О вине. Авва Исаия, отшельник Египетский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Исаия Отшельник. Обложка книги

Таинство вина, по отношению к естеству человеческому, так понимается. Мы должны сохранять сердце наше непорочным во всякой святыне, если желаем, чтобы Бог обитал в нем с веселием. Бочка, если небудет вся хорошо вымазана смолою и имеет хотя малые скважины, вина содержать не может; так и сердце, если не будет ограждено смирением и целомудрием и не будет чуждо других пороков, не может быть жилищем Божиим, ибо невозможно вместе служить Богу и страстям.

Будем тщательно остерегаться, чтобы не было в сердце нашем вражды и ненависти, ибо оные удаляют человека от истинного покаяния и благоугождения Богу. В вине первоначально бывает брожение, так и в юности. В вине мало-помалу укрощается брожение, и потом оно устаивается, когда кладется в него закваска; так и юношеский возраст по времени укрощается и приобретает твердость и постоянство, когда оный, оставляя свою волю, окормляется учением отцов и повинуется их наставлениям. Вино, прежде нежели устоится, не вносится в келлию для употребления; так не допускается в общество других тот, коего постоянство не испытано различными средствами. Если вино оставлено будет с виноградными выжимками, то окисает; так и юный (инок), если начнет обращаться с родственниками по плоти или с противомыслящими, удобно нарушает заповеди, преданные отцами, и повреждает добрую нравственность. Вино портится, если не будет сокрыто в местах глубоких и подземных; так и все труды юношества суетны, если не охраняются смирением.

Вино, которое часто трогают и отведывают, портится; так и человек, который обнаруживает дела свои, погубляет труд свой тщеславием. Если отверстие бочки остается открытым, то в оное набираются мошки или комары и портят вино; подобным и для души бывает вред от многословия, от разговоров смехотворных и пустых. Вино, выставленное на ветер, теряет свою доброту; так и гордость погубляет весь труд человека. Вино устаивается и получает крепость, будучи сокрыто в месте для сего приличном; так и тот, кто возделывает добродетель, должен пребывать в безмолвии, не считая себя за нечто ни в каком случае.

Все сие наблюдается относительно вина, дабы оно могло нравиться хозяину своему; все сие должен соблюдать по отношению к духовной жизни каждый желающий благоугодить Богу. Далее, как нельзя удостовериться в доброте вина, каково оно, если не почерпнут и не отведают прежде оного, так и человек не должен доверять самому себе, но пребывать в страхе Божием, доколе не предстанет пред Богом, Который оценит все дела его. Когда в бочке находится хотя малая скважина, то вино вытекает, прежде нежели господин о том узнает, если он небрежен; так и пренебрежение самой малой по-видимому вещи или обстоятельства погубляет плод нерадивого человека.

Итак, братия, тщательно будем блюстись от всего, что может вредить нам, чтобы Бог излил на нас Свою милость и благодать в день Суда; а это Господь исполнит непременно, если сохраним Его заповеди по мере слабых сил наших. Но, Господи, Тебе принадлежат всемогущество, и милосердие, и помощь, и покров, и прощение, и долготерпение!

Ибо кто я, исполненный зол, от коих Ты меня освободил? Я ничего не имею, чем бымог Тебе воздать. Грешник я, недостойный ни единого из Твоих дарований. Ты исхитил меня из рук врагов моих, Ты Господь мой и Бог мой. Тебе принадлежит слава, милосердие, защита, помощь и Царство во веки веков. Аминь.


Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника Египетского духовно-нравственные слова.