О ТОМ, РАДИ ЧЕГО СОВЕРШАЮТСЯ ГОСПОДОМ ЧУДЕСА. Схиигумен Авраам (Рейдман)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В 2016 году чтение Недели 18-ой по Пятидесятнице.

(Лк 17 гл.5 стихи 1-12)     

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении повествуется о том, как через чудесный лов рыбы Господь наш Иисус Христос призвал Своих учеников к полному и безраздельному служению Себе. Раньше, до этого события, они почитали Его Учителем и пророком, однако, считая Его своим наставником, одновременно все же продолжали заниматься обычными своими делами, традиционными для того времени. Чудесный же лов рыбы подействовал на учеников столь сильно, что они все оставили и без оглядки последовали за Господом Иисусом Христом. Спаситель избрал такой способ уловить святых апостолов в служение Себе неслучайно, но именно по той причине, что они были рыбаками. Другие люди могли бы объяснить событие, описываемое в сегодняшнем Евангелии, некоторым стечением обстоятельств или, может быть, просто тем, что Спаситель знал, как нужно правильно заниматься ловлей рыбы. Рыбаки же, сведущие в своем ремесле, будучи совершенно уверены, что никакого улова уже не может быть, увидели в этом событии чудо. Вот как повествует о нем Евангелие.

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (ст. 1–2). Когда в Евангелии говорится, что Господь увидел или узнал, то не нужно понимать подобные выражения так, что ранее Спаситель чего-то не знал. Как Всеведущий, Он знает все, но, как человек, естественно пользуется Своими человеческими чувствами. И в этом случае Ему было уже, конечно, известно, что здесь происходит и что должно произойти. Тем не менее Своим взором Спаситель ищет то, о чем Его человеческий ум, соединенный нераздельно с умом Божественным, уже знает, и Он удостоверяется в том через человеческие чувства. Господь призывает апостолов и просит их, чтобы они позволили Ему проповедовать из лодки.

«Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (ст. 3). Так как место было равнинное и укрыться от толпы было негде, а люди теснили Его, каждый хотел подойти поближе, то Господь наш Иисус Христос вынужден был несколько отступить от толпы, отплыв на недалекое расстояние от берега, и учить народ с некой «трибуны» в виде лодки, стоявшей в озере. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (ст. 4). Как видите, здесь не говорится, о чем именно Господь учил в данный момент: либо о чем-то из рассказанного в других местах Евангелия, либо, может быть, и о том, что опущено евангелистами, потому что они многое не записали, передав только самое главное. Учение Спасителя, не внесенное в Евангелие, но передаваемое устно от человека к человеку, от поколения к поколению, называется устным Преданием. Постепенно оно было записано святыми отцами и в настоящее время составляет святоотеческое учение. Мы называем это Предание святоотеческим, хотя по сути оно апостольское и восходит к Самому Господу Иисусу Христу. Сегодняшнее евангельское повествование доказывает, что устное Предание существует, ибо сказано лишь, что Господь учил народ, а о чем именно Он говорил в данный момент, евангелист нам не сообщает.

«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (ст. 4–5). Симон хотя совершенно удостоверился, что уже ничего невозможно поймать, однако же проявил некоторое послушание, уважая Господа Иисуса Христа, считая Его авторитетным Учителем и потому повинуясь Ему даже вопреки здравому смыслу.

«Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (ст. 6). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что этот лов был необыкновенно чудесным, рыбы сами плыли в сеть и словно просились, чтобы их поймали. Если после того как напрасно трудились всю ночь, рыбаки промывали пустую сеть, то теперь в одно мгновение поймали столько рыбы и такой крупной, что сеть прорывалась, потому что рыба в ней билась и сеть не могла выдержать необыкновенного улова.

«И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (ст. 7). Почему евангелисты говорят о таких подробностях? не только потому, что они имеют символическое значение, но и потому, что они удостоверяют нас именно в чудесности события. Сети сначала были пустыми и их нужно было промывать от нечаянно попавшей туда травы, а теперь они оказались столь наполнены, что прорывались. Мало того, лодки, в которые собрали улов, начали погружаться и тонуть. Эти подробности указывают на то, что описываемое явление не было случайным стечением обстоятельств. Громадная разница между пустыми сетями и лодками, тонущими от обилия рыбы.

«Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (ст. 8). Как человек простой, искренний, Симон Петр всегда высказывал то, что было у него на сердце, иногда даже во вред себе. В данном случае он сказал то, что думали и все ученики. Он, опытный рыбак, живший возле озера и зарабатывавший себе и своей семье на жизнь именно этим трудом, оценил происшедшее как чудо. Апостол Петр прекрасно знал свое ремесло. Думаю, что его ближайшие предки также были рыбаками. По крайней мере, про апостолов Иоанна и Иакова – братьев, сыновей Зеведеевых – мы знаем, что их отец был рыбаком. Обычно с детских лет люди учатся тому, чем занимаются их родители. Отсюда можно сделать простой вывод и об апостоле Петре. Ему, как и его брату Андрею, и Иакову с Иоанном, труд рыбака был прекрасно известен, для них он был жизнью, они словно дышали этим, и здесь для них все было ясно и просто. Поэтому они и смогли оценить случившееся как чудо, а мы, глядя со стороны и почти ничего не понимая в рыболовстве, можем усомниться и счесть чудесный улов обыкновенным событием, просто странным совпадением.

«Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (ст. 8). Иными словами, «я грешный человек и недостоин стоять в одной лодке с таким великим Чудотворцем».

«Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону» (ст. 9–10). Происшедшее показалось апостолам до того необычным и удивительным, что их объял ужас. Представьте себе, они ловили всю ночь и ничего не поймали, хотя обычно ночь считается благоприятным временем для ловли рыбы, да и, наверное, апостолы, как люди жившие около озера, знали, когда лучше этим заниматься. И вдруг необыкновенный, огромный улов – днем, после беседы с толпой народа, стоявшей у берега, шум от которой мог и распугать рыбу (те, кто занимался рыбной ловлей, знают, что обычно рыбаки стараются сидеть очень тихо). Учеников объял ужас, не только апостола Петра и его брата Андрея, но и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симона, – тех, которые пришли в другой лодке ему помогать.

«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 10). Здесь Господь Иисус Христос открыл апостолу Петру тайну, для чего это чудо было совершено. Не потому, что апостолы нуждались в пропитании, не потому, что нужно было насытить людей: они могут и своими трудами заработать себе хлеб насущный. Это видно из того, что лодки были оставлены. Ученики уже забыли о результате своего необыкновенного, чудного труда и последовали за Господом. Чудесный лов послужил тому, чтобы самих апостолов сделать ловцами человеков. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает, что часто избранники Божии промыслительно получают ту или иную профессию: таким образом Господь Иисус Христос предсказывает, чем они будут заниматься в духовной жизни. Апостолы были рыбаками и стали ловцами человеков. Апостол Павел был ремесленником, изготовлял шатры и палатки, и Господь сделал его творцом нерукотворенной скинии – Церкви Божией. Сам Господь Иисус Христос, как и его названный отец Иосиф, занимался плотничеством, и оно послужило прообразом Его работы над человеческой душой. Подобно тому как необработанное дерево Он превращал в прекрасные изделия, сейчас Он трудится над душой каждого православного христианина.

«И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (ст. 11). Апостолы уже не думали ни о рыбе, ни о лодках, ни о той сети, которую тщательно промывали перед этим, но все бросили и последовали за Господом, потому что поняли – Тот, Кто может сотворить столь великое чудо, не бросает слов на ветер и Его слова о призвании на уловление человеков, на проповедь, не напрасны, но истинны, и они сбудутся. Между прочим, существует ходячее выражение: «Вы попались в сети церковные, в сети священников». Подобным образом говорят и про сектантов. Но если мы попались в сети апостолов, то должны не бояться того, что они уловили нас, а радоваться этому. Потому что уловили не на погибель, а на спасение. Подобные укоризненные слова, которые нам бросают люди, оставшиеся вне этих сетей, не уловленные апостольской, святоотеческой проповедью, должны быть для нас ничего не значащими, даже смешными, презренными, нужно пренебрегать ими.

В Священном Евангелии несколько раз повествуется о чудесном лове рыб. Господь Иисус Христос совершал это чудо, чтобы удостоверить апостолов в Своем Божестве. Сейчас мы читали и рассуждали о первом таком чуде. Второе было тогда, когда сборщики податей на храм спрашивали Петра, не даст ли их Учитель пожертвование, так называемую дидрахму (см. Мф. 17, 24–27). Это была жертва, установленная Моисеем. Все: и бедные, и богатые – приносили ее в одинаковом размере, тем самым она показывала, что перед Богом все равны. Когда апостол Петр пришел к Господу и сказал, что просят это пожертвование, то Спаситель ответил ему, что сыны не имеют нужды жертвовать, но ради того, чтобы не соблазнить сборщиков, велел Петру: «Пойди на море, брось удочку и поймаешь рыбу. Открыв уста этой рыбы, найдешь там статир (то есть монету, которая составляет достоинство двух таких пожертвований. – иг. А.) и дашь им за Меня и за себя» (см. Мф. 17, 27). Апостол Петр исполнил повеление, и произошло чудо: он поймал рыбу, в устах которой была золотая монета. Так Господь Иисус Христос показал, что Он, во-первых, не нуждается ни в каких сокровищах и может приобрести все, что Ему угодно, не делает же этого только потому, что это излишне, а во-вторых, – что творение повинуется Ему и, если необходимо, даже рыба может принести золотую монету. Показал снова через уловление рыбы, чтобы уверить именно апостола Петра. Это было уже вторым таким уверением.

Третье чудо уловления рыбы произошло по Воскресении Господа Иисуса Христа. Апостол Петр с еще несколькими учениками пошел ловить рыбу, видимо, по той простой причине, что они нуждались в пропитании. И вновь, много потрудившись, они ничего не поймали. Вот что говорит Евангелие: «Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет» (Ин. 21, 3–5). Этот испытывающий вопрос был необходим, чтобы ученики ясно осознали, что у них в то время не было ничего. «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, ибо он был наг, и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб» (Ин. 21, 6–9). и теперь Господь Иисус Христос даровал ученикам возможность стать участниками этого чуда, стать теми людьми, через которых оно совершилось, не для того, чтобы напитать их. Он показал это тем, что на земле уже был разложен огонь и приготовлены рыба и хлеб. Но все произошло, чтобы удостоверить их, что это Он – Тот самый, Который первый раз уверил их через чудесный лов, а позже повелел апостолу Петру поймать рыбу, несущую в своих устах золотую монету. Вот как повествует далее о третьем чудесном лове апостол Иоанн Богослов: «Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть» (Ин. 21, 10–11). Обратите внимание, что апостол Иоанн Богослов также был рыбаком, поэтому он, выражаясь современным языком, как специалист, указывает точное количество рыб. Сто пятьдесят три большие рыбы – и не прорвалась сеть! нам это ни о чем не говорит, мы этого не понимаем. Апостол же Иоанн увидел необыкновенное чудо в том, что сеть не прорвалась от ста пятидесяти трех больших, плещущихся рыб. По-видимому, рыбы не противились тому, чтобы их поймали, а как бы стремились к этому, плыли к сети навстречу своей гибели, потому что так повелел их Создатель. Ибо Господь Иисус Христос не просто человек, не просто великий чудотворец и пророк, но воистину Сын Божий, Вседержитель, Который владеет всей тварью и повелевает ей. Ему повинуется самая ничтожная часть этого творения, как, например, немая рыба, – существо, живущее совершенно непонятной, особой жизнью. Всю ночь ловили рыбу люди, которые занимаются этим с детства, и ничего не поймали, а по повелению Господню вся рыба со всех концов, где она пряталась от рыбаков, устремилась в сеть и как бы с радостью дала себя уловить. Это и говорит о том, что Господь Иисус Христос владеет всей тварью.

Не нужно думать, что повествование о чудесах Спасителя является второстепенным по сравнению с Его проповедью, Его нравственным учением. В чудесах открывается великая тайна Божества. Господь Иисус Христос говорит устами как человек, но ведь нашим словам, даже самым убедительным, творение не повинуется. С большим трудом мы дрессируем животных некоторых пород и заставляем их себе служить. Но рыба никому никогда не повиновалась, ибо она к этому не способна. Господь повелевает ей – и она Его слушается, потому что человеческое слово Спасителя одновременно является и Божественным словом. Звучит человеческий голос, но под ним сокрыто слово Божие, повелевающее всей твари. Мы видим в одном Иисусе Христе и человеческую природу, и Божественную, каждая из которых действует соответствующим ей образом. О присутствии Божества свидетельствует Божественная сила.

Кроме того, из сегодняшнего евангельского чтения можно извлечь еще и нравственный урок. Господь Иисус Христос творил чудеса во время Своего пребывания на земле среди апостолов и творит их сейчас не столько для того, чтобы принести нам телесную пользу, сколько для того, чтобы уверить нас в истинах Царства Небесного, в Своем Божестве, в вечной, блаженной или мучительной, жизни, в бессмертии нашей души. Он делает это так, чтобы нам было понятно. Бывают и в нашей жизни необыкновенные случаи. Например, человек тяжело заболел. Он обращается к врачам, не жалеет денег, если они у него есть, использует различные связи, чтобы найти хороших врачей, и прилагает все усилия к тому, чтобы исцелиться, но у него ничего не получается. Человек видит собственное бессилие, и тогда он вынужден прибегнуть к усердной молитве. И вдруг все меняется: появляется врач, который помогает ему, находится нужное лекарство, о котором, может быть, всем было известно и раньше, но почему-то не догадывались, что нужно именно оно. Человек получает помощь от других людей, и кроме него никто не понимает, что на самом деле совершилось чудо. Так же и здесь: кроме рыбаков-апостолов никто не увидел чуда, а просто думали, что поймали много рыбы, вот и все. Только они сами сознавали, что это оказалось бы невозможным, если бы не было благословения Божия, если бы Иисус Христос не приказал необыкновенным образом, чтобы рыбы повиновались людям. Будем же внимательны к себе и к чудесам Божиим, потому что часто Господь совершает их через посредство других людей, так, чтобы и не подать нам повода для гордости, и утвердить нас в вере, а может быть, и помочь, хотя это не самое главное. Когда волей-неволей мы перейдем в иную жизнь, даже только подойдем к границе между временным и вечным, тогда поймем, что все земные скорби и радости равнозначны переживаниям, которые человек испытывает во сне. Не потому, что наша жизнь – сновидение, а потому, что все земное в конечном счете окажется ничего не значащим, как и пережитое во сне – после пробуждения.

11 октября 1998 года

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/p_piat/18/1/html_...