О Закхее. Проповедь в неделю 37-ю по Пятидесятнице. Протоиерей Борис Павленков
Неделя о Закхее – какое поучительное и утешительное для нас евангельское чтение. На примере Закхея мытаря Слово Божие научает нас как можно увидеть Христа не только глазами, но и сердцем познать Его и возлюбить Его всей душею.
Что сделал Закхей, чтобы увидеть Божественный Лик Спасителя? Он забежал вперед и поднялся на смоковницу. И не только потому, что был «мал ростом», он мог подойти поближе, вплотную приблизиться ко Христу, раздвинуть заслонявшую от него Иисуса толпу. Но он забегает вперед, чтобы оторваться от толпы, и поднимается на дерево, чтобы возвыситься над толпой; он, привыкший возвышаться над людьми своим положением и богатством (он был начальник мытарей и человек богатый).
Но, чтобы увидеть Христа и быть замеченным Им, богатство и положение не помогут. Не надейся, душе моя, на тленное богатство, и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного (канон покаянный). Богатство может только препятствовать на пути к Господу. Встретить Христа и быть со Христом – это быть в Царстве Небесном, но богатому войти в Царство Небесное труднее чем верблюду пройти сквозь игольное ушко. Закхей желает увидеть Божественного учителя не так как все люди, окружающие и теснящие Его. Для него желаемая встреча со Христом – самое важное событие в его жизни, эта встреча определяет его жизнь в вечности. В душе этого презренного человека (а мытари все были презренными в своем народе, как служители римским поработителям и как люди алчные, нечестные и жестокие, обиравшие бедных, нещадящие вдову и сироту, наживающиеся на горе других), в душе этого старшего из мытарей зародились светлые чувства раскаяния и желания измениться и быть достойным общения со Христом. И Иисус замечает его, и не только замечает, но обращается к нему со словами, приведшими его в неописуемую радость. Иисус Христос обратился к нему по имени и сказал: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Желание Закхея исполнилось. Божественный учитель пришел к нему и он услышал: Ныне пришло спасение дому сему. Совершилось чудо раскаяния и как последствие – преображение души Закхея. Господи! половину имения моего отдам нищим, и, если кого чем обидел воздам вчетверо.
А как на происходящее реагирует народ? Как говорит Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский, «толпа всегда есть толпа». Люди стали упрекать Спасителя в том, что Он вошел в дом грешника. Что это? Зависть? Ревность? Памятозлобие? Превозношение? Это – гордыня, как у того фарисея, пришедшего в храм помолиться (в следующее воскресенье будем читать) – «я не такой как … этот мытарь».
Так и мы, часто бывает, смотрим на другого человека, видя его недостатки, зная его неблаговидные поступки, думаем: «ну почему ему Бог помогает, а не мне?». Он ворует, пьянствует, беспутствует, и все у него хорошо: и богат, и здоров, и жизни радуется. Но мы не знаем, что в душе этого человека; мы не знаем, как обличает его совесть; мы не знаем, как страдает его душа от грехов; мы не предполагаем, как эта душа жаждет раскаяния, какие его сердце готовит плоды покаяния, как все его существо стремится к Богу и какой яркий свет милости Божией проникает в эту мятущуюся душу. Ведь Господь пришел не праведников спасти, а грешников; не здравых излечить, а болящих; не возвышающихся поднять, а падающих. Так и заканчивается сегодняшнее евангельское чтение: Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.9:1-10).
Что же поучительно и что утешительно для нас в сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, поучительно, на примере Закхея, то, каким должно быть покаяние, вернее раскаяние. Оно должно изменить человека. Злой должен стать добрым, обманщик должен стать честным, пьяница – трезвенником, чревоугодник – воздержанным, блудник – целомудренным, скупой – щедрым. То есть грешник должен стать праведником. Если мы не меняемся после исповеди, если мы не победили в себе хотя бы один грех, если не избавились хотя бы от одной страсти, значит покаяния не было. Был, в лучшем случае, отчет о проделанных грехах, список которых может занимать целую тетрадь, но это не покаяние. Или, еще хуже, формальность: «делом, словом и помышлением». Покаяться нужно так, чтобы приблизилось Царство Небесное.
Во-вторых, поучительно то, что мы не должны относиться к человеку с пренебрежением, тем более, с презрением, в каком бы он не был положении и состоянии, как бы низко не пал он в наших глазах духовно. Господь пришел и его спасти, и его возлюбил Бог так, что Сына Своего послал на распятие. И мы не знаем, как этот, как мы считаем, грешник, может раскаяться и измениться. Вспомните благоразумного разбойника, отрекшегося Петра, гонителя Савла; вспомните из какой грешницы какой святой стала Мария Египетская и многие другие. Дай и нам Господь так раскаяться.
Утешительно для нас то, что Господь, пришедший грешников спасти, спасет и нас по Своей милости. Царю Превечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти ны от всякия скверны… и исцели ны, яко же исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да вопием ти во умилении, зовущее: Иисусе Сыне Божий, помилуй нас. Аминь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии