О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ, МУДРОСТИ И МОЛОДЕЖИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О важности Канона преподобного Андрея Критского, покаянии и мудрости, воздержании и самоограничении говорит настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.

Канон Андрея Критского. Фото: Александр Осокин / Православие.Ru
Канон Андрея Критского. Фото: Александр Осокин / Православие.Ru

Масленица окончилась Прощеным воскресением, и вот наступает Первая седмица Великого поста. В Чистый понедельник впервые читают Великий покаянный канон Андрея Критского, который сохранила только Православная Церковь. Великий канон читается только один раз в год. Это удивительная служба. Жаль, что это бывает только раз в году, но для общественного служения, очевидно, достаточно.

Многие люди причисляют себя к православным христианам по разным соображениям, иногда не имеющим серьезного отношения к религиозности. Они приходят в храм на Рождество и Пасху, еще два-три раза в жизни, но ни на какие каноны не ходят и не знают, как много они при этом теряют. Они теряют не только ознакомление с великим художественным произведением, но более того – удивительное настроение и переживания, которые дает нам Церковь. Великий покаянный дух – вот что Церковь дает своим детям в эти дни, и это создает исключительное состояние души. На этом богослужении мы особенно погружаемся в стихию духовной чистоты, которая всегда необходима человеку, особенно современному. Так установила Церковь. Мне всегда жалко, когда мои прихожане не приходят на Великий канон из-за занятости.

Ум и мудрость

Это всё связано с особым состоянием сердца и разума, называемым мудростью. Мудрость – вовсе не обилие знаний. Можно быть ученым, но не иметь мудрости, и наоборот – необразованный человек может быть мудрым. Мудрость приходит в сердце, достигшее покоя. А спокойно только чистое сердце. Каждый знает, что если в сердце есть что-то нечистое, то он чувствует тяжесть. Человек не видит греха, который является причиной этого состояния, и не может понять, откуда тяжесть в сердце.

Пост – время, когда можно углубиться в созерцание себя самого. Если набраться смелости увидеть страшные дела, лежащие на совести, то это даст силы очистить их. Если это произойдет, тогда приходят покой и мудрость: мудрость в понимании жизни и смерти, времени и вечности, своего места в этом мире, мудрость в общении с людьми. Ведь общение с людьми требует огромной мудрости. А мудрости нет, потому что покаяние отсутствует. Надеемся, что к Пасхе мы придем хоть с каплей умудренности.

Покаяние – драгоценный дар Церкви. Слово «покаяние» по-гречески метанойя, то есть изменение ума. Пост – время переосмысления и изменения своего ума, всего своего существа. Чем больше человек тратит сил на покаяние, на очищение, тем больше он получит радости, тем глубже он будет участвовать в Пасхе и воскресении со Христом.

Мы, конечно, все живы, и слава Богу, но когда человек делает зло, то в его душе что-то умирает. Это умершее может возродиться, если он покаянием снова войдет в общение с Богом. Как с телом бывает так, что сам человек жив, но, например, часть легкого у него отмерла. Так бывает и с душой. Каждый из нас – человек с как бы отмершими «внутренними органами» души. Во время покаяния эти «органы» оживают снова.

Канон преподобного Андрея Критского наполнен библейскими образами, содержащими в себе примеры грехов и покаяния. Библия – это книга жизни, и она призывает нас к возрождению. Смысл поста в покаянии, а цель покаяния в том, чтобы оживить умирающие души здесь и получить прощение после смерти и воскресения мертвых.

Церковнославянский язык – основа православной культуры

Произведения церковной поэзии часто являются величайшими творениями человеческого гения – это давно признано. Особенную красоту им придают богатейшие возможности нашего дивного церковнославянского языка. Его звучание обладает такими тонкими смысловыми оттенками, которые не всегда и с трудом передаются современным, значительно более грубым языком. Овладеть церковнославянским языком не представляет большого труда – он сохраняет достаточную близость к современному языку. Это овладение постепенно происходит, и мы видим, как во время чтения Великого канона почти все молящиеся стоят с книжками на славянском и русском языках, следят за чтением. Верующие люди обогащают, углубляют свою культуру, познавая этот святой язык. Он – основа православной культуры.

О молодежи и свободе

Часто спрашивают: вот, мы видим, что в Церковь приходят взрослые люди, а как убедить молодежь обратиться к Богу? Это сложный вопрос. Ответ на него – в личной свободе. Как у Адама и Евы, это вопрос выбора. Заповедь дана, а дальше человек делает выбор: куда ему идти? В Церкви, на мой взгляд, недостаточно исследован вопрос о свободе в вопросе воспитания. Нам надо и самих себя, и своих детей учить выбирать истинный путь, делать мудрый выбор. Дети должны свободно выбирать такой путь, но они этого понять не могут. Они не умеют управлять своими эмоциями, они бегут, если им показать что-то блестящее, они не могут пройти испытания. Современные дети очень избалованы (особенно дети богатых людей). Чтобы им помочь, нужен высокий пример в собственной семье. Ребенок должен понять, что образ жизни, который он видит в собственной семье, выше, ценнее того, что он видит на улице. Он должен увидеть живой пример христианской мудрости. Желательно находить тихие, глубокие слова, потому что в первую очередь именно духовная мудрость, а не внешнее знание противостоит безумию.

Современным детям всё разрешается. Сегодня политика государства нацелена на то, чтобы направлять детей на удовлетворение малейших страстей, культивируя порочные стремления. Дети избалованы, поэтому им трудно будет перенести испытания, которые неизбежно выпадут им в жизни.

В этих условиях пост очень важен. Детям нужно говорить, что они должны воспитывать в себе самостоятельность и независимость от желаний. Детям нужны и послабления, нельзя заставлять детей носить «бремена неудобоносимые».

«Конфетки едят по праздникам»

Учить нужно и словом, и своим примером. В моей жизни, к счастью, были такие примеры. Вот с детства помню один случай. ПослеВеликой Отечественной войны было трудное, голодное время. Как-то я попросил у мамы конфетку. Мама строго на меня посмотрела и сказала: «Конфетки едят по праздникам». И на всю жизнь я запомнил и ее глубокий взгляд, и эти слова.

В моей семье родители всегда постились, и я тоже постился. Когда я вырос, то не перестал поститься. Я помню, что когда учился в МГУ, то в студенческой столовой во время поста брал только какой-нибудь винегрет, кашу или макароны. При этом в советское время лучше было не показывать, что ты держишь пост.

Еще один пример из детства другого человека. В молодости я знал одного старого коммуниста. Он был из благочестивой семьи. В его детстве, еще в конце XIX века, вся семья еженедельно ходила в церковь. Отец был строг и всех своих детей каждое утро и вечер ставил на молитву. Он хотел научить их вере. Но когда мой знакомый подрос, он связался с эсерами, социалистами, которые были террористами, по сути – убийцами, заболел революцией и ушел из Церкви. В советское время он стал чекистом. Значит, ставить на молитву не всегда полезно. У его отца, вероятно, не было мудрости…

В глубине сердца происходит много такого, чего никто другой не видит. Не каждый человек скажет даже, к сожалению, своему духовному отцу, что он переживает в сердце. Как таинственно душа и тело связаны в сердце человека! Воздержание дает нам силу очистить сердце покаянием. Будем же стремиться к праведности, мудрости и чистоте сердца!

Материал подготовил Александр Филиппов