О злых виноградарях. Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы слышали несколько повествований. Одно из них посвящено воскресению перед праздником Воздвижения. В нем говориться о том, что Господь послал Сына Своего возлюбленного за жизнь этого мира, чтобы никто в этом мир не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего послал. Не пришел Бог в этот мир, чтобы он судим был через Него, не судить пришел, а спасти.
А второе чтение говорит тоже о пришествии Христа в мир, только как бы с нашей земной стороны. Там повествуется притча о виноградарях. Господь эту притчу рассказывает о том, что насадил господин виноград, обнес оградой свой виноградник, башни сторожевые поставил, точило, чтобы виноград превращался в вино, и отдал этот виноградник делателям, нам с вами, чтобы мы плоды приносили. А виноградари оказались злыми, и тех, кого Господь посылал в этот виноградник, они убивали. И послал Сына Своего Единородного, чтобы те устыдились его, но те и сына убили.
В этих чтениях соединяются как бы два плана нашего бытия – Божья любовь к каждому из нас и наш ответ на нее. Пришествие Господне в бесконечном милосердии, не в суде, не в каре, не в требовании ответа, а в любви. Приходит Господь, чтобы всех спасти. И наш ответ на это пришествие Христово.
Мы слышали апостольские слова а послании апостола Павла о том, что Господь наш грядет. Маран офа, такие слова непонятные на древнем языке. А кто не любит Господа нашего, тот да будет отлучен. Анафема.
Вот удивительное сочетание слов: пришествие Господне в любви и силе и наше нежелание этого пришествия. Желание Господа всех нас спасти и привести в разум и познание истины, и наше желание жить по своему, для себя. Как мы живем?
Как мы живем? Имея это неизреченное богатство любви и милосердия Божия, неизреченную радость общения с Богом, возможность придти к Нему навсегда и до конца с Ним соединиться, мы выбираем немощь, суету, ложь, нечистоту, скверну, с которыми самим противно и гадко и жить невозможно. Но мы все равно раз от раза выбираем именно это, живем для этого, наслаждаемся этим…
Удивительное человек создание… До чего же он широк, как сказал Федор Михайловиx Достоевский. Как в нем много того, что может быть богопротивно. Как далеко может уйти человек от Бога, находясь рядом с Ним. Как это человек может отвергнуть милосердие Бога, всесилие и всемогущество, вездесущие Божие, все те Его удивительные качества непостижимости, которыми Господь пытается нас к Себе призвать… Насколько человек в своем отвержении Бога может быть велик! Как он долго и постоянно во всех ситуациях может Бога отвергать. Быть неблагодарным за то, что Бог ему дает, отворачиваться свое лицо от лика Христова, любящего, полного милосердия, плевать в это лицо… искажать Его Образ внутри себя, бороться с Богом. Или быть к Нему просто равнодушным, так вот не замечать Его и все, делать вид, что Бога просто нет в твоей жизни. Что хуже всего бывает. Это бывает с каждым из нас, которые все знают о Боге, который к Богу пришел, получил от Бога Дары, как эти виноградари получили от Бога великий дар - работать для Бога, быть участниками жизни вечной… Ведь это образ такой евхаристический, конечно, виноградник, в котором эти виноградари – не только рады. Они же и пожинатели этих плодов и они же собственно говоря те, кому этот виноградник предназначен, кто этот виноград будет потом употреблять в виде вина. Кому этот вино будет даровано, и не только даровано, а всегда предлагаться со словами: Придите, вкусите, сия есть Кровь Моя Нового завета, которая за вас изливается во оставление грехов. Для виноградарей это. Для них, для нас. То что даром Господь с любовью приносит, именно как свой свет, и не как суд, а вот пришел Спаситель в мир, чтобы все спаслись. Суд в этом и состоит.
Весь суд только в том, что Господь пришел. И другого никакого суда просто нет. Есть только вот этот суд для нас. Господь к нам пришел. Пришел со Своей любовью, пришел со Своим милосердием, пришел со Своим виноградом, Себя всего нам дал в пищу. Это и есть суд.
Что может быть страшнее этого суда, что может быть ужаснее этого суда, когда мы этого отвергаемся, не принимаем? Или когда мы это принимаем, как те виноградари. Они это – воровали. Он своровали то, что им принадлежало, как дар. Они решили забрать себе то, что им Господь дал Своей любовью. И самого Господа распяли. Им не нужен Христос, им не нужна любовь, им нужно жить только для себя, только по-своему.
Это и есть Страшный суд, страшнее этого нет: когда Господь тебя любит, а Ты на Него плюешь. Когда Господь приходит за тебя распяться, а тебе это все равно. Когда Господь тебе всего Себя отдает, а тебе этого не надо, ты хочешь жить своей собственной жизнью, у тебя свои собственные радости. У тебя своя жизнь, у тебя свой дом, свои привычки, свои удовольствия, собственные проблемы и никто тебе не нужен. Я на свете один! Я! И это Я убивает Бога.
В каждом из нас это происходит. С каждым из нас это случается. Ведь нам все дано, - это богатство великое Божьего милосердия и духовной жизни принадлежит каждому из нас. Почему мы живем так странно? Почему мы, христиане, которым так много дано, не замечаем этого? Почему мы закрываем на это глаза, смотрим все время в другую сторону? Неужели нам мало того, что Господь к нам пришел? Что Господь нас любит? Что господь принес за нас жертву, принес в жертву Самого себя, чтобы мы Его хоть немножечко полюбили? Обратили на Него внимания.
Блаженный Августин в одном из своих слов сказал, что на обращение грешника Господь тратить Своей Божественной энергии более, нежели на сотворение новых миров. Вот какой человек ужасный! Господь, чтобы каждого из нас обратить на покаяние совершает более, нежели сотворенный мир. Каково наше сердце! Как же мы по-настоящему живем! Ведь слышали сегодняшнее слово апостольское: Кто во Христе, тот новая тварь. Для Христа не имеет значение ни обрезанный, ни необрезанный, как говорит Апостол. Ничто для Христа не имеет значения, только одно – жизнь, новая жизнь! Жизнь в этом винограднике настоящая. И мы этой жизни не хотим. А мы не хотим быть новыми, нам достаточно быть просто старыми, потому что всякая новизна не дает нам возможности опереться на то, к чему мы привыкли. Не дает возможности пожить так, как мы привыкли жить. Тот кто новый – он во всем новый, он совсем новый. Он по-другому строит свою жизнь, по евангелию, по Христу. И для этого требуется на самом деле большое-большое мужество. Только решимость. Ничего другого – только мужество.
И Апостол говорит – мужайтесь! Бодрствуйте! Стойте в вере, и все у вас будет с любовью. Услышим эти слова. Услышим это призыв апостольский. Он к нам обращается. На каждую минуту, на каждый час. Чтобы мы услышали. Чтобы мы бодрствовали. И в вере стояли по-настоящему твердо. И чтобы все у нас было с любовью. Потому что Господь наш грядет. Он совсем рядом с каждым из нас. Какой ужас, если мы, живя обычной человеческой жизнью, просто не обратим на Него внимания. Просто не заметим, что вот сейчас Господь стоит рядом с нами, везде стоит рядом с нами и смотрит на то, какие мы в этом винограднике, каково наше сердце, кому оно принадлежит.
Аминь.
22.09.2002
http://www.trinity-church.ru/prior/outreach/o_zlyix_vinogradaryax
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии