О вере и бесновании в Неделю 4-ю Великого поста. Андрей Власов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
А. Павловский. Исцеление бесноватого. Фото: ekklisiaonline.gr
А. Павловский. Исцеление бесноватого. Фото: ekklisiaonline.gr

В 4-ю неделю Великого поста на Литургии читается Евангелие об исцелении бесноватого юноши. В этом повествовании очень четко связывается вера и чудо исцеления.

Мы знаем из Евангельской истории о нескольких случаях исцеления Христом людей, одержимых бесом. Исцеление, о котором повествуется в данном случае, произошло сразу после того, как Господь преобразился перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор.

На символизм последовательности этих событий обращают внимание многие святые отцы. Апостолы на Фаворе испытали на себе действие Благодати Божией, они пребывали в Нетварном Свете, они были в таком восторженном состоянии, что хотели остаться там навсегда. Но, как только они сходят с Фавора, сразу же сталкиваются со страданием и болью падшего мира. Когда отблески Благодати еще мерцают в их душах, они видят перед собой горе отца и страдания сына, одержимого нечистым духом.

Святые отцы, которые сами сподобились, каждый в своей мере приобщиться к созерцанию Нетварного Света, пишут, что как бы человек не возносился на вершины святости, как бы он ни желал остаться в состоянии созерцания Бога, ему нужно сойти с этой высоты в бездну людского горя, ему нужно столкнуться с мерзостью греха, в которой лежит падший мир, и ему нужно донести до этого мира отблески Благодати, которой он сподобился. Он должен принести людям, страдающим от греха Божию любовь, которую он стяжал. Этого требует закон любви.

О чем-то подобном писал апостол Павел: «…имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил 1:23,24).

И вот, когда Господь сходит с тремя апостолами с Фавора, он видит множество народа и книжников, спорящих о чем-то с оставшимися апостолами. Господь спрашивает, о чем они спорят и дальше происходит следующее:

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (Мк 9:17-19).

Но, ведь это не ответ на вопрос Господа. Тем более, что говорит отец юноши, а не книжники, а между тем Христос задал вопрос именно им: «Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» (Мк 9:16), т. е. с апостолами. Из всего этого мы можем догадаться, о чем спорили книжники с учениками Господа.

Книжники гордились своим знанием Священного Писания, полагали, что только они могут его правильно понимать и считали Христа за самозванца, невежду из захудалой Галилеи, который своими проповедями мешает им командовать людьми с вершины своей учености. Им было досадно, когда Господь исцелениями и чудотворениями доказывал правдивость своих слов.

Уже не раз книжники специально наблюдали исцелит ли Иисус того или иного человека, и если это случалось в субботу, нападали на Него с обвинениями в нарушении закона Моисеева. Одним словом, книжники не верили во Христа как в Мессию и пытались убедить в этом народ. Поэтому, когда ученики Христовы безуспешно пытались исцелить бесноватого юношу, книжники возрадовались и стали на этом основании доказывать всем, что Христос не есть Мессия. Но когда сам Господь подошел к ним, они поджали язык и не ответили прямо на поставленный Им вопрос.

И тогда отец бедного юноши начал рассказывать о своем горе. На это Господь воскликнул: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Евангелист Матфей в своем повествовании об этом случае передает слова Господа в еще боле жестком варианте: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф 17:17).

К кому обращены эти слова Христа? Они обращены ко всем, и к отцу юноши, который привел своего сына к апостолам просто на всякий случай (а, вдруг?), и к самим апостолам, которые вероятно что-то произносили над юношей, но не имели веры.

Но главным образом эти слова обращены ко всему народу. Ведь Христос уже шел в Иерусалим на Голгофу, уже позади были три с половиной года его проповеди, уже совершились сотни и тысячи исцелений, уже исполнились многие пророчества из Ветхого Завета о Мессии, а народ иудейский в массе своей не верил во Христа. Отсюда и очень по-человечески понятное восклицание Господа: «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»

«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк 9:20-22).

«…если что можешь…», - разве это вера?! Разве так нужно обращаться ко Всемогущему?! В Евангелии мы можем встретить примеры совершенно иного отношения. Кровоточивая женщина пренебрегла всеми правилами и запретами и устремилась к Господу через толпу людей, потому что верила: «…если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (Мк 5:28). Сирофиникиянка просила Христа об исцелении больной дочери и не переставала это делать даже тогда, когда получила резкий и недвусмысленный отказ. А тут слабенькое, дряблое: «…если что можешь…». Но не это ли описание именно нашей веры? Нас, сегодняшних христиан! Разве мы веруем сильнее этого несчастного человека? Разве мы не такие же расслабленные, маловерные, не имеющие надежды на Господа люди?

Господь не укоряет этого человека. Слишком много лет он терпел свое горе, слишком много раз он надеялся на исцеление и разочаровывался. По-человечески его прекрасно можно понять. И Христос понимает и ободряет его.

«Иисус сказал ему: если сколько‐нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк 9:23).

Он говорит ему: соберись, напряги свои душевные силы, которые у тебя еще остались, сделай над собой духовное усилие, пусть вера твоя очень невелика, но прояви хотя бы ее. Есть такая народная мудрость: если не можешь бежать к своей цели, то хотя бы иди, не можешь идти – ползи, если даже не можешь ползти, то хотя бы упади в том направлении. Господь не помогает тому, кто сам ничего не делает. Святые отцы называют это синергизмом. Когда человек делает то, что он может, тогда Господь восполняет все остальное. Но без человеческого усилия ничего не будет. И отец находит в себе силы ответить на призыв Христа.

«И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24). Это можно расценить как проявление духовной интуиции. Отец юноши каким-то образом почувствовал, что перед ним Тот, кто может восполнить все недостающее, кто может укрепить его собственную слабую веру, что именно к Нему нужно обращаться за этим.

«Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:25-29).

Евангелист Матфей приводит более полный ответ Христа: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20).

Вопрос учеников был для них очень важен. Ведь Господь не только двенадцати апостолам, но и гораздо большему числу своих учеников дал власть изгонять бесов, что они и делали: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк 10:17). А тут привычное им чудо не совершилось.

Неужели они утратили, данную им Благодать? Поэтому они и спрашивали Христа тогда, когда оказались с Ним наедине. И Он открывает им причину неудачи – неверие.

И здесь, по-видимому, Священное Писание открывает нам некий духовный закон: человек не может постоянно находиться к каком-то стабильном духовном состоянии, его вера не может быть одинаково крепкой. Порой случаются периоды спада, духовного расслабления. Часто человека смущают помыслы неверия, а порой они становятся настолько сильными, что человеку кажется, что он вообще стал неверующим.

Каждый, кто пытается жить духовной жизнью, кто наблюдает за состоянием своей души, знает, что периоды духовного подъема, сменяются периодами спада и уныния, горячая молитва сменяется на формальное вычитывание правила (в лучшем случае), любовь к ближним – на раздражительность и так далее. На все это влияют внешние обстоятельства, внутренний настрой и другие факторы.

Бывает, что Господь специально посылает нам испытания, чтобы мы духовно росли если преодолеем их. Вполне вероятно, что апостолы в данном случае, будучи окружены неверующей толпой, книжниками, которые только и ждали того, чтобы посмеяться над Христом, и сами заразились отчасти их неверием. В любом случае, Господь призывает их к вере и говорит, что для веры нет ничего невозможного.

И напоследок о словах: «…сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Святитель Григорий Палама в толковании на этот стих выражает одну интересную мысль. Каждый человек подвергается воздействию злых духов, которые внушают ему греховные мысли и пожелания.

Существует определенная грань, до которой человек может этому сопротивляться. «…ибо он еще сохраняет власть над собою, – должен молиться и поститься, дабы чрез пост обуздать тело и удержать его восстание, чрез молитву же обездействовать и усыпить предрасположения и возбуждающие страсти помыслы, и таким образом, он одержит верх над страстями, в молитве отгоняя сатанинский приступ и издевательство его», - пишет святитель.

Если же человек нерадит об этом, не сопротивляется при помощи поста и молитвы бесовским внушениям, тогда он переходит эту грань и уже сам не в силах ничего сделать. Он становится одержимым. И тогда близкие ему люди должны молиться и поститься чтобы помочь ему.

Завершается же Евангельское чтение 4-й недели Поста так:

«Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк 9:30-31).

https://spzh.media/ru/chelovek-i-cerkovy/79697-4-ja-nedelja-posta-vera-i...