О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — БОГОСЛОВИЕ: ЕСЛИ СВЯТ, ТО ЗДОРОВ?
О здоровье человека в свете православного богословия и о самом лучшем «лекарстве» от болезней — кандидат богословия, профессор Киевской духовной академии Тарас Борозенец.
После грехопадения закончился безболезненный период
Совершил грех — заболел
Православное богословие рассматривает здоровье человека в свете богооткровенного учения об изначальном райском состоянии первых людей, утерянном ими в результате грехопадения.
Бог не создавал человека больным, тленным и смертным. Только нарушение воли Творца прародителями человеческого рода стало причиной болезней, страданий, да и самой смерти. История человечества до грехопадения – это первозданный, здоровый и безболезненный период Богообщения.
Для православного богословия свойственно рассматривать грех не столько как юридическое преступление против Бога, сколько как произвольную ошибку, приведшую человека к тяжкому смертельному заболеванию, которое невозможно излечить без помощи Божией.
Согласно такому преимущественно медицинскому подходу, совершив грех, человек отпал от Бога, от истинного Источника здоровья. Совершив грех, человек заболел. Грехопадение ввергло человека в аномальное, противоестественное, греховно-страстное состояние.
В грехопадении со всей силой проявилось триединство человеческой природы (дух-душа-тело), а также первичность духа по отношению к душе и телу. Расторжение первоначальной связи человеческого духа с Богом сначала повлекло за собой расслабленность, паралич, атрофию духа как высшей способности человека. Затем следовали болезнетворный разлад и борьба между душой и телом, которая в итоге закономерно завершилась их отделением друг от друга – телесной смертью.
В связи с этим приход на землю Второго Адама – Христа — совершается ради возобновления утерянного единства человека с Богом, основы здоровья человека. Спасение человека совершается Христом через исцеление всей человеческой природы — духа, души и тела. Боговоплощение, по сути, является совершенным оздоровлением всего человеческого существа.
Богочеловек является истинным и единственным Врачом, исцеляющим человека. Святитель Игнатий Богоносец свидетельствует: «Есть только один врач телесный и духовный, рожденный и нерожденный. Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш, Иисус Христос» (К Ефесянам, 7).
При этом Богочеловек исполняет волю Своего Отца при содействии Духа Святого. Вся Святая Троица участвует в деле спасения, исцеления, преображения и обожения человека. В Таинстве Елеосвящения мы молимся: «Отче Святый, Врачу душ и телес... всякий недуг исцеляющаго, и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего от обдержащия его телесныя и душевныя немощи». О том же диакон просит в особых ектениях на Литургии.
Покаяние, молитва и Таинства — наше лекарство
Чем больше нам прописали лекарств, тем сильнее наше зло
О силе зла можно судить по силе лекарства, потребовавшегося для его исцеления. Грех – ужасная, смертельная болезнь. Грешники – больные, пациенты, которые находятся под властью духовной смерти, более страшной, чем телесная.
Спаситель — божественный Целитель, Врач. Он говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведных, но грешных» (Мф. 9:2-13). В Евангельских повествованиях мы встречаем многочисленные примеры Христовых исцелений страждущих от болезней людей. «Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян. 10:38). Уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия, Он исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях»(Мф. 4:23).
Господь предельно ясно указывает на зависимость физического здоровья от нравственного образа жизни человека – греховного или праведного. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14), – предостерегает Он исцеленного больного.
По своему медицинскому смыслу спасение является исцелением земной жизни от болезней и смерти, уничтожением самого семени смерти. Поэтому Спаситель называет Себя Жизнью, а спасенный получает жизнь вечную. Для этого Врач становится пациентом, Сын Божий становится человеком, принимает на Себя все его болезни и саму смерть на Кресте. «Если зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, оно останется одно; если же умрет, приносит много плода» (Ин. 12:24). Крест становиться дверью в новую, вечную жизнь, которая даруется Воскресением. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Тропарь Воскресения). Исцеление и обожение человеческой природы уже осуществлены в Иисусе Христе — Его Крестом, Воскресением и Вознесением.
Дух лечит молитва и Таинства, душу — покаяние, тело — здоровая жизнь души и духа
В Церкви исцеляется весь человек: его дух крепнет от молитвы, святых Таинств, исполнения заповедей Христовых; душа очищается по мере сознательного очищения ума и сердца от страстей; тело же питается здоровой жизнью души и духа.
Ныне – время исцеления и обожения каждой человеческой личности через благодатную встречу с Господом в Православной Церкви, время добродетельного уподобления и приобщения Ему, время причащения Его исцеленной человеческой природе. Для нас, верующих, Богочеловек Иисус Христос — и Врач, и Лекарство, и Исцеление, и Здоровье. Он – наше Всё.
Все Таинства, которые Он даровал Своей Церкви, – благодатные средства исцеления страждущего человека. Каждое Таинство – Богочеловеческая «врачебница» от греха, тления и смерти.
В Крещении верующий освобождается от греха и стоящего за ним лукавого, духовно рождается как член Тела Христового. В Миропомазании — получает дары Духа Святого для утверждения и возрастания в христианской вере, надежде и любви. В Таинстве Исповеди, «втором Крещении», человек очищается от грехов, совершенных после Крещения первого.
Полнота же исцеления подается человеку в Евхаристии, Таинстве обожения. Благодаря этому Таинству верующие вкушают Тело и Кровь Самого Христа Жизнодавца. Святой Игнатий Антиохийский называет Евхаристию «врачевством бессмертия» (Послание к ефесянам, ХХ, 2).
Для исцеления тела в Православной Церкви также установлено особое, специальное Таинство – Таинство Елеосвящения или Соборования, в котором верующие по молитвам Церкви получают благодать Божию для избавления от тяжелых телесных болезней.
Как связаны святость и здоровье?
Истинное и всецелое здоровье есть не что иное, как совершенство праведности и святости в Боге. Здоровье-святость достигается путем послушания Богу, верного исполнения Его заповедей. «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней.., ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).
Связь святости и здоровья, их глубинное сущностное тождество прямо выражено в этимологии слова «святость» в латинском и немецком языках. Так, латинское слово sanctus, кроме значений «святой», «освященный», «непорочный», «таинственный», также имеет значения «цельный», «неприкосновенный», «нерушимый». Германское же heilig, heil прямо переводится как «неповрежденный», «здоровый», «целый». Самого Спасителя немцы называют «Heiland» – «Исцеляющий», «Спасающий». Кстати, от этих слов происходят имена Хельга, Ольга, Олег.
Верующие ожидают второго пришествия Христова, когда произойдет воскрешение мертвых и страшный суд над всеми людьми. Тогда настанет окончательная победа над грехом, тлением, болезнями и смертью, тогда «Бог будет все во всем» (1Кор. 15:28). Будут совершенно«здоровые» люди, совершенно «здоровые» «новое небо и новая земля» (Откр. 21:1). В Небесном Иерусалиме будет расти древо жизни,«двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева для исцеления народов» (Откр. 22:2).
Райское безболезненное состояние было лишь состоянием первоначального здоровья, обоженное же святое состояние воскрешенного и преображенного человечества в Царствии Небесном – это окончательное, непреложное, всесовершенное здоровье, бесконечная полнота жизни в Боге.
http://pravlife.org/content/o-zdorove-cheloveka-bogoslovie-esli-svyat-zd...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии