О том, что любовь к Богу проявляется в любви к ближнему. Схиигумен Авраам (Рейдман)
(Евангелие от Матфея, 106 зачало, глава XXV, стихи 31-46)
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей» (ст. 31). Господь Иисус Христос открывает, правильнее сказать несколько приоткрывает, тайну Страшного Суда и научает нас, чтό нужно сделать, чтобы получить помилование, прощение от Бога и спастись. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним…» — здесь уже не в форме притчи, а почти откровенно Господь говорит о Себе, что Он придет «во славе Своей», славе, конечно, не человеческой, но Божественной. Он уже показал Свою славу на Фаворе, когда преобразился пред учениками, которые от сладости ощущения этой Божественной славы, света, воссиявшего от Господа Иисуса Христа, потеряли представление обо всем земном. Апостол Петр, как человек наиболее простой и порывистый, сказал: «Хорошо нам, Господи, здесь быть, давай сделаем три шатра: один Тебе, один Моисею и один Илии» (см. Мф. 17, 4). Ничего земного он уже не хотел ни знать, ни слышать, только — бесконечно созерцать Господа. Когда же с умножением славы Божией на апостолов сошло облако, из которого прозвучал голос Небесного Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5), тогда от благоговейного ужаса ученики пали ниц и были без чувств, пока Господь Иисус Христос не прикоснулся к ним и они не увидели Его в обычном человеческом виде. Вот как, по свидетельству Евангелия, Господь явил Свою славу. Именно эту славу подразумевает Он, говоря, что «приидет во славе Своей». Если там, на Фаворе, даже достойные любви Господа ближайшие Его ученики в ужасе и трепете пали ниц и пребывали без чувств, то что будет во время Второго пришествия с Его врагами, что будет с людьми, совесть которых отягощена различными грехами, с теми, кто совершенно чужд Бога и не имеет опыта богообщения? Божественная слава будет для них неким ослепляющим светом, вихрем, сметающим на своем пути всякое сопротивление.
«И все святые Ангелы с Ним…» — Спаситель явится в сопровождении всех Небесных Сил. Заметим, не многие Ангелы, не легион, о котором говорил Спаситель перед Своими страданиями, а все Ангелы. Слава Спасителя будет столь велика, что все человечество, как некое стадо, покорное пастуху, соберется пред Ним и в трепете и страхе будет ожидать решения своей судьбы. «Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (ст. 31–32). Под словами «престол славы» можно понимать либо некое непостижимое для нас действие благодати Божией, либо седалище, на котором Господь Иисус Христос сядет, как Человек, а скорее всего, под ними нужно понимать и то и другое, ибо это седалище действительно станет престолом славы и источником Божественного величия, осиявающего народы, которые предстанут пред Господом.
«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (ст. 32). Господь Иисус Христос, желая показать Своим слушателям наглядно и ясно, как будет происходить то или иное духовное событие, приоткрывая ту или иную тайну Царства Небесного, часто обращается к простым образам. Так и в этом случае, на примере того, как пастух вечером, сгоняя свое стадо в овчарню, отделяет одних животных от других, Он показывает, как будет проходить Страшный Суд. Так произойдет и с нами: все мы вместе пребываем в этой земной жизни, и все мы вместе пребываем в Православной Церкви, но когда придет вечер этого мира, тогда овцы, то есть люди, угождающие Богу, будут отделены от козлищ, то есть тех, кто противится Ему. «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (ст. 33–34). Это пророчество Спасителя о Страшном Суде обращено не только к тем, кто непосредственно слушал Спасителя, но и ко всем читателям Божественного Евангелия, ко всем тем, которые считают себя последователями Господа. Люди изображены в этой притче в таком состоянии, в каком они обычно пребывают, то есть в состоянии духовного неведения. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (ст. 35–39). Так обычно поступаем и мы: делаем добро из сочувствия, из-за того, что видим какую-то нужду у других людей, и находим для себя возможным как-то помочь им. Мы часто не понимаем великого значения всякого доброго дела, которое может состоять даже в простом посещении человека в тяжелых обстоятельствах и утешении его своим присутствием. Когда мы совершаем все эти, как нам кажется, само собой разумеющиеся поступки, мы делаем добро Самому Господу Иисусу Христу.
Все мы стараемся угодить Богу и показать, что мы Его любим. Мы стараемся приобрести любовь к Богу, справедливо считая ее наивысшей добродетелью. Но оказывается, что любовь к Богу, как правило, проявляется в любви к ближнему, о чем и говорит Спаситель в Своем поучении. Может быть, этот ближний имеет самый обыкновенный вид, является грешным человеком, однако, оказывая ему помощь, мы служим Самому Господу. Это не значит, что мы должны гордиться тем, что помогаем ближнему, будто в этом есть что-то особенное, но это значит, что мы должны служить человеку, нуждающемуся в нашей помощи, с великим благоговением, потому что в его лице мы служим Самому Господу Иисусу Христу. «Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ст. 40). Мы часто делаем человеку добро как бы в форме одолжения, некоторым образом его уничижая, смотрим на нуждающегося в нашей помощи сверху вниз. Нам кажется, что если мы имеем возможность ему помочь, значит, у нас есть некое преимущество перед ним и он является «меньшим» по сравнению с нами, как назвал нуждающегося в помощи Спаситель в этой притче. Но это меньший брат не наш, а Самого Господа Иисуса Христа. Мы должны делать добро с уважением к человеку, с благоговением перед ним, потому что наш ближний — это образ Божий. Так мы будем совершать некое богослужение перед образом Спасителя. Кто дерзнет уничижать рукотворную икону Спасителя, пусть даже изображение будет не совсем удачное, тот погрешит перед Богом. Тем более ясно, что уничижающий нерукотворенный, созданный Самим Господом образ Божий — человека — погрешает.
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (ст. 41–43). Обратите внимание: среди людей, нуждающихся в нашей помощи, Спаситель перечисляет и тех, которые в наших глазах выглядят презренными, то есть и странников, лишившихся дома, и заключенных в тюрьму, причем здесь не оговаривается, что люди эти пострадали несправедливо, возможно, это произошло по их вине, быть может, они совершили какое-то преступление. Тем не менее мы должны проявлять свою любовь по отношению и к таким людям. Когда-то это было принято на Руси. Об этом прекрасно рассказывает, например, Ф.М. Достоевский. Он говорит о том, какую любовь простые русские люди проявляли к заключенным, каторжникам (в народе их обычно называли «несчастненькими»). Этим людям, которые были, возможно, страшными преступниками, в праздники, да и в другие дни, приносили подарки, праздничную пищу и, вероятно, помогали деньгами, делясь иногда последним. Известно, например, что святитель Тихон Задонский, одевшись в одежду простого монаха, посещал тюрьмы и помогал заключенным. В старину для людей православных, истинно верующих это считалось чем-то само собой разумеющимся, и, конечно, в этом проявлялся дух истинного христианства. Люди понимали, что нельзя презирать никого.
Когда Господь Иисус Христос в Своем поучении упрекает тех, кто не оказал Ему милости, они говорят: «Мы не имели возможности сделать добро Тебе, Господи, потому что мы никогда Тебя не видели». Действительно, кто мог напитать Иисуса Христа, когда Он был голоден, утолить Его жажду, помочь Ему во всех Его нуждах? Конечно, только Его современники. Надо сказать, что и среди них немногие оказывали Ему помощь. За Ним следовали женщины, служившие Ему от имений своих; в свой дом Его принимали Марфа и Мария. А как же сделать добро Господу Иисусу Христу нам, если мы живем почти две тысячи лет после того, как Он жил и проповедовал на земле? Быть может, и мы захотим сказать на Страшном Суде: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» «Тогда скажет им в ответ (скажет всем тем, кто оправдывает себя тем, что не было у них возможности послужить Господу, а если бы была, то, конечно, послужили бы. — Игум. А.): истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (ст. 44–45). Сам Господь Иисус Христос находится в том человеке, которого мы презираем, считая ничтожным или, как здесь он назван, «меньшим». Послужив этому человеку, хотя бы это был преступник, находящийся в тюрьме, мы бы послужили Самому Спасителю.
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст. 46). Посмотрите, как Господь наш Иисус Христос говорит о Царстве Небесном: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Царство Божие, блаженная вечная жизнь, уготовано всем людям от основания мира. Для этого Царства предназначен всякий человек, если он будет вести себя достойно, жить по евангельским заповедям. О вечных муках сказано иначе: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Вечная мука уготована не людям, но «диаволу и ангелам его», и люди попадают туда по собственной вине. Поэтому не будем оправдывать себя тем, что одни являются избранниками Божиими, а другие как бы отвержены Богом и не имеют возможности спастись. Своим безразличием к близким, своей недоброй, эгоистичной жизнью мы уподобляемся демонам, и если наказываемся, то не потому, что это было нам предназначено, но потому, что сами сделали себя отверженными.
Может быть, в ответ на это кто-то искренне скажет: «Что же мне делать, если я не имею такой любви к ближнему, если я на самом деле не чувствую и не вижу, как говорит Спаситель, в моем ближнем Господа Иисуса Христа? Для меня это действительно обыкновенный, презренный человек, даже достойный, как мне кажется, тех наказаний, бед, лишений, которые он терпит. Наверное, он заслужил и нищету, и голод, и наготу, и даже болезни или тюрьму своей ленью и грехами. Почему я должен помогать этому грешному человеку, если его ничтожество и греховность очевидны? Я не могу видеть в нем Господа Иисуса Христа, не могу послужить ему, как Господу. Если я иногда и делаю ему добро, то через силу, как бы нехотя, испытывая к нему презрение». К сожалению, сердце наше настолько окаменело, что мы себя видим достойными снисхождения и со стороны Бога, и со стороны людей, а своего ближнего — заслужившим презрение и справедливо терпящим всевозможные бедствия. Что же нам делать, если мы действительно хотим исполнить спасительный совет Спасителя, открывшего нам, что ждет нас в случае, если будем вести себя неправедно? Мы должны понуждать себя делать добро человеку, который, может быть, с житейской точки зрения «достоин» всякого презрения и уничижения, наперекор тому, что говорит нам наше окаменевшее злое сердце. Мы должны заставлять себя даже в мелочах относиться к человеку по-доброму: по-доброму смотреть, по-доброму улыбаться, по-доброму жестикулировать. Нам надо понудить себя, как говорит в ином месте Спаситель, подать человеку хотя бы «чашу холодной воды», и тогда награда наша тоже не отнимется. Мы должны изгонять из своего сердца те чувства презрения, негодования или злобы, которые чаще всего живут в нашем сердце даже по отношению к людям, которые являются действительно нашими близкими, которые сделали нам, быть может, немало доброго. Когда мы знаем, что необходимо исполнить, например, какую-то однообразную ручную работу, мы понуждаем свои руки делать это. Подобным образом мы должны заставлять трудиться и свой ум, и свое сердце, и свою душу. Нельзя оправдывать себя и говорить: «Во мне так сильно действуют страсти, что я уже обречен. Положение у меня безвыходное». По-нашему, Евангелие оказывается как бы несправедливым. Нет, это не так. Человек способен понуждать себя не только к телесным трудам, но и к духовным. Понуждение к физическому труду всем кажется чем-то само собой разумеющимся, оно никого не удивляет. Редко человек исполняет работу с воодушевлением, с удовольствием на протяжении всего требующегося для нее времени. Большинство людей исполняет тот или иной труд просто потому, что это необходимо, для того чтобы заработать хлеб насущный, прокормить себя и свою семью. Человек понимает, что в противном случае он будет терпеть тяжелые лишения. Если бы потребность в вещах духовной жизни мы чувствовали так же, как в вещах жизни земной, то так же неусыпно и усердно трудились бы, понуждали себя, по заповеди Спасителя. Мы не верим в Страшный Суд как должно, не понимаем, что когда-то и мы предстанем пред Господом: или среди овец (и тогда, конечно, будем благодарить Бога и славить Его), или среди козлищ, по левую сторону, то есть среди осужденных Богом, и тогда будем плакать и скрежетать зубами от бесплодного раскаяния. Если бы мы живо представляли себе это и сознавали, что это будет обязательно, если бы в нашей душе жил этот страх (для чего Святая Церковь и напоминает нам сегодня о дне Страшного Суда), тогда мы усердно трудились бы, то есть заставляли и душу свою, и сердце (хотя это и кажется странным) против воли чувствовать то, что положено чувствовать истинному христианину. Святые отцы для определения такого духовного труда употребляют даже особое терминологическое выражение: «умное делание». Оно стало уже привычным, не воспринимается нами живо, но означает действительно работу — труд ума. Мы должны духовно трудиться умом, то есть замещать в себе злые помыслы и чувства чувствами евангельскими, призывая, конечно, на помощь Господа. Постепенно сердце наше начнет смягчаться и вместо каменного станет, как сказано у пророка, плотяным (см. Иез. 11, 19), и мы начнем сочувствовать друг другу, как это положено людям — образу и подобию Божию.
5 марта 2000 года
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/pod_vp/04/2/html_id/for
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии