О Третьем Лице Святой Троицы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

“Вся подает Дух Святый”

Праздник Пятидесятницы можно характеризовать как день рождения Церкви. Конечно, не потому, что до этого дня Церкви не существовало. Согласно отцам и учителям Церкви, она существовала в промысле и произволении Божьем, являясь первым Его творением и созданием. В частности, об этом говорится в книге “Пастырь Герма”: “Прежде всего была создана Церковь. Она – превыше всего, и с ее помощью был благоустроен мир”. Истоки Церкви приходятся на начало творения – создание духовного мира, мира Ангелов. Тем не менее, в день Пятидесятницы открывается новый период существования Церкви. В этот день сошествия Святого Духа на апостолов начинается история земной Церкви, как живого Тела Христова, существующего благодаря дарам и силе Святого Духа.

article_2438-714x1024

Вся спасительная мисси Богочеловека Иисуса Христа была направлена как раз на этот миг, когда Святой Дух под видом языков пламени сошел на Его святых учеников и апостолов. Еще до Своих Страстей Господь сказал ученикам, что даже когда Сам Он покинет их, Он пошлет к ним Духа Святого, Духа истины. До Своего Вознесения Христос велел им не уходить из Иерусалима, дожидаясь сошествия Святого Духа. Таким образом, Пятидесятница – это не только день рождения Церкви, но и день празднования Третьего Лица Святой Троицы, Святого Духа. Понедельник после воскресения Пятидесятницы, равно как и вся предстоящая неделя, посвящены Пресвятому и Животворящему Духу. Как гласит синаксарь понедельника после Пятидесятницы, в этот день мы празднуем Пресвятого, Животворящего и Всемогущего Духа, одного из Лиц Троичного Бога, Единочтимого, Единосущного и Единославного с Отцом и Сыном.

Читая Символ Веры, мы исповедуем веру “во Единого Бога”. Но истинный Бог, в Которого веруем мы, христиане, не является недвижимым Перводвигателем Аристотеля и каким-либо другим философским понятием трансцендентного Абсолюта, но общением Лиц, Богом Троицей. Но здесь никоим образом не идет речи о трех божествах, поскольку Три Лица Святой Троицы являются единосущными, то есть имеют одинаковую сущность. Тем не менее, мы говорим о Трех Лицах: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Однако Три Лица Святой Троицы не представляют собой явления одного Бога в истории, как ошибочно утверждал еретик Савеллий, но являются особыми Ипостасями, и мы можем говорить о Единстве в Троице, и о Троице в Единстве. Бог, в Которого мы веруем, един в Своей сущности и природе, но троичен в Лицах и Ипостасях.

FilokseniaAbraam02

Три Лица Святой Троицы, как мы видим, обладают единой и одинаковой сущностью, равно как и общей силой. Тем не менее, они отличаются друг от друга по одному особенному признаку, называющемуся на богословском языке ипостасным свойством, касающемся их связи между собой. Таким образом, Бог Отец превечно и вечно рождает Сына, превечно и вечно ниспосылает Святого Духа, являясь источником святости. Бог Сын превечно и вечно рождается от Бога Отца, а Святой Дух превечно и вечно исходит от Отца, и только от Него. Таким образом, ипостасным свойством отца является Его нерожденность, Сына – рожденность от Отца, а Духа – исхождение от Отца. Эти отношения между Тремя Лицами Святой Троицы опровергают папское учение Филиокве, согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Учение это введено было католиками в Символ Веры. Это учение серьезно нарушает равновесие в связях между Лицами Святой Троицы, так как ипостасное свойство Отца распространяется и на Сына, в то время как значение Третьего Лица Святой Троицы, Святого Духа, существенно принижается относительно роли Отца и Сына, поскольку у Отца и Сына оказывается общее свойство, которого лишен Святой Дух.

Святого Духа церковные отцы и учители называют душой Церкви. Он хранит целостность института Церкви, как подчеркивается в известной стихире, поющейся на вечерне Пятидесятницы, стихом из которой мы озаглавили нашу статью. Без силы и даров Святого Духа не может существовать Церковь, не могут совершаться Таинства и исповедание веры, без Святого Духа невозможно достигнуть святости жизни. Святой Дух – это Тот, Кто говорил и продолжает говорить устами пророков, одаривать и просвещать святых, рукополагать в иереи и совершать Таинства, обращать хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, чтобы дать нам возможность стать сотелесными и сокровными Христу. В противовес Папской Церкви, которая, как мы видели, принижает значение Святого Духа в церковной жизни, в Православной Церкви все совершается с призыванием Святого Духа, все осуществляется через Его силу и благодать.

Завершая наш краткий рассказ о Третьем Лице Святой Троицы, следует подчеркнуть, что вся жизнь и духовная борьба православного христианина направлена на обретение даров Святого Духа, чтобы сделаться сосудом Его благодати, делая событие Пятидесятницы непрестанным жизненным переживанием.

AKTISTO FOS

Источник: Журнал “Параклиси”, изд-во митрополии Лемессу, май-июнь 2004.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2015/06/о-третьем-лице-святой-троицы/