ангел, если внимает, как следует, всему происходящему, если внимает пению и чтению, а главное, в глубинах сердца призывает имя Господне. Не находит ли кто сил в себе простить ближнему нанесенные им обиды, на Божественной Литургии перед нашими очами духовными, является Распятый за нас Иисус Христос, говорящий через Писание: "Простите и Вы друг другу, как я простил Вас, согрешивших предо мною". Чувствует ли себя человек одиноким в этом холодном мире, через Божественную Литургию он вступает в общение не только с людьми, но и самими ангелами, обновляя для себя познание Церкви как Собора благоговейных пред Богом рабов Его - и во плоти ходящих, и бесплотных ангелов. Так что небо раскрывается над головою молящегося и причащающегося, воздающего Господу дары молитвы, и он никак не одиноким чувствует себя, но чувствует себя победителем, которому дано победить самый мир с его рознью, с его прельщением, лукавством, и все это силой Господа нашего Иисуса Христа.

     Вот почему мы призваны, братья и сестры, изучать Божественную Литургию, вникать в каждый смысл составной ее части, и целиком осмыслять ее. Призваны участвовать в ней не только умом, но и сердцем, составляя единый лик с ангелами и святыми, которые присутствуют в Церкви Божьей и, таким образом, испытывать на Святой Литургии ту полноту радости и счастья и блаженства, для которых Бог создал человека. А кому всего этого не хватает, кто всего этого не знает, должен чаще ходить в Храм, каяться глубже, молиться, дабы, таким образом, выбраться из тьмы неведения, заблуждения, из духовных болезней и прельщений, и мало-помалу обрести у Господа и разум, и смысл, и способность благодарить, и готовность молиться, и умение выносить из Божественной Литургии тот нравственный свет, которым обладая, истинные христиане и отличаются от сынов века сего, людей прельщенных, служащих злу, отчужденных от жизни в Боге.

3 октября 2000 г.

http://www.hram-ks.ru/Liturgija1.shtml