О травле о. Андрея Ткачёва. Протоиерей Владимир Вигилянский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Взгляд журналиста.

1 февраля 2016 года на сайте «Православие и мир» вышла статья священника Александра Пикалева «Ломать жену об колено», в которой он обсуждает магнитофонную запись выступления отца Андрея Ткачева. Выводы автора статьи о своем собрате-священнике:

  • 1. «Священник призывает к тоталитарному строю в отдельно взятой семье, где не нужны двое любящих, уважающих друг друга людей, а нужен насилующий сильный и насилуемый слабый, которому отбивают ломом рога».
  • 2. «Это неизбежное зло, и таких людей нужно уметь распознавать и держаться от них подальше, а когда они пытаются протащить свои фантазии в реальность – ловить и изолировать от потенциальных жертв в специально отведенных местах с очень строгим распорядком дня».
  • 3. «Когда человек говорит подобные вещи, не имеет никакого значения, священник он или алкаш из соседнего подъезда. Ради себя, ради вашей семьи и детей – не пускайте таких людей ни в свой мозг, ни в свое жилище».
    Публикация этого милого и рассудительного отзыва дала толчок к появлению других выступлений, требующих расправы с протоиереем Андреем Ткачевым.

Я не знаю, заказала ли редакция эту статью или сам автор ее прислал в Правмир, но профессиональная обязанность редактора обязывает узнать источник магнитофонной записи, когда она была сделана, где и к кому обращался о. Андрей, кто были его слушатели. Если у редактора не было для этого 15 минут (именно столько потребовалось мне, чтобы узнать эти ответы), он мог бы обратиться к самому проповеднику – тем более, что он является многолетним автором Правмира.

Ну, хорошо, неохота было обращаться к отцу Андрею Ткачеву, которого по духу и некоторым взглядам на современные события вряд ли можно назвать единомышленником редактора, но тогда можно было бы посмотреть в поисковике, согласуется ли магнитофонная запись с другими высказываниями священника о браке, семье, насилии, роли женщины. У него в ютубе опубликованы десятки проповедей на эту тему, статьи, многочисленные интервью в СМИ (в том числе, и об этой магнитофонной записи 19.11.2010 г.), выпущена целая книга «Первое чудо, Беседы о браке и семье», Киев, 2012, в которой аж 222 страницы. Добросовестный редактор был бы удивлен, что в этом массиве материалов он бы не нашел никакого подкрепления для выводов священника Александра Пикалева.

Ладно, поверю, что и на это у редактора почему-то не было времени. Но тогда можно было бы посмотреть на страницы собственного издания, в котором есть, например, статья о. Андрея «Главное сокровище мужчины и женщины» от 30 августа 2013 г. Кстати, в этой статье есть такое рассуждение:

«И если слово твое, вовсе не ему предназначенное (т.е. подслушивающему чужой разговор – ПВВ), подхватил обиженный недоброжелатель, оправдываться тоже бесполезно. Визгливый голос разнесет по джунглям весть о том, что Акела промахнулся».

Жаль, что редактор оказался пусть не в роли тигра Шерхана, но в роли тех, кто рад найти повод, чтобы не просто унизить своего оппонента, но донести до общественного мнения призывы к реальной расправе над ним.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПОСТУ«ТРАВЛЯ ОТЦА АНДРЕЯ ТКАЧЕВА»

Если кто не заметил, подзаголовок публикации гласит: «Взгляд журналиста».

Пост посвящен не столько статье священника Александра Пикалева, сколько поступку редакции Правмира. 1. Автор, а главное – Редакция, намеренно скрыли то, что обсуждается сомнительная, вырванная из контекста запись беседы о. Андрея 6-летней давности. Если бы этот факт был упомянут, актуальность и пафос статьи были бы поставлены читателем под сомнение. 2. Редакция «не заметила», что автор по сути призывает изолировать отца Андрея от общества («Не пускайте таких людей ни в свой мозг, ни в свое жилище»), клевещет на него («Священник призывает к тоталитарному строю в отдельно взятой семье, где не нужны двое любящих, уважающих друг друга людей»), и даже намекает, что его надо посадить то ли в сумасшедший дом, то ли в тюрьму («Таких людей нужно… ловить и изолировать от потенциальных жертв в специально отведенных местах с очень строгим распорядком дня»). 3. Редакция не попыталась нейтрализовать эту «пятиминутку ненависти» со стороны автора статьи ссылками на некоторые из сотен высказываний о. Андрея против насилия в семье, призывы бережного отношения к женщинам и женам, которые легко найти в его книгах и проповедях, в том числе статьях, опубликованных в Правмире.

Никаких других выводов я не делал. А мог бы. Например, сказать о том, что Редакция не в первый раз намеренно сталкивает лбами священнослужителей, чтобы посеять смуту в священнической среде, чтобы перенести в церковное общество, где царствует дух любви и взаимоподдержки, дух противостояния мирских амбиций.

Я люблю отца Андрея Ткачева, знаю его и его семью очень хорошо. Это настоящий пастырь и пламенный проповедник. Способы донести до своих слушателей и читателей евангельскую истину у него разные – иногда мягкие, иногда рассудительные, иногда очень жесткие. Нередко его метафоры, которые глупо воспринимать буквально, на грани фола. В устных беседах, в ответах на «живые» вопросы он изредка использует метод холодного душа – использует грубую лексику, доводит до вопрошающего конкретную ситуацию до нелепости, изнанки. Нравится ли мне это метод? Нет, не всегда. Нравятся ли мне его грубости? Нет, не нравятся. Но я знаю точно, что в расшифровке устной речи в письменную речь отец Андрей всегда убирает и редактирует эти места – то, что предназначено для одного человека, не может быть распространено для всех.

Так можно «поймать» любого человека и дискредитировать его подслушанными словами. Когда-то Правмир опубликовал и мое выступление, не отдав мне на редактуру буквально записанный устный текст – с оговорками, грамматическими несогласованиями, с эмоциональной лексикой. Такие же жалобы на Редакцию я слышал от других авторов.

То же самое сделал и тот, кто выложил в интернете часть его беседы. То же самое сделала Редакция.
Честно ли это? Нет, не честно.

ФБ