О том, как вывести душу из разбойничьего состояния. Епископ Вениамин (Милов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Епископ Вениамин (Милов)

Ныне, возлюбленные братия, Христос присутствует среди нас и, как говорит апостол Павел, обитает в сердцах наших. Сам Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И поэтому все, у кого есть скорбь или горе какое, должны помнить, что Господь может помочь нам и утешить нас Своею благодатною радостью. Но прежде чем говорить об утешении, надобно укорить себя, надобно ныне назвать себя разбойниками. Сама Церковь указывает нам на это, повторяя каждый день слова: Яко разбойник исповедую Тя. И Ефрем Сирин говорит: «Мы не благочестивые слушатели, а морские разбойники». Разберем, чем мы похожи на разбойников.

Разбойники убивают наши тела - подкрадутся ночью и убьют. А мы убиваем души, мы примером своих дурных дел и многими словами можем убить и уже убили немало, смутили немало чистых и невинных душ. Вот почему теперь дети не слушаются своих родителей, вот почему стало много не верующих в Бога. Этим людям в надлежащее время не даны были хорошие примеры, и, может быть, самые близкие люди погубили в них душу.

Разбойники, если встречают на улице человека, снимают с него одежду, грабят его. А мы грабим себя: мы снимаем одежду добрых дел с самих себя. Если хотим сделать доброе дело, то находим причины отложить его: то нам некогда, то не хочется начать. А поступая так, мы сами у себя отнимаем добрые дела, можем явиться на суд Божий без этой одежды, и тогда Господь скажет нам, которые сами сняли с себя одежду: «Друзья, зачем вы не в брачной одежде?».

Разбойники крадут у людей, а мы крадем у себя. Сделав доброе дело, мы рассказываем о нем другому, обкрадывая тем самым свое же собственное добро.

Наконец, разбойники живут чисто внешнею, животною, жизнью: пьют, едят, спят, грабят. И мы озабочены внешними проявлениями окружающих нас людей. По-нашему, один хитер, другой завистлив, третий раздражителен, четвертый корыстолюбив, пятый ведет дурную жизнь. До всех-то нам есть время коснуться, осветить недостатки других. А взглянуть на свою собственную внутреннюю жизнь, позаботиться о своем исправлении у нас нет времени, нас исключительно занимает внешняя жизнь.

И чтобы подняться от этой жизни к более возвышенной и достичь Царствия Небесного, нужно приобрести два крыла к нашей разбойничьей душе, и она сможет взлететь на Небо.

Первым крылом будет очищение грехов, и это нужно делать поскорее, потому что все мы знаем массу случаев смерти без покаяния. Поэтому нужно вспомнить грехи, сделанные нами с раннего детства и до последнего момента, покаяться в них и, как бы ни было тяжело, рассказать их на исповеди. Ведь мы не знаем, как долго продлится наша жизнь, ибо она проходит подобно морской волне.

О том, что в Царство Небесное невозможно войти без исповеди и причащения, свидетельствует случай, происшедший в приходской церкви Василия Исповедника. Там при церкви жил один старичок, церковный сторож, много лет служивший пономарем и сторожем в разных храмах. И вот однажды было ему видение: к нему подходит его покойная жена в светлой одежде и говорит: «Покайся, без покаяния ты не можешь войти в Царство Небесное».

Старец рассказал домашним о виденном, но так как он был окружен людьми неверующими, то его подняли на смех, что все это ему привиделось. Через несколько времени сторожу опять является жена и говорит: «Кайся, ты не войдешь без этого в Царство Божие». Тогда сторож идет к своей невестке, которая жила в другом доме, рассказывает ей о том, что видел. Невестка сказала, что нужно причаститься, и пошла за священником. Тот говорит: «Как я пойду, теперь время неспокойное, поздно уж, а у меня с собой Святые Дары, их могут осквернить». «Ничего, - говорит женщина, - я оттуда вас провожу». Священник пошел. Старик исповедался, причастился, пошел к себе домой и говорит: «У меня на сердце такая радость, какой не было во всей моей жизни». И в час ночи он тихо предал душу свою Богу.

Вот что такое первое крыло. Но ведь и птица не может летать с одним крылом, и разбойнику, чтобы подняться на более высокую ступень христианского совершенства, также нужно приобрести второе крыло. Это крыло будет у нас чистотою сердечною.

Чистота сердечная прежде всего нужна человеку, и пророк Давид говорит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50, 12). Но вы спросите, что же такое чистое сердце? А чистое сердце, по слову преподобного Иоанна, бывает тогда, когда во время молитвы на сердце нет упреков. Потому-то все святые стремились к чистоте сердца и приобретали ее.

Имела чистоту сердца и Пречистая Дева. Как же Она достигла ее? Она проводила время в молитве, имела в руках постоянное рукоделие, читала Священное Писание и всегда молчала. И мы можем достичь чистоты сердечной молитвой трудами, чтением Священного Писания и молчанием своих уст. И Господь всем даст чистое сердце, кто только захочет потрудиться для этого. Об этом свидетельствует случай с разбойником Манорием, в схиме Иоанном. До 55 лет этот человек занимался разбоем, а потом Господь послал ему такое сокрушение сердца, что он бросил прежнюю жизнь и поселился в обители Пресвятой Девы на Афоне. Он много лет пономарил при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чинил дорогу в скит, причем полагал камни крестообразно, в знак великой своей любви к Искупителю, пострадавшему за всех на Кресте. Ночь он проводил в молитве: брал две полые тыквы и перекладывал камешки из одной в другую, полагая при этом поклоны. Так достиг он 85 лет. И в последний год своей жизни он не вкушал пищи от Рождества до Великого Четверга, питаясь только Святыми Дарами. И вот накануне престольного праздника в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (празднуется в пятницу Светлой седмицы) он лежал вечером с открытыми глазами. И внезапно в ласкающих лучах заходящего солнца старец почувствовал, что лицо его просветлело. Он тихо воскликнул: «Святая моя, Всеблагая моя!» - и с этими словами мирно окончил свое житие на земле.

Таким образом, как бы ни был грешен человек, Господь всегда примет его, если он добрыми поступками сглаживает свои грехи. И мы достигнем чистоты сердца, если будем непрестанно молиться, трудиться, иметь молчание уст и читать Священное Писание.

Итак, постараемся приобрести два крыла к разбойничьей своей душе - очищение через исповедь и чистоту сердца, чтобы, обновившись, возлететь к Небесному Царству.


Источник: Православие и современность