О встречах с Богом. Иерей Роман Матюков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фрески с изображением святых Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря

Глядя на сонмы святых, невольно поражаешься тому, на сколько разными они были людьми.  Были среди них богатые и бедные, знатные и простолюдины, образованные и неграмотные,  хлебнувшие греховного опыта и сохранившие чистоту с самого детства. Конечно, это не удивительно. Удивительно другое — после того, как они в полную меру приняли Духа Святого и уподобились Христу, особенности их личности преобразились, но никуда не делись. Оказывается Божья благодать, поселяясь в сердце человека, не стирает его уникальность. Дух Святой не лепит по шаблону. Даже идеальному. Потому одни святые уходили в пустыни, а другие служили больным в лазаретах, одни писали философские труды, а другие не умели даже читать. У них были разные любимые псалмы и места из Евангелия, чувство юмора и манера себя вести. Личное не исчезло. Почему же это так важно?

Дело в том, что жизнь в нашей Церкви похожа на синхронное плавание. Мы вместе начинаем Великий пост и встречаем Пасху, мы все читаем одни и те же утренние и вечерние молитвы, службы в наших храмах практически идентичны и т.д. В этой всеобщности есть очень много плюсов. Так мы учимся не быть эгоистами и понимать, что Церковь это не «я», а «мы». Так намного легче избежать гордыни по поводу того, что ты что-то делаешь, и это же будет тебя обличать, когда ты ленишься и не выполняешь то, что делают все. Но есть в этом универсализме и одна очень серьезная опасность — потерять личное пространство в своих отношениях с Богом.

Вроде все «вычитываешь» и «выстаиваешь», а живого чувства за этим нет. Многим кажется, что дело в невнимательности, но на самом деле проблема намного глубже. Сама невнимательность возникает тогда, когда дело лично нас не касается: на скучном собрании или с неинтересным болтливым собеседником. Немногим хватает смелости самому себе признаться, что молиться им, зачастую, просто скучно. Между тем, часто это естественное следствие того, что личного в отношениях с Богом стало слишком мало.

Интересно, что мне почти никогда не удается объяснить человеку, что можно внимательно вычитывать молитвы и при этом не молиться. Чтение становится молитвой тогда, когда ты понимаешь всем своим существом, что предстоишь сейчас перед Живым Богом. Без этого осознания ты пока просто благочестивый читатель молитвенных текстов. Это общение лицом к Лицу и есть самое существо веры.

Бог любит нас не оптом. Даже не мелким оптом. Он любит каждого из нас в отдельности, а значит мы Ему небезразличны. Вместе со всеми нашими заморочками и уязвимостью.

Ничто не мешает нам после того, как прочитаны утренние и/или вечерние молитвы взять и просто пять минут поговорить с Богом. Рассказать Ему о своих проблемах, поплакать о своих детях, пожаловаться на соседа или поблагодарить за то, что муж вышел из запоя…

Парадоксальным образом иногда даже обида или досада, высказанная по отношению к Богу от всего сердца, может оказаться ближе к смыслу молитвы, чем то благочестивое безразличие, с которым мы так часто перелистываем страницы молитвослова.

Однако рискну пойти дальше. Пост тоже может быть личным. Какая была прекрасная традиция в ветхозаветные и раннехристианские времена — накладывать на себя пост по определенному поводу. Кто-то заболел или отправляется в длительное путешествие, просит у Бога помощи в каком-то деле, переживает за своего ребенка и т.д. Пост до вечера или на несколько дней. Например, молодые люди хотят создать семью и по этому случаю накладывают на себя какой-то пост. Сын поехал поступать в ВУЗ — буду поститься до его экзаменов. В конце концов, согрешил и, в качестве одного из знаков своего покаяния, не буду до вечера есть и пить. Примеры можно множить до бесконечности… Самое прекрасное и ценное в этом то, что так складываются личные отношения с Богом.

Этот личный мотив уместен даже в Таинстве таинств Христовой Церкви — Евхаристии. Это слово в переводе с греческого значит «благодарение». Если в нашей жизни случилось что-то радостное, если получилось то, во что уже и не верил, то почему бы от радости своей не подготовиться к Причастию? Не тошно ли бывает нам от самих себя, когда идем причащаться потому что «время пришло», «уже месяц прошел» и т.д. По замечательному слову прп. Серафима Саровского: «Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости — что угодно можно совершить». Тем более что в этом Таинстве мы соединяемся на Литургии не только с Богом, но и друг с другом, а значит, своей радостью делимся и со всей Церковью.

Можно еще много говорить о том, что можно поменять в наших отношениях с Богом, но главное нужно понять, что если в нашей жизни не будет таких личных встреч со Христом, как у самарянки возле колодца, как по ночам у Никодима, как у апостолов за вечерним костром, как у святых в молитве, то что-то существенно важное исчезнет из нашей духовной жизни, которая и так не часто балует нас потеплением сердца…

http://russned.ru/hristianstvo/o-vstrechah-s-bogom