О выборе и свободе. Ирина Кислина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Недавно в одном блоге хозяин провел интересный эксперимент: попросил читателей рассказать о том, каким они видят идеального священника. В комментариях образ быстро нарисовали, но вышел он каким-то… совершенно неживым. Люди на полном серьезе перечисляли такие «непременные характеристики» идеального батюшки, как: «носит аккуратную бороду», «обязательно ходит в подряснике вне храма», «ездит не на мерседесе» и «имеет не меньше пяти детей» (конечно же, идеальным священником оказался именно семейный и многодетный батюшка, никак иначе не получается).

Думаю, образ идеального монаха пользователи социальных сетей составили бы так же весело и быстро. Почему-то мне кажется, что им бы оказался совершенно незаметный для мира молитвенник и затворник, о котором люди узнают только после его кончины.

В книге «Монахи» издательства «Никея» — напротив — нет идеальных образов, на ее страницах просто девять интервью с современными монахами.

На презентации, которая состоялась в начале октября в Москве, главный редактор издательства Владимир Лучанинов отметил, что эта книга — вторая в серии издательства «Люди Церкви»: «Один из героев нашей книги, в прошлом журналист, в какой-то момент понял, что главное, что его интересует, — это сам человек. Весь коллектив нашего издательства чувствует так же, поэтому серия “Люди Церкви” так важна для нас».

«Любое явление в истории Церкви и в ее настоящем наиболее полно раскрывается тогда, когда мы изучаем биографии людей», — продолжил Владимир Лучанинов. В случае с монашеством важны два аспекта. «С одной стороны, чего бы мы ни коснулись в Церкви — богословия, литургики и так далее, все это так или иначе связано с деятельностью именно монахов. А с другой стороны, вопрос о том, зачем нужно монашество, с той или иной степенью остроты встает со Средних веков вплоть до наших дней. Именно поэтому нам показалось, что книга о монахах в этой серии должна стать одной из центральных».

Автор-составитель книги Юлия Посашко в свою очередь попыталась ответить на вопрос, зачем мирянину знать о монашеском пути: «Как автор я могу сказать, что с самого начала работы над этой книгой я жила и работала с ощущением того, что разговор о монашестве — это не разговор о каких-то второстепенных вещах. Это разговор, в конечном итоге, о самом главном в христианстве. Это разговор о следовании за Христом, разговор о воплощении Евангелия в жизни. Когда сталкиваешься с тем, что на путь монашества, отречения от себя встают люди, которых сподвигли на это не несчастная любовь, как принято думать, не несостоявшаяся жизнь в миру, а сугубая любовь к Богу, возникает вопрос: а во мне сколько любви к Богу? Мне кажется, нам, мирянам, этот вопрос себе задать тоже интересно».

Желание ответить на вопрос, который иногда задают не только люди, далекие от Церкви, но и люди воцерковленные: «Зачем же нужно бегство, исход из мира?», по словам Юлии Посашко, и стало основным мотивом создания этой книги.

Девять человек из разных городов и даже стран, с разными судьбами, с разными путями к Богу. Среди них: бывший программист, успевший поработать в США; успешная и известная актриса; физик с самыми разнообразными интересами и хобби; журналист, работавший в горячих точках; хиппи, искавший истину у буддистов, кришнаитов и пятидесятников; талантливый музыкант, мать троих детей… Все — деятельные, ищущие, никто в прежней, мирской жизни не ходил в неудачниках и не скучал.

Хабаровск, Минск, Москва, Ленинградская область, Белгород, якутский поселок Тикси, Греция, село Клыково Калужской области, Саратов, Иваново. Всматриваюсь в знакомые лица и перечисляю города и веси, в которых сейчас живут и служат герои этого сборника.

Знакомые лица? Да, почти всех знаю — кого-то по интервью, статьям и книгам, кого-то читаю в социальных сетях, с кем-то и лично встречаться приходилось. Открываю книгу и… нет, не могу сказать, что обо всех узнала что-то совсем неожиданное. Удивляет скорее то, что интересно читать даже про тех, о ком вроде бы все и так знала.

У Юлии Посашко, на мой взгляд, получилось главное — показать не образы «идеальных монахов», а живых людей. Людей интересных, глубоких, думающих.

Всем своим собеседникам автор задавала практически одни и те же вопросы: о приходе к монашеству, о реакции близких на это решение, о том, что же самое важное в монашеской жизни, об отношениях монашествующего с другими людьми.

Этот подход позволяет показать, с одной стороны, насколько все разные, но куда ярче, чем различия, он подчеркивает единство в отношении самых важных вопросов. Интервью и в самом деле получились разными и по размеру, и по форме. Неудивительно, ведь у каждого героя свой жизненный опыт, свой путь к Богу, свой стиль общения, в конце концов.

Но на вопрос о причинах принятия монашества все отвечали сходно — говорили о любви к Богу. Никаких драматических историй, о которых так часто пишут в художественной литературе и которые показывают в мелодрамах, не было ни у кого. А еще почти все говорили о том, что тут есть некая тайна, призыв, который нельзя просто так объяснить, только почувствовать и прислушаться.

Книга читается с интересом, люди в текстах видны, ответы на вопросы предельно ясны… Но все-таки повторю вопрос автора: «А зачем же нам, мирянам, читать о пути монашеском?». Ведь монашество — это путь далеко не для всех, да и не было такой цели ни у автора, ни у героев: убедить читателя в том, что этот путь единственно правильный.

Мне кажется, как раз для того, чтобы узнать о том, как это бывает. Понять, что монахи — это абсолютно такие же люди, как мы. Не строить себе тех самых образов, идеальных или не идеальных, а просто увидеть в каждом человека. Никто из героев книги с детства не собирался в монастырь, все жили примерно той же жизнью, что и мы: учились в тех же школах и вузах, работали там же, где и мы, читали те же книжки и слушали ту же музыку.

С принятием монашества все это никуда не исчезает, а продолжает, хотя зачастую в несколько ином виде, присутствовать в жизни и дальше. Присутствовать не для развлечения или отдыха, а, как подчеркивают интервьюируемые, для того, чтобы помогать в служении.

Музыкант так и продолжает свою регентскую деятельность, но уже в монастыре. Бывший хиппи признает, что хиппи «бывшими» не бывают, и утверждает, что монахи — самые свободные люди, которых он встречал в своей жизни. Свободнее тех самых хиппи времен молодости. Физик все так же любит живопись и музыку, которыми серьезно увлекался в мирской жизни, только теперь к «обычным» искусствам добавились еще иконопись и церковная музыка. Но и Рахманинов с Шопеном никуда не исчезли.

Такие же, как мы… Да не такие же. И вот попытаться вместе с автором разгадать эту загадку, что же приводит таких похожих на нас людей к «жизни такой», к совсем иному пути, — это интересно. И интересно задать себе тот же вопрос: а что же нас привело на тот путь, по которому мы идем? Задумываемся ли мы сами всерьез о своей жизни, не плывем ли по течению бездумно и бессмысленно? Пытаемся ли мы понять Божию волю о себе? Ведь каждый из героев книги в какой-то момент остановился и задумался о том, как жить дальше. Задумался и понял, что идти надо именно по монашескому пути. А вот насколько наши собственные пути осмысленны? Думаем ли мы вообще об этом или живем так, как «принято»?

Совсем не надо все бросать и менять, ведь на самом деле не было б воли Божией, не жили бы мы так, как живем сейчас. Но остановиться среди нашей вечной суеты и задуматься о том, все ли так в нашей жизни, всегда полезно, на мой взгляд.

Журнал «Православие и современность» № 27 (43)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-o-vybore-i-svobode