О запрете УПЦ, или почему мы не радуемся? Андрей Власов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О запрете УПЦ или почему мы не радуемся?

19 октября 2023 г. Верховная Рада проголосовала за законопроект 8371, который если будет принят окончательно, сделает невозможной деятельность в Украине религиозных организаций, подчиняющихся РПЦ. Большинство называет этот законопроект «про запрет УПЦ», что по сути верно. Люди, настроенные к УПЦ враждебно, ликуют и их можно понять, ведь Украина стала немного ближе к уничтожению Церкви на своей территории. Но не совсем понятна реакция церковных людей и даже духовенства. Она в основном полярна: от «Украина совершает суицид» до «нас это не касается», но преимущественно вся негативна.

Но почему в нашей реакции на запрет УПЦ нет радостных ноток? Почему мы не вспоминаем слова Христа, которые поем на каждой Литургии: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:10-12)? Конечно, надо не тому радоваться, что нас изгоняют, а радоваться тому, что нас изгоняют именно за Христа. О том, что это действительно так, уже нет никаких сомнений.

Мантры о том, что УПЦ – это Церковь предателей и коллаборационистов не выдерживают никакой критики. Начиная с того, что Блаженнейший Онуфрий буквально через несколько часов после нападения России, назвал это войной и Каиновым грехом и призвал всех стать на защиту страны и ее суверенитета и заканчивая официальными сообщениями самих же правоохранительных органов, что в их рядах предателей оказалось в десятки раз больше чем в УПЦ. Помощь УПЦ армии, волонтерам, беженцам и просто нуждающимся из-за войны огромна. Есть данные, что она больше, чем у како-либо другой конфессии. 

Церковь гонят именно за то, что она Христова. Это именно то, о чем говорит Евангелие. И Христос призывает нас радоваться этому. Об этой радости более подробно пишет апостол Петр: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр 4:12-16).

Вот и в книге Деяний апостольских описывается как члены синедриона «призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян 5:40,41). Что-то не слышно из уст украинских христиан этой радости, к которой призывает и Христос и апостол Петр. Не слышно прославления Бога «за такую участь». Может верующие исполняют эти слова втайне и радуются глубоко в душе? Хотелось бы верить.

Но внешне мы выражаем негодование, угрожаем нашим противникам-депутатам не голосовать за них в будущем, говорим, что Украина самоуничтожается и так далее. Подобные оценки говорят о том, что наше церковное сознание все еще находится в плену того мировоззрения, которое сформировалось у нас за столетия, когда Церковь была государственной и не просто государственной, а опорой этой государственности. Формирование такого мировоззрения объективно, иного у нас, вероятно и не могло сформироваться, но волей-неволей это мировоззрение приходится преодолевать. Мы все еще хотим, чтобы наше общество было православным или хотя бы делало вид, что оно таково. Хотим, чтобы люди уважали Церковь, прислушивались бы к ее иерархам. Чтобы политики искали бы благосклонности священноначалия, так как это давало бы им политические дивиденды и так далее. Все это выглядит очень благолепно, но Евангелие говорит о другом.

Случившиеся 19 октября в Верховной Раде мы хотели бы видеть так, что, вот глупые депутаты проголосовали за запрет УПЦ и тем самым убили свою политическую карьеру, так как за них теперь никто не будет голосовать на выборах. Нам хочется, чтобы по-прежнему народ видел бы в Церкви своего, если не духовного, то хотя бы нравственного руководителя. И мы надеемся, что вот времена поменяются, государство опять повернется к Церкви лицом и все будет хорошо, как и раньше. Как говориться, business as usual (бизнес, как обычно). Но так уже не будет. Будет так как сказано в Священном Писании.

А в Священное Писание о положении Церкви и верующих в обществе и государстве говорит очень неприятные нам вещи, оно говорит про скорби, про ненависть, про непонимание. В течение многих столетий в Церкви доминировала концепция, согласно которой, христианство, распространяясь по миру, преобразит этот мир, сделает его лучше, добрее, справедливее. Но история свидетельствует о противоположном. Пытки, которые использовала католическая инквизиция, называвшая себя христианской, были еще более жестокими и изощренными, чем во времена язычников. Православные византийцы при святом императоре Юстиниане истребили до 100 тысяч самарян за то, что те не были православными. Подобных примеров множество.

Но Христос вовсе не посылал своих апостолов, чтобы они преобразили этот мир, сделали православными языческие государства и так далее. Перед своим вознесением на небо Христос сказал апостолам: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:15,16). Речь здесь о спасении каждого человека. Наказание за неверие к проповеди апостолов – эсхатологическое. Человек не сможет войти в вечную жизнь, если, услышав проповедь о Христе не откликнется на нее.  Сравним это с одним из декретов все того же императора Юстиниана Великого: «Те, кто еще не крещен, да идут с детьми и женами и со всеми домочадцами во святые церкви. <…> Если они не будут креститься, <…> то описывать их имение и изгонять их из государства». Нам хочется, чтобы было примерно так как сказал Юстиниан, потому что так нам удобнее и легче. А если появляется правитель, который воздвигает гонения на нас самих, то мы сетуем и ждем правителя, который изменит это. Но ведь Евангелие говорит о гонениях, как о естественной реакции мира на последователей Христовых.

Именно нас, христиан, и должны гнать. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин 15:20). Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на это место пишет: «Если гнали Меня - Владыку, то тем более будут гнать вас - рабов. Если не гнали Меня, а соблюдали слово Мое, то и ваше будут соблюдать. Но этого нет. Ни Моего слова, ни вашего не будут соблюдать. Но все то сделают над вами за Меня. Посему, если вы любите Меня, переносите, что испытываете за Меня, Которого, по словам вашим, вы любите…»

Ситуация, в которой сейчас оказалась УПЦ и ее верующие – это именно то, что описано в Евангелии. Тут нечему удивляться. Общество и не должно относиться к нам, христианам с добротой и лаской. Наоборот, Христос сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33).

Опыт Церкви первых веков свидетельствует, что христиане не напрашивались сами на гонения, не призывали к ним, но если они все же приходили, то христиане старались сохранить самое важное, что у них было – свою веру во Христа и верность Его заповедям. Интересное толкование на слова Христа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10:16) приводит святитель Иоанн Златоуст. Он говорит следующее: «Но поможет ли нам сколько-нибудь, скажут, наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны? Сколько бы овца мудра ни была, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Сколько бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов? Для бессловесных тут нет никакой пользы, а для вас – польза величайшая. Но посмотрим, какая здесь требуется мудрость. Мудрость змеиная. Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием. Что может быть строже этих повелений? Не достаточно только претерпевать бедствия: нет, – говорит, – Я не позволяю тебе за то даже и гневаться (это и значит быть голубем)».

Во это именно сочетание, мудрости змеи и кротости голубя, должны мы иметь в нынешней непростой ситуации. Нужно и отстаивать храмы и искать юридические способы защиты и придумывать различные способы как не дать перерегистрировать общины. Но более всего нужно заботиться о том, чтобы сохранить веру и соблюсти заповеди Христа, хоть это и непросто.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф 5:44-47).

По-человечески гнев на гонителей УПЦ вполне объясним, объяснимо и желание все-таки победить наших противников и восторжествовать над ними. Но ведь Христос призывает нас не к тому, что человеческое, а к тому, что Божие. Наша победа не столько в том, чтобы вернуть себе Лавру, все захваченные храмы и получить признание со стороны государства и народа, а в том, чтобы сохранить мир Христов в своих душах, не озлобиться, не ожесточиться. «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…» (Мф 24:12), сказал Христос, пророчествуя о последних временах. Беззаконие сегодня в нашей стране умножилось чрезвычайно, но Господь заповедал нам сохранить любовь.

https://spzh.news/ru/blogs/a76590-o-zaprete-upts-ili-pochemu-my-ne-radue...