О том, как фарисей поехал на поезде дальше, а мытарь дернул стоп-кран. Протоиерей Игорь Рябко
Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее.
Одним из важных отличий Фарисея и Мытаря друг от друга было то, что ум первого жил снаружи, а второго внутри. Фарисей думал, читал, считал, взвешивал, сравнивал, оценивал, делал выводы. Мытаря ничего из того, что было снаружи, не интересовало, потому что он спустился в глубины своего сердца. Это и есть покаяние.
Покаяние – это не то, чему вас учили
Покаяние всегда начинается с молитвы, а заканчивается сердечным безмолвием. Покаяться – это не бухгалтерская ревизия своих грехов с целью разложить их по полкам, каталогизировать и принести на исповедь для утилизации. Покаяться — это обратиться внутрь, серьёзно, глубоко и безвозвратно. Истоки нашего бытия находятся в вечном молчании, которое было прежде того, как «сказал Бог». Туда, к этому молчанию ума, и должно быть направлено наше сердце.
Чем глубже, тем яснее
Чем глубже в сердце, тем тише. Нужно только дернуть «стоп-кран» и выйти из поезда бессмысленной суеты. Вот теперь все дальше уносится грохот колес вагонов бесконечных мыслей и все яснее видны звезды над головой. Все ощутимее тихий, нежный ветерок Духа Святого, гуляющего в поле бесконечной благодати Божией.
В поезде остались пассажиры с их «вечными» поисками земного счастья и бесконечными вопросами «почему»? «как»? «где»? Никто из них не догадывается, что поезд несется к обрыву, а его машинист – подлый и пьяный предатель.
Вся жизнь между болью и наслаждением
Дорожные станции этого поезда имеют лишь два названия, которые чередуются друг с другом – «наслаждение» и «разочарование». Его пассажиры уверены в значимости своего ума и важности своих мыслей. Поэтому помыслы роятся в их головах, как черви в навозе.
Начальник поезда – господин и царь, а все пассажиры – его рабы. Он высасывает из них силы и обескровливает их души. В каждого из своих рабов-пассажиров от вставляет трубочку и пьёт их энергию, как сок из стакана. Из одного гнев, из другого похоть, из третьего уныние, из четвёртого гордыню. Чем больше он пьёт, тем быстрее души пассажиров наполняются зловонной жижей. Для каждого из них у начальника есть свои блюда. Для блудников свой рецепт, для властолюбца свой, но чаще всего это смешанные друг с другом помои.
Особый контингент
Есть конечно среди пассажиров и особый контингент. Это люди верующие, набожные. К ним и подход другой. Чтобы религиозным душам не приходило в голову улизнуть из этого поезда, можно им задавать бесконечные вопросы. Пускай думают и спорят: «как был создан мир?», «как произошло падение Адама и Евы?», «что происходит с душой на том свете?», «когда наступит конец света?», «когда явится антихрист?»
Для них это важно. Можно дать этим пассажирам задание отыскать в себе все грехи до единого и записать для исповеди – этим они вообще будут до самой смерти заниматься. Но что верующим людям больше всего нравится, так это читать что-то духовное и слушать что-то назидательное. Они, как малые дети, радуются всему услышанному, восторгаются всем прочитанным и… едут дальше, туда, куда везет их поезд-обманщик – в бездну вечного мрака.
Они не понимают того, что сколько бы они не думали, не читали, не размышляли, спасению это не поможет.
Собачий страх
Главное, что объединяет этих людей – цепь страха, которой они скованы. Они решили дожить эту жизнь, как все. Ведь страшно вот так взять и выпрыгнуть из этого поезда в полную тьму неизвестности и неопределенности, тем более что никто так не делает. В поезде все ясно, понятно, привычно: вот полка, стол, тусклый свет светильника, гул мыслей, шарканье, кашель, привычная с детства суета жизни.
Страх – это пес, который сторожит «стоп-кран» поезда. Посмотри этой собаке в глаза. Что ты там увидишь? То, что его зубы – это твои собственные гнев и злость. Верхняя челюсть этого пса – страх неизвестного, нижняя челюсть – страх оставления тела. Этот пес тебя съест, если ты не сможешь улизнуть от него в Благодать. Пока ты не поймешь, что единственная цель твоей жизни – это получить единство со Христом, ничего другого здесь искать не нужно, каким бы важным оно не казалось.
Единое на потребу
Поэтому вместо того, чтобы умножать в голове мысли, всем сердцем устремись на поиски благодати. Научись прежде всего отслеживать свои мысли, не зависимо от окружающих тебя обстоятельств, чтобы потом отделять от них свой ум и возвращать в духовное сердце.
Все в этом мире изменчиво. Так же как изменчивы и наш ум, наше тело, мысли, настроение, здоровье. Ни в чем здесь невозможно найти опоры, даже в том, что нам казалось таким незыблемым и основательным. Все, что нам нужно, чтобы устоять, это Божия благодать и постоянная молитва. Не обременяй свой ум теоретическим богословием, оно тебе ни к чему. Лучше просто смиряйся и во всем доверься Богу.
Но, смирение – это не медитация на тему «какой же я негодяй», это прежде всего безмолвие ума, тишина которого не затронута миром. Постоянно помни о Боге, и Бог будет постоянно помнить о тебе. Роптать на неудавшуюся жизнь – это прямое хуление Создателя, у Которого нет ошибок. Учись жить благодатью. Ничего с тобой не случится, если ты во всем доверишься Богу! А для Него нет ничего привлекательнее, чем простая и богобоязненная душа, любящая все живое, вплоть до самой малой травинки.
Вопросы и ответы
«Как спасаться, что нужно для этого делать? Почему мы ходим в храм десятки лет, а по сути ничем не отличаемся от тех, кто туда вообще не знает дороги?» – спрашивают у книжных богословов их верные духовные чада. Все, что они ответят, можно перефразировать так: «постись, молись и слушай радио Радонеж». Можно, конечно, последовать и этому совету. Но мудрый старец, духовный практик даст такой ответ: «Постарайся поймать свой ум и вернуть его обратно в сердце, где ему и место». Правда это очень тяжело. Это все равно, что поймать на улице сбежавшего из клетки голодного и злого льва и затащить его обратно за гриву. Но чем труднее задача, тем обильнее помощь Божия. А с чего же начать?
С чего начать?
Продолжим ответ словами того же старца: «Начни с покаянной Иисусовой молитвы. Ощути ее всем своим сердцем. Стань этой молитвой. Если ты искренне стремишься к спасению, ты не можешь не измениться. Спасение во Христе помогает исчезнуть эгоизму, а с ним навсегда исчезают все трудности и проблемы. Когда ты на опыте постигнешь, что Христос есть единственная Истина, на этом все проблемы закончатся. Господь Сам разрешит все твои трудности. Помни, что твои жизненные часы идут, не останавливаясь, но у их батарейки есть конец. Присмотрись: все исчезает в твоей жизни, и ты сам исчезнешь тоже. Предположи только, что если бы ты не отдавал столько сил и времени бесконечному чтению и напряженному осмыслению духовных текстов, то, наверное, был бы уже свободен и спасен. Вот почему так важен практический навык в том, что ты теоретически уразумел из прочитанного и затем сложенного тобою на книжные полки» (Иеросхимонах Симон Безкровный).
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/71698-o-tom-kak-farisej-poekhal-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии