О ВЕРЕ И ЦЕРКОВНЫХ СУЕВЕРИЯХ. Иерей Тарасий Борозенец

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Уже довольно долго живя в Церкви, исполняя священническое служение и общаясь с прихожанами, время от времени встречаюсь с бытующими в православной среде суевериями. Одни из них более, другие менее распространены.

Уже, кажется, все слышал и знаю, но нет. Люди всё равно удивят каким-то новым заблуждением.

Написал об этом у себя в ВК, чтобы предостеречь верующих. Перечислил те суеверия, которые знаю. Друзья стали присылать те, которые знают они. Так за пару дней собралась небольшая «суеверная» коллекция.

Как-то сама собой возникла идея создания сборника «внутрицерковных» суеверий со вступительным словом, объясняющим всю пагубность суетных, ложных верований, всю их противность единой, истинной, богооткровенной, православной вере. В связи с этой идеей решил для начала написать статью, которая, даст Бог, станет первым шагом к составлению сборника. Чтобы все желающие смогли в комментариях рассказать о тех суевериях, с которыми встречались они. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён.

Учитывая же распространённость и укоренённость феномена суеверий не только в религиозном сознании и практике, но и в целом в человеческой психике и культуре, во всей земной истории, впору уже ставить задачу создания отдельной комплексной гуманитарной науки о суевериях – мэтэотисологии (от греч. мэтэотис – суеверие, логия – наука).

В ней можно было бы собрать воедино классификацию суеверий, исследования их сущности, происхождения, истории, психологических, социологических, культурологических, исторических, религиозных и других аспектов их существования.

Поразительно, но, несмотря на весь исторический путь развития культуры и цивилизации, на степень воспитанности, образованности и религиозности, люди продолжают верить в приметы, порчу, сглаз, астрологию, хиромантию, экстрасенсорику и прочую ерунду. Суеверия были и остаются значимым фактором, влияющим на личную и общественную жизнь человека, иногда даже искренне верующего и по всем показателям воцерковлённого.

Суеверия были и остаются значимым фактором, влияющим на личную и общественную жизнь человека, иногда даже искренне верующего и воцерковлённого

Они чрезвычайно живучи. Сколько ни боролись с ними религия, наука, образование, государство, сколько ни изобличали, ни высмеивали, ни запрещали, ни наказывали, – суеверия всё равно продолжают существовать, смущая сердца и души как старых, так и молодых. И это при всей их очевидной внешней примитивности, грубости, нелогичности и глупости. Зачастую те самые люди, которые высмеивают суеверия, всё же продолжают в них верить. «На всякий случай, а вдруг сработает», – думают они.

Поэтому к суевериям нужно относиться крайне серьёзно. Их нельзя недооценивать. Суеверия – отнюдь не безобидные заблуждения тёмных деревенских старушек и/или неразумных детей. Они крайне опасны и живучи, подобно смертельно опасному вирусу, который живёт столько же, сколько живёт человек, постоянно мутирует, адаптируется и приспосабливается, чтобы подтачивать, ослаблять и уничтожать веру изнутри.

Суеверие – противоположность, антипод, тёмный двойник веры, её неотлучная тень

Суеверие – противоположность, антипод, обратная сторона, тёмный двойник веры, её неотлучная тень. Вера – первична. Суеверие – вторично. Оно возникает как извращение и подмена веры, как гнойная, кровоточащая рана на её чистом теле.

Вера возникает в результате Божественного откровения человеку свыше, с Небес, всецело живёт Небом и устремляется к своему Божественному Источнику. Вера является свободным ответом души и сердца на призыв Божий, всецелой обращённостью и устремлённостью уверенности, доверия и верности на Господа и Его святую волю.

Суеверие же возникает как свободная переориентация человеком своей веры с Небес на землю, с Бога – на тварное сущее, на самого себя, на всевозможные материальные и душевные мирские ценности. Вера от Бога, суеверия же – от мира сего. Само слово указывает на это. Суеверие – значит суетное, мирское, тщетное, бесполезное, бессмысленное верование.

Суеверие – значит суетное, мирское, тщетное, бесполезное, бессмысленное верование

Если вера подчиняет людей Богу-Творцу, склоняет перед Ним наши сердца, то суеверия подчиняют нас сотворённому сущему, преклоняют твари вместо Творца. В этом плане суеверия представляют собой неизжитые остатки языческих верований. «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь» (Рим 1, 25).

Источник суеверия – привязанность сердца к земному, плотскому или душевному, не важно, главное, что не к духовному и небесному, к тварному, а не к нетварному. В основе суеверий лежит страстное желание земного счастья и благополучия, обратной стороной которого является животный страх перед страданиями и смертью. Похоть плоти, похоть очей, гордость житейская и страх[1]. Именно на этих струнах суеверия играют, ими манипулируют, ими порабощают слабые людские души.

Этим объясняется неубиваемая живучесть и сила суеверий в нашей жизни. И дело здесь не только и не столько в человеческом невежестве и темноте. Суеверными бывают и вполне образованные люди. Взять того же Пушкина, который, по воспоминаниям современников, был очень суеверным человеком. Объяснение укоренённости суеверий в человеческой жизни – в той приятности и комфорте, которые доставляют суеверия привязанному к земле человеку; в их искусительных и соблазнительных посулах, в сладких обещаниях благополучной земной жизни.

Люди всегда хотят жить в достатке и здоровье, никогда не болеть, не подвергаться несправедливости, не умирать.

«Это невозможно из-за их отпадения от Бога, из-за грехов человеческих, – говорит вера. – Чтобы победить и искоренить страдания и смерть, людям нужно обратиться к Богу, искренне покаяться и усердно потрудиться над своим очищением, исцелением, преображением и спасением, полностью изменив, перестроив и переориентировав всю свою жизнь по Божьим заповедям; и, что самое главное, с благодарностью приняв страдания и смерть, как свой спасительный крест. Человеку надлежит, смирившись, до конца испить чашу страданий и смерти, подобно тому, как её испил Христос. И только после этого он, по милости Божией, обретёт избавление от них».

Суеверия же не призывают человека к изменению себя, к труду над собой. Они будто внушают ему, что он уже хорош и совершенен, потворствуя его лени и самолюбию; что не он, а другие виноваты в случающихся бедах, потворствуя его самооправданию; суеверия кормят его ложными надеждами на беспроблемное долгое существование на земле, если, конечно, он будет следовать достаточно простым магическим запретам. Большинство суеверий строятся по формуле: «Не делай, не бери, не прикасайся, не надевай, не ешь – иначе будешь страдать и умрёшь».

Примечательно, что суеверия всегда касаются внешних обстоятельств существования человека, а не его внутренней, душевной жизни. Суеверные люди, по сути, подчиняют себя и свою жизнь тем или иным внешним условиям, от которых якобы полностью зависит, будет эта жизнь удачной или неудачной, счастливой или несчастной, хорошей или плохой. Суеверия никогда не требуют от человека внутреннего труда по изменению себя, по очищению и преображению своего сердца, ума, других душевных сил. Для них это совершенно не нужно и не важно. Тем самым суеверия смещают, переносят центр человеческой жизни с внутренного на внешнее, с с духа на плоть, с совести на обстоятельства, с душевной свободы – на земную зависимость, с ответственности – на самооправдание и обвинение других.

Своим внешне-формальным характером суеверия радикально отличаются от веры, которая всецело нацелена на внутреннюю, духовно-душевно-сердечную жизнь человека, полностью обращена к его совести, свободе и ответственности. Искренне верующий человек ни в чём не винит других, но считает себя грешнее и виноватее всех, обвиняет только себя во всех своих бедах, в самом себе, в своих собственных грехах видит он источник своих страданий и бед. Верующий совершенно сосредоточен на внутренней, духовной жизни – умном делании, хранении ума и очищении сердца – на созидании своего внутреннего и сокровенного человека сердца, который пребывает «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3, 4; 2 Кор. 4, 16).

Многочисленые суеверия хранятся и передаются из уст в уста воцерковлёнными людьми, касаются церковных таинств, обрядов и богослужения

Суеверия зачастую рядятся в одежды веры. В этом случае мы имеем дело с «церковными» суевериями, как ни парадоксально это звучит. Парадоксально, но факт: многочисленные суеверия хранятся и передаются из уст в уста вполне воцерковлёнными, то есть регулярно исповедующимися и причащающимися людьми (церковными свечницами, лавочницами, прихожанками, иногда даже священнослужителями), звучат там, где, казалось бы, их не должно быть совсем (в храмах Божиих), касаются церковных таинств, обрядов и богослужения.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что главным образом суеверия распространяются женщинами. Причём так повелось с самого начала церковной истории. Поэтому апостол Павел и называет суеверия «негодными бабьими баснями», призывая отвращаться от них ради упражнения в благочестивых, праведных делах. «Негодных же и бабьих басен отвращайся, но упражняй себя в благочестии» (1Тим. 4, 7).

***

Ниже помещаю список приходских суеверий, которые удалось собрать всего за несколько дней с помощью памяти и знакомых.

  • Купание в проруби на Крещение смывает все грехи.
  • Когда идёшь возле храма, нужно держать кукиш (фигу) в кармане для того, чтобы защититься от проклятий и бед.
  • В день Причастия не нужно никому давать в долг. Кто так делает, тот вместе с деньгами отдаёт благодать, которую приобрёл в таинстве.
  • Нельзя в день Причастия спать днем, а то во время сна бесы украдут Причастие.
  • В храме нельзя брать, передавать, ставить на подсвечник и переставлять на нём чужие свечи. Также нельзя передавать через других свои свечи. Если кто-то попросит поставить свечу, ни в коем случае этого не делать. Иначе на тебя перейдут чужие грехи и несчастья.
  • Также нельзя зажигать свою свечу от свеч других людей на подсвечнике. Чтобы чужие грехи не передались. Зажигать свечу безопасно и правильно от лампады.
  • Если свеча, поставленная тобой, упала с подсвечника, то твоя жизнь обречена на горести и беды.
  • Женщине-покойнице во гробе обязательно нужно повязать простой ситцевый платок. Иначе плохо ей будет на том свете.
  • Подушку в гроб нужно шить исключительно вручную, без использования швейных машинок. Погребальную подушку нужно набивать опилками. Подушка не должна быть ни маленькая, ни большая, а в самый раз. Иначе последуют новые и новые похороны, пока подушка не будет нужного размера.
  • Нельзя стоять на месте, где перед этим стоял гроб, чтобы не заразиться смертью.
  • Нельзя нести крест на похоронах перед гробом. Тому, кто это сделал, от покойника передастся смерть, и он скоро умрёт.
  • Если приснится священник, кто-то из близких умрет.
  • Если не отойти во время каждения священником храма, то скоро умрёшь.
  • Если во время Венчания на пол упали венчальные кольца, то брак будет несчастным.
  • Если поцеловать своего мужа в храме, это приведёт к скорому разводу.
  • Если отпеть некрещеного родственника, его грехи передадутся тому, кто заказал отпевание.
  • Нельзя надевать на себя чужой нательный крестик, чтобы не воспринять чужие грехи.
  • Своё христианское имя, полученное в Крещении, нужно от всех скрывать; его можно называть только священнику во время Причастия. Для всех остальных лучше выдумать и назваться другим именем. Если твоё крещальное имя узнают другие, то смогут через него навести на тебя порчу, поставив свечи и/или написав о тебе записки за упокой.
  • Милостыню нужно подавать только правой рукой. Если подашь левой, то с милостыней из твоей жизни уйдёт всё хорошее.
  • Милостыню нужно подавать только перед входом в храм. Если сделать это при выходе из храма, то, во-первых, от тебя отойдёт вся благодать, и во-вторых, есть опасность того, что получивший милостыню купит на твои деньги свечи, наговорит на них заклятья, и после того, как они догорят, на тебя перейдут все болезни и несчастья.
  • Нельзя дочитывать Библию до конца. Нужно хотя бы страничку оставить. Иначе с ума сойдёшь.

***

Как видим, в суевериях прослеживается материальное и магическое представление о грехе, страданиях и смерти, как о неких злых силах, энергиях, которые можно передать и воспринять через материальные предметы (свечи, кресты, гроб, тело умершего, денежное подаяние, храм), через имя в Крещении или «неправильную» молитву. Зло передаётся и воспринимается автоматически, в силу самого непосредственного контакта с его носителем, подобно тому, как человек заражается от общения с больными людьми или животными.

Христиане, основываясь на Слове Божьем, знают, что злом является только грех, который каждый совершает свободно и потому несёт за него полную персональную ответственность пред Богом и людьми. Каждый отвечает и судится Господом только за те грехи, которые сам совершил. Ни грехи, ни вина за них не передаются, не наследуются между людьми.

Страдания же и смерть, хотя и являются последствиями грехопадения, – не зло, но орудия спасения, которыми Бог промыслительно смиряет, научает, очищает, обращает к себе человека. Они составляют тот крест, послушно нести который вслед за Собой Христос призывает всех своих учеников. Страдания и смерть всецело в руках Бога, Который распоряжается ими для нашего спасения. Они не вызываются нарушением каких-то суеверных запретов, но посылаются людям Господом, когда Он посчитает это нужным.

Православная вера всегда руководствуется Божественным Откровением, хранимыми Церковью Священным Писанием и Священным Преданием. В ней нет ничего, кроме того, чему научил Господь и Его апостольская Церковь. Именно поэтому православная вера спасает и ведёт к Царствию Божию.

Суеверия суть измышления языческого разума и фантазии, основанные на плотских страстях, духовном невежестве и страхе

Суеверия же суть измышления языческого разума и фантазии, основанные на плотских страстях, духовном невежестве и страхе. Поэтому они противоречат христианской вере, уводят нас от Христа, препятствуют нашему спасению.

В православной аскетике важнейшую роль играет добродетель трезвения, без которой невозможна ни одна другая добродетель, ни вся праведная духовная жизнь. Одной из важнейших составляющих её, наряду с различением помыслов, является строгое различение ложных суеверий и истинной веры.

Выбор между верой и суевериями – это всегда выбор между Небом и землёй, между Царством Божьим и миром сим, между временным и вечным, между плотью и духом, между свободой во Христе и рабством диаволу, между смирением и гордыней, между праведностью и греховностью, между истиной и ложью, между спасением и погибелью.

Будем же внимательны к своей духовной жизни, к своей богооткровенной православной вере, в которую да не войдут ложные и суетные мирские верования. Чтобы так было, нужно неленостно постигать православное вероучение, просвещать ум негасимым евангельским светом веры, чтобы в душе не оставалось ни одного тёмного уголка, где могли бы укрыться суеверные помыслы и сомнения.

[1] «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2, 15–16).

https://pravoslavie.ru/163444.html