О том, как вывести душу из разбойничьего состояния. Епископ Вениамин (Милов)
Ныне, возлюбленные братия, Христос присутствует среди нас и, как говорит апостол Павел, обитает в сердцах наших. Сам Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И поэтому все, у кого есть скорбь или горе какое, должны помнить, что Господь может помочь нам и утешить нас Своею благодатною радостью. Но прежде чем говорить об утешении, надобно укорить себя, надобно ныне назвать себя разбойниками. Сама Церковь указывает нам на это, повторяя каждый день слова: Яко разбойник исповедую Тя. И Ефрем Сирин говорит: «Мы не благочестивые слушатели, а морские разбойники». Разберем, чем мы похожи на разбойников.
Разбойники убивают наши тела - подкрадутся ночью и убьют. А мы убиваем души, мы примером своих дурных дел и многими словами можем убить и уже убили немало, смутили немало чистых и невинных душ. Вот почему теперь дети не слушаются своих родителей, вот почему стало много не верующих в Бога. Этим людям в надлежащее время не даны были хорошие примеры, и, может быть, самые близкие люди погубили в них душу.
Разбойники, если встречают на улице человека, снимают с него одежду, грабят его. А мы грабим себя: мы снимаем одежду добрых дел с самих себя. Если хотим сделать доброе дело, то находим причины отложить его: то нам некогда, то не хочется начать. А поступая так, мы сами у себя отнимаем добрые дела, можем явиться на суд Божий без этой одежды, и тогда Господь скажет нам, которые сами сняли с себя одежду: «Друзья, зачем вы не в брачной одежде?».
Разбойники крадут у людей, а мы крадем у себя. Сделав доброе дело, мы рассказываем о нем другому, обкрадывая тем самым свое же собственное добро.
Наконец, разбойники живут чисто внешнею, животною, жизнью: пьют, едят, спят, грабят. И мы озабочены внешними проявлениями окружающих нас людей. По-нашему, один хитер, другой завистлив, третий раздражителен, четвертый корыстолюбив, пятый ведет дурную жизнь. До всех-то нам есть время коснуться, осветить недостатки других. А взглянуть на свою собственную внутреннюю жизнь, позаботиться о своем исправлении у нас нет времени, нас исключительно занимает внешняя жизнь.
И чтобы подняться от этой жизни к более возвышенной и достичь Царствия Небесного, нужно приобрести два крыла к нашей разбойничьей душе, и она сможет взлететь на Небо.
Первым крылом будет очищение грехов, и это нужно делать поскорее, потому что все мы знаем массу случаев смерти без покаяния. Поэтому нужно вспомнить грехи, сделанные нами с раннего детства и до последнего момента, покаяться в них и, как бы ни было тяжело, рассказать их на исповеди. Ведь мы не знаем, как долго продлится наша жизнь, ибо она проходит подобно морской волне.
О том, что в Царство Небесное невозможно войти без исповеди и причащения, свидетельствует случай, происшедший в приходской церкви Василия Исповедника. Там при церкви жил один старичок, церковный сторож, много лет служивший пономарем и сторожем в разных храмах. И вот однажды было ему видение: к нему подходит его покойная жена в светлой одежде и говорит: «Покайся, без покаяния ты не можешь войти в Царство Небесное».
Старец рассказал домашним о виденном, но так как он был окружен людьми неверующими, то его подняли на смех, что все это ему привиделось. Через несколько времени сторожу опять является жена и говорит: «Кайся, ты не войдешь без этого в Царство Божие». Тогда сторож идет к своей невестке, которая жила в другом доме, рассказывает ей о том, что видел. Невестка сказала, что нужно причаститься, и пошла за священником. Тот говорит: «Как я пойду, теперь время неспокойное, поздно уж, а у меня с собой Святые Дары, их могут осквернить». «Ничего, - говорит женщина, - я оттуда вас провожу». Священник пошел. Старик исповедался, причастился, пошел к себе домой и говорит: «У меня на сердце такая радость, какой не было во всей моей жизни». И в час ночи он тихо предал душу свою Богу.
Вот что такое первое крыло. Но ведь и птица не может летать с одним крылом, и разбойнику, чтобы подняться на более высокую ступень христианского совершенства, также нужно приобрести второе крыло. Это крыло будет у нас чистотою сердечною.
Чистота сердечная прежде всего нужна человеку, и пророк Давид говорит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50, 12). Но вы спросите, что же такое чистое сердце? А чистое сердце, по слову преподобного Иоанна, бывает тогда, когда во время молитвы на сердце нет упреков. Потому-то все святые стремились к чистоте сердца и приобретали ее.
Имела чистоту сердца и Пречистая Дева. Как же Она достигла ее? Она проводила время в молитве, имела в руках постоянное рукоделие, читала Священное Писание и всегда молчала. И мы можем достичь чистоты сердечной молитвой трудами, чтением Священного Писания и молчанием своих уст. И Господь всем даст чистое сердце, кто только захочет потрудиться для этого. Об этом свидетельствует случай с разбойником Манорием, в схиме Иоанном. До 55 лет этот человек занимался разбоем, а потом Господь послал ему такое сокрушение сердца, что он бросил прежнюю жизнь и поселился в обители Пресвятой Девы на Афоне. Он много лет пономарил при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чинил дорогу в скит, причем полагал камни крестообразно, в знак великой своей любви к Искупителю, пострадавшему за всех на Кресте. Ночь он проводил в молитве: брал две полые тыквы и перекладывал камешки из одной в другую, полагая при этом поклоны. Так достиг он 85 лет. И в последний год своей жизни он не вкушал пищи от Рождества до Великого Четверга, питаясь только Святыми Дарами. И вот накануне престольного праздника в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (празднуется в пятницу Светлой седмицы) он лежал вечером с открытыми глазами. И внезапно в ласкающих лучах заходящего солнца старец почувствовал, что лицо его просветлело. Он тихо воскликнул: «Святая моя, Всеблагая моя!» - и с этими словами мирно окончил свое житие на земле.
Таким образом, как бы ни был грешен человек, Господь всегда примет его, если он добрыми поступками сглаживает свои грехи. И мы достигнем чистоты сердца, если будем непрестанно молиться, трудиться, иметь молчание уст и читать Священное Писание.
Итак, постараемся приобрести два крыла к разбойничьей своей душе - очищение через исповедь и чистоту сердца, чтобы, обновившись, возлететь к Небесному Царству.
Источник: Православие и современность
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии