О ЖИВОМ И ВСЕГДА АКТУАЛЬНОМ СЛОВЕ БОЖИЕМ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на апостольское чтение 7-й Недели по Пасхе.

Сегодня перед нами прощальная беседа апостола Павла с пресвитерами Эфеса. При расставании всегда говорятся какие-то главные, особо важные слова. Такие речи запоминаются надолго и сохраняются в глубине сердца. Давайте с предельным вниманием посмотрим на фрагмент из духовного завещания величайшего проповедника христианства, одного из самых интересных людей мира – первоверховного апостола Павла.

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:28–32).

Хоть речь Павла адресована пастырям, но содержит много уроков и для нас. Он называет Церковь стадом. Для современного человека слово «стадо» звучит резковато и даже обидно. Может показаться, что тебя хотят свести на уровень животного. Но мы должны помнить, что библейский язык довольно сильно отличается от сегодняшней разговорной речи. Он чрезвычайно насыщен образностью и символикой. В древних языках было меньше слов, чем в современных, но они несли в себе огромную смысловую и ассоциативную нагрузку. Человек того времени, понимающий языковые образы той культуры, воспринимал знакомые нам слова несколько по-другому.

Например, в Книге Песнь песней возлюбленный, описывая свою любимую, сравнивает ее... с кобылой. «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» (Песнь песней 1:8), – говорит он. Представьте себе, что сегодня молодой человек, преподнося букет цветов любимой девушке, одарит ее таким эпитетом. Наверняка ему придется ощутить жесткость букета на своем лице... Но, конечно же, здесь не имеется в виду буквальное сравнение с лошадью. Лошадь в древней культуре – символ плодородия, жизни, иногда невинности, иногда – интеллекта. В фараонову же колесницу могли быть запряжены только лучшие лошади Египта, молодые и крепкие, без изъянов, по-своему красивые. Следовательно, в этом описании возлюбленный видит свою избранницу в высшей степени чистой и невинной, умной и прекрасной, способной родить и воспитать множество детей (что в древнем мире весьма ценилось).

То же и со словом «стадо». Мы должны посмотреть на это понятие глазами древнего человека. Одним из основных занятий еврейского народа во времена апостола Павла было разведение овец. Можно сказать, еврей рождался и умирал среди овец. Представим себе, что овцы есть органическая часть нашей культуры, нарисуем мысленно стадо овечек и попытаемся почувствовать качество этого образа. Например, беззащитность и зависимость от пастыря. Овцы – животные слабые и робкие, у них нет ни мощных когтей, ни больших клыков. Все, что они могут делать в случае опасности, – блеять, зовя на помощь пастуха. Так же и мы без Бога суть слабые и немощные овечки, могущие лишь призывать своего Пастыря. Или, например, такое качество жизни овец, как общинность. Овцы не живут по отдельности, но всегда в стаде. Эти качества вполне применимы и к Церкви, всегда и во всем уповающей на Пастыря овец Великого, Христа Иисуса, полностью зависящей от Него и являющей силу в своей общинности.

В таком контексте и нужно воспринимать слова Павла. Мы можем вспомнить, что и Спаситель говорил нечто подобное: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Здесь нам дается еще одно качество – малочисленность этого стада. Церковь есть малая отара слабых овец духовных, теснящихся друг к дружке, слушающих голос своего Пастыря. Это стадо Спаситель купил для Себя.

Овцы в то время были продаваемым и покупаемым товаром. Христос же заплатил за Своих овец духовных немыслимую цену – Свою кровь. В понимании древних, кровь есть средоточие жизни. Согласно Библии, именно в крови обитает душа животных. Получается, Христос отдает за Церковь самое дорогое – Свою жизнь и тем самым покупает себе это малое стадо в вечное владение. Поэтому и призывает пастырей Павел внимать этому стаду, ибо это самая дорогая собственность Господа Бога, которую Он «стяжал... честною Своею кровию».

В рассматриваемом отрывке Христос прямо называется Господом и Богом: «...пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Павел называет Спасителя так же, как и в свое время апостол Фома: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Верующему сердцу всегда радостно находить в Писании подтверждения того, что Христос есть истинный Бог наш. Пусть будут посрамлены «свидетели Иеговы», отрицающие божественность Иисуса Христа. Как можно не замечать таких прямых библейских свидетельств? А ведь Евангелие строго предупреждает нас, что Отец «весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:22–23). Предупреждает и псалмопевец Давид: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре» (Пс. 2:12). Да образумит Господь этих несчастных людей, так жестоко ошибающихся.

Далее Павел говорит: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою».

Здесь мы видим указание на два типа врагов Церкви. Это враг внешний («лютые волки, не щадящие стада») и внутренний («из вас самих восстанут люди»). Как можно видеть, подобное положение дел сохранилось и до сего дня. Не перевелись лютые волки, внезапно нападающие на стадо Христово, убивающие овец Христовых. Но «суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Пет. 2:3). Гораздо страшнее их враги внутренние, которые, называясь христианами, не являются таковыми. Это и лжепастыри, которые ведут овец не к Богу, а к себе; и лжебратья, которые говорят: радуйся, а за спиной строят ковы и предают. Горе всякому предателю истины! «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Наше время, братья и сестры, как раз и несет печать массовой измены истине, предательства веры отцов и отказа от святости духовного родства. Горе тому человеку, который в этом участвует.

«Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас», – учит далее апостол. Спаситель говорил: «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12:48). Недаром Павел требует внимания от тех, кого он учил три года. Эти слова прямо относятся и к нам, потому что мы сегодня очень много знаем о христианстве. Мы живем в особое время. Еще никогда за всю историю Церкви не было такого количества грамотных людей и такого количества доступной информации. Еще каких-то лет тридцать назад трудно было достать Библию, не говоря уже о святоотеческих творениях. Сейчас мы имеем все и знаем очень много. Но «от всякого, кому дано много, много и потребуется». Все мы будем отвечать за то, как использовали свои знания, как осуществили их в своей жизни. Поэтому воспримем это слово: «бодрствуйте» как адресованное лично к нам.

«И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными». Как необычно сказано! Предаю (т. е. передаю, оставляю) вас «Богу и слову благодати Его». Предавать Богу – это понятно. Но что значит «предавать слову»? Говорится так, будто бы слово Божие – живое. А ведь так и есть! «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12), – говорит Павел. Божественные глаголы называются живыми, ибо через них Бог действует в мире особо. Да и в притче о Сеятеле ведь пишется, что слово Божие есть семя, которое тайным образом прорастает в душе человека. Тот, кто регулярно читает Писание, знает, что слово Божие реально меняет нас. Открывает Библию один человек, а закрывает уже немного другой, хотя он сам может этого и не почувствовать. А если этот процесс длится годами, результат виден уже всем вокруг. Потому и называют Библию Книгой Жизни – она и сама жива, и способна даровать новую жизнь всем тем, кто обратится к ней.

Посмотрите, насколько современным оказывается текст из сегодняшнего апостольского зачала! Все так же Церковь остается малым стадом, взывающим к своему Пастырю. Все так же нападают на это стадо лютые волки, и все так же восстают в нем люди, говорящие превратно. Как и две тысячи лет назад, мы должны бодрствовать, и все так же действует в нашей жизни и меняет нас живое слово Божие. Воистину эта проповедь Павла могла быть произнесена сегодня из уст, скажем, уходящего на покой архиерея – и она бы слушалась вполне естественно.

Пусть подаст нам всем Господь благое изменение сердца под действием животворящего слова Его. Пусть всегда будут открыты уши наши к слушанию глаголов Божиих. Пусть наши души будут податливы, как горячий воск, под огнем Божественных изречений и прочны, как каменные скрижали, на которых начертан закон Господень.

Слово Божие да пребывает в нас!

Сергей Комаров

http://pravlife.org/ru/content/o-zhivom-i-vsegda-aktualnom-slove-bozhiem