О злых виноградарях. Священник Георгий (Завершинский)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы слышали притчу Господа о злых виноградарях (Мф 21:33-42), обличение книжников и фарисеев и Его плач об Иерусалиме (Мф 23:29-39), - слова, которые Он сказал незадолго, буквально за несколько дней перед арестом, судом и распятием, перед Своей Крестной смертью. Он сказал это в Храме в присутствии огромного количества народа, обращаясь к его правителям и вождям, потому что книжники, фарисеи, саддукеи и первосвященники управляли народом иудейским. Иудея имела религиозное государственное устройство, закон Моисеев охватывал все стороны жизни народа, в том числе и систему управления.
Исторический аспект притчи о злых виноградарях понятен: Господь говорит об иудейских правителях, первосвященниках, царях, которые гнали пророков из города в город, избивали и предавали смерти, побивая камнями. Слуги в притче, которых отправляет хозяин виноградника - это и есть пророки, посылаемые Богом к народу Израиля. Хозяин дома, то есть Бог, насадил виноградник: все приспособил, поставил башню, выкопал точило и поставил служителей - виноградарей за всем наблюдать и трудиться в винограднике, чтобы в свое время придти и получить плоды с этого виноградника. Служители были призваны послужить и вернуть достояние тому, кто его им дал. И хозяин сначала посылает одних слуг, чтобы получить плоды с виноградника, потом вторых. Виноградари избивают посланных слуг, иных побивают камнями, иных убивают. Так происходит и в первый, и во второй раз, когда хозяин послал большее количество слуг. Тогда хозяин посылает своего сына, говоря себе: «Постыдятся сына моего».
Размышляя над этой притчей, можно задать вопрос: почему так странно ведет себя хозяин дома? Послал одних слуг, а их побили. Он ведь послал их, чтобы вернуть свое - получить плоды с виноградника, почему посылает еще одних слуг? Неужели нельзя было сразу расправиться с этими злыми виноградарями? Почему он, в конце концов, посылает своего сына? Что это за странное решение хозяина? Если они побили слуг, то что они могут сделать с сыном? Однако он говорит себе, что сына постыдятся. Они же видят сына и, зная, что это наследник, говорят себе:«Убьем его и завладеем наследством его».
В связи с этим сегодня хотелось бы поговорить на тему о долготерпении Божием. О том, сколь долго терпит нас Господь. Он терпит человечество, начиная от самых ранних времен, от самых первых согрешивших людей; терпит род человеческий до потопа, когда люди более и более согрешали, падая ниже и ниже. Согрешали и Сыны Божии, то есть падшие ангелы, которые, сходя с неба, входили к дочерям человеческим, и рождался какой-то особый род - люди, которые все дальше и дальше отходили от Бога, полагаясь на себя, на свои силы и достоинства, пока не наступил потоп. Так было и дальше, после потопа: Бог созидал народ Израиля, как виноградник - все приготовил, все дал этому народу. Затем, когда народ отпадал от Бога, Он посылал пророков, праведников этому народу, но не вразумлялся этот народ.
Во втором евангельском рассказе сегодня (Мф 23:29-39) мы слышали, как Господь произносит обличение книжникам и фарисеям, говоря: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина». Это чтение Церковью приводится в связи с тем, что сегодня совершается память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Хотя в самом чтении речь все-таки не идет об отце Иоанна Крестителя. Вероятно, здесь говорится об одном из пророков, который был убит между храмом и жертвенником во времена осады Иерусалима сирийскими войсками. Он взывал к народу, призывая покаяться и принять слово Божие, но его не приняли и убили. Тогда Иерусалим был захвачен сирийскими войсками. Господь попустил этому совершиться. И все князья, все правители Израиля были уничтожены (2 Пар 24:19-23). Это очень поучительная история.
Господь обращается к тем, кто, слушая Его, прекрасно знает о чем идет речь: про кого Он говорит и кому адресует Свои слова. Захария был последний пророк, убитый в Иудее. И поэтому, когда Господь говорит о всей крови, пролитой от Авеля праведного до Захарии, подразумевается, что это вообще вся кровь, пролитая за Бога, то есть за то, что люди пророчествовали, призывая народ к покаянию. Христос как бы говорит, что на тех, кто управляет этим народом и готов Сына Божия предать на смерть, будет вся кровь праведников. Впоследствии, посылая Христа на распятие, народ иудейский скажет: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). Решение о предании Христа на смерть было уже принято начальниками иудейскими. Как мы знаем, после воскрешения Лазаря был совет, и первосвященник Каиафа сказал, что «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11:50). Господь знает об этом решении, поэтому Он обличает правителей народа иудейского в храме прилюдно, чтобы все поняли то, что Он знает.
Почему мы заговорили о долготерпении Божием? Вновь возвращаясь к первой притче, мы видим, каков характер хозяина дома. Таков и Бог: Он посылает служителей, пророков, праведников, которые увещевают народ, а их побивают камнями. Тогда Он посылает еще больше Своих пророков, и тех убивают. В конце концов, решает послать Своего Сына, что все-таки устыдить их. Вот какой Бог, Которому подобен хозяин дома из притчи. Он бесконечно милосерден и терпелив. И обращая Свою притчу к иудеям, Он предостерегает их, чтобы они не делали того, что задумали, но все тщетно - этот народ дополняет меру отцов своих (Мф 23:32).
Бог, через евангельскую притчу обращаясь к нам сегодняшним, как бы напоминает, каков Его характер - Он терпит все до конца. Потому, что хочет, чтобы люди не уподобились злым виноградарям и, обратившись, поняли, узнали Бога, покаялись в своих грехах, полюбили Того, Кто так терпелив к ним, и возвратили Ему плоды Его в свое время. В этой притче и в словах плача об Иерусалиме, когда Господь говорит: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели», виноград и птенцы - это образы израильского народа, который его правители и священники были призваны оберегать от язычества и вести ко Христу. Вместо этого они согласились убить наследника и захватить царство. Поэтому Господь говорит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23:38). А в притче о виноградарях, когда Он спрашивает людей о том, что хозяин сделает со злыми виноградарями, они сами отвечают Ему: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям». Поэтому Господь обращается к фарисеям и книжникам: «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!». «Грядый во имя Господне» - это и есть Христос, Мессия, Помазанник Божий.
Другие виноградари и виноградник - это Церковь Христова и все, кто, начиная с апостольских времен, составляет эту Церковь: служители Христовы и народ Божий. Вот кто такие другие виноградари и каков виноградник. Мы с вами призваны отдать плоды с этого виноградника во времена свои, когда Господь спросит нас. Мы знаем, что Его долготерпение и милосердие бесконечно. Мы знаем, каков есть Господь, потому что у нас есть Евангелие, Предание Церкви, есть Таинства Церковные - все это нам дано. Готовы ли мы отдать плоды с виноградника в руки Божии? Эти плоды - наша жизнь. Все наши стремления, помыслы, все наше достояние в этой жизни должно быть возвращено Богу - Тому, Кто дал нам это, насадив виноградник нашего бытия в этом мире. Об этом мы должны помнить и не отвергать посланных Им - много возможностей предоставляются нам для покаяния, а мы часто отвергаем их. Но если в своем сердце мы не примем Сына Божия, то есть Наследника Царства, то нам не будет наследования, и мы не войдем в Царство Божье. Тогда дом наш останется пуст, доколе не обратимся. От этого предостерегает Господь, сквозь века в притчах обращаясь и к нам, сегодняшним христианам. Дом нашей жизни останется пуст, пока не воспоем Христа в своем сердце и не воскликнем: «Благословен Грядый во имя Господне!», наполняя этим восклицанием всю свою жизнь. Аминь.
http://www.verav.ru/istoki/misli/misli.php?num=42
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии