О том, чем опасно самостоятельное толкование Апокалипсиса. Схиигумен Авраам (Рейдман)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Апокалипсис (Четыре всадника)». Альбрехт Дюрер, 1498 г.

Откровение Иоанна Богослова — книга, в которой раскрываются судьбы Церкви Божией, начиная от ее возникновения и до кончины мира, — подобно ветхозаветным пророческим текстам, состоит из образов и символов. В сущности, это одно сплошное пророческое видение. Причем, если другие авторы, скажем пророк Даниил, порой говорят о себе и описывают некоторые внешние события, то Иоанн Богослов лишь в самом начале говорит от первого лица: «Я был в духе в день воскресный…» [1] (Откр. 1, 10), а далее ведет рассказ исключительно о том, что ему было открыто. Эта самая сложная для понимания книга пользуется в наше время большой популярностью именно с каким-то нездоровым уклоном: многие легкомысленно полагают, что могут ее истолковывать.

Но ведь, чтобы толковать Библию, необходимо иметь особенное дарование. Апостол Петр говорит, что все пророчества в Писании возвещены Духом Святым (см. 2 Пет. 1, 20–21), и потому, чтобы получить ключ к истолкованию Писания, нужно иметь в себе благодать Святого Духа. Мы знаем знаменитых толкователей Библии — Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, — пытавшихся прояснить для нас смысл не только Нового, но и Ветхого Завета. Знаем и других святых отцов, которые обращались к истолкованию лишь отдельных священных текстов — Евангелий, Посланий апостольских, тех или других псалмов... Самым авторитетным толкователем Священного Писания считается святитель Иоанн Златоуст, хотя не все его труды сохранились и не всё он истолковывал. Насколько мне известно, полного толкования на Апокалипсис у него нет. Есть знаменитое толкование этой книги святителя Андрея Кесарийского, который попытался собрать всё, что до него писали об Откровении Иоанна Богослова разные авторы.

Сегодня из-за нашей духовной скудости вообще и из-за скудости духовного разума в частности нам нужно больше изучать святоотеческие труды, опираться на них и не осмеливаться истолковывать Священное Писание самостоятельно. Происходит же всё наоборот: каким-то страшным дерзновением исполняются люди, которые не только текста Библии и творений святых отцов не понимают, но даже и обыкновенную книгу пояснить не могут. Иные едва умеют читать, а берутся рассуждать о таких труднопостигаемых предметах, как пророчества о кончине мира. Почему-то подобные «истолкования» считаются чуть ли не признаком благочестия.

Конечно, древние христиане также ожидали скорой кончины мира, предполагая, что антихрист придет чуть не завтра и вслед за тем будет Второе страшное пришествие Христово. Но ожидали-то они этого совсем не так, как мы! Мы живем в нерадении, многого не исполняем, и не только совершенно не боремся со своими страстями, но и не делаем даже попыток противостоять греху — мы словно бы примирились с тем, что мы грешники и останемся таковыми. Люди же первых столетий христианства, повторю, жили не только в ожидании скорого конца света, но и в предчувствии близких страданий. Они знали, что, приняв веру Христову, каждодневно рискуют подвергнуться пыткам и в муках умереть за Господа. Это были люди необыкновенно пламенной веры, многие из них желали пострадать за Христа и искали случая для этого. По мнению некоторых ученых и историков Церкви, в древности все христиане были как монахи [2]. Если в более поздние столетия в монастыри стали уходить те, кто желали особенно ревностной христианской жизни, то первые христиане все имели пламенную ревность: каждый должен был — даже не хотел, а должен был! — жить в постоянной готовности отречься от семьи, от всего имущества, потому что его могли в любой момент арестовать и заключить под стражу. Тогда человеку предстояло выбрать: или семья, или смерть за Христа, и чаще всего древние христиане выбирали последнее. Естественно, эти люди имели право рассуждать о Втором пришествии Христовом — оно для них было избавлением от страшной, мучительной, опасной жизни.

В житиях святых, которые совершали свои подвиги во времена гонений, мы нередко можем прочитать о том, что человек, покаявшись и приняв Крещение, вскоре начинал творить чудеса. Отчего так было? Оттого, что в людях происходила сильнейшая перемена — не только в уме (в смысле смены убеждений), но и во всем их существе. Недавний великий грешник становился чудотворцем, как, например, преподобномученица Евдокия [3]. Духовная ревность делала этих подвижников достойными рассуждать о Священном Писании, по крайней мере оправдывала попытку таких рассуждений.

Чтобы истолковывать Евангелие, апостольские Послания, понимание которых нам необходимо для нашей христианской жизни (я уже не говорю об Апокалипсисе), нужно иметь просвещенный разум, то есть жить в евангельском духе. Только тогда поучения Спасителя мы будем понимать правильно и сможем приложить их к тем или иным собственным жизненным обстоятельствам. Когда же мы читаем Библию не для того, чтобы исполнять ее заповеди, а из любопытства или из чувства долга, тогда ее текст остается закрытым для нас и мы пытаемся объяснять его произвольно. Такое отрицательное, неправильное толкование еще в древности предлагали различные гностические секты (это название происходит от греческого слова «гнозис» — «знание»). Их члены претендовали на обладание особенным знанием, скрытым от большинства непосвященных христиан. Гностики трактовали Священное Писание произвольно, безотносительно к его подлинному смыслу, который был для них закрыт даже в самых простых вопросах. И они повсюду искали опоры своим измышлениям (а гностическое учение без преувеличения можно назвать измышлениями). Гностики говорили, например, что в горних мирах есть тридцать так называемых эонов, особенных творений Божиих, и Христос тридцать лет не творил никаких явных чудес именно для того, чтобы указать на существование этих эонов. И двенадцать учеников Спасителя, по их мнению, также обозначают двенадцать особых эонов. Это ни на чем не основанные представления! Так и мы, порой откровенно, а порой прикровенно, понимаем Священное Писание в том смысле, в котором оно нам подходит, а не так, как есть на самом деле. Мы не воспринимаем даже таких предельно ясно выраженных положений, как, например, заповедь возлюбить ближнего, как самого себя (святитель Игнатий (Брянчанинов) прекрасно толкует эти будто бы простые и очевидно правильные слова) [4]. Вообще, наиболее опасна ситуация, когда нам всё кажется понятным, а на самом деле мы понимаем это неправильно. И если мы не имеем благодати рассуждать даже о том, что необходимо для христианской жизни, то кто из нас, обладая здравым смыслом, дерзнет истолковывать пророческие видения, в которых всё туманно, непонятно, образно, наполнено всевозможными символами и едва ли не нарочно зашифровано?

Если мы желаем проникнуть в смысл написанного в Библии, то должны обращаться к святоотеческим пояснениям Священного Писания и к трудам экзегетов, прежде всего Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, либо к работам авторов, собравших воедино все предыдущие толкования. Из последних можно назвать блаженного Феофилакта Болгарского и замечательного экзегета, жившего на рубеже ХI–XII столетий, Евфимия Зигабена. О толкователе Апокалипсиса Андрее Кесарийском я уже упоминал. К сожалению, не все творения святых отцов, написанные на греческом языке, переведены на русский, но, может быть, сейчас наступает благоприятное для этого время. Вот к этим церковным писателям и будем обращаться, сами же не дерзнем произвольно интерпретировать священные тексты, потому что это верный путь к заблуждению, к прелести.

Есть прелесть откровенная, явная, и есть прикровенная, скрытая. Когда действует первая, человек, произвольно истолковывая Священное Писание, попадает в какую-нибудь секту или даже сам становится ее основателем. Многие современные протестантские секты начались с самостоятельного толкования Библии, при котором священный текст понимался не в традициях Церкви, а так, как заблагорассудилось тому или другому «вдохновенному» христианину. Если вы когда-нибудь сталкивались с сектантами, то видели, что они трактуют Евангелие совершенно беспочвенно и отнюдь не в согласии с православным церковным учением, которое основывается не на мнении пусть даже самого духовного и мудрого человека, а на древнем апостольском Предании.

Проповеданное Спасителем и Его учениками было сохранено в письменном виде лишь частично: первое Евангелие составил апостол Матфей, потом появились другие книги, вошедшие в Новый Завет, который в окончательном виде оформился к концу I столетия. Именно тогда был создан наиболее поздний новозаветный текст — Евангелие от Иоанна. Однако многое из того, чему учили апостолы, первоначально не было записано и долгое время передавалось из уст в уста — от поколения к поколению. Лишь спустя столетия святые отцы, отстаивавшие и защищавшие вероучительные истины и установления древней Церкви, перенесли их на бумагу, и теперь мы можем понимать Священное Писание не иначе как в рамках устного Предания, постепенно зафиксированного письменно. Таким образом, читая то или иное Евангелие, мы не можем подходить к нему так, будто это совершенно новый для нас текст, который нам необходимо по-своему истолковать. Нет, у нас уже есть определенный подход, определенный взгляд, которым мы и должны руководствоваться.

Подчеркну: мы имеем право рассуждать о Священном Писании только идя по узкому пути апостольского Предания. Именно оно есть критерий истины для всех православных, а личные мнения, если они возникают, также не могут выходить за пределы этих четко установленных границ. Всегда, когда мы ищем основание для правильного понимания Священного Писания, мы обращаем свой мысленный взор в апостольскую древность и, как говорит святитель Ириней Лионский, выбираем из этой сокровищницы всё необходимое [5]. Изначально туда вложено всё, что нужно нам для спасения, и мы, живущие в позднейшие времена, ничего уже не можем добавить к этим сокровищам. Не только мы, но даже самые великие угодники Божии, такие как, например, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, ничего не добавляли, они только истолковывали древнее Предание, делали его более понятным и убедительным, а особенно — защищали от всевозможных нововведений.

К сожалению, большинство из нас невежественны. Отчасти это не наша вина: десятилетиями верующие не имели доступа к своим же собственным книгам! Но как при этом можно дерзать рассуждать о непонятных для нас местах из Библии? Напротив: нам надо как можно более полно изучить святоотеческое наследие — именно в этих трудах заключено древнее апостольское Предание, и тогда, даже если кто-то из нас и не прочитает какого-нибудь толкователя Евангелия, он будет знать, что говорят святые отцы по поводу того или иного духовного предмета, и уже не уклонится от православного образа мыслей, будет смотреть на всё правильно. И никто, никакой даже самый выдающийся духовный человек, имевший великие откровения, такой, например, как преподобный Симеон Новый Богослов или наш российский тайновидец преподобный Серафим Саровский, не вправе ничего сюда добавить, ведь иначе получилось бы, что он знает больше, чем апостолы. Апостол Павел говорит о себе и о других ближайших учениках Спасителя как о последних посланниках Божиих (см. 1 Кор. 4, 9). Никаких других посланников не будет, только перед Вторым пришествием явятся в мир два великих пророка — Енох и Илия [6]. И теперь все мы, православные христиане, лишь сохраняем то, что было нам передано апостолами. Поэтому очень важно, чтобы вы соблюдали спасительную осторожность и никому не верили слепо — никакому пророку, никакому прозорливцу. В Церкви к этому всегда подходили просто: каким бы высоконравственным и высокодуховным ни был человек, его непосредст венный духовный опыт отвергался, если он не совпадал с церковным Преданием. И все святые отцы оглядывались назад — сверяли свое учение с учением апостолов и прежде живших отцов — и таким образом доказывали правоту своего учения.

Теперь мы должны перейти к другому предмету нашей беседы — к рассуждению об антихристе. О нем более всего говорится именно в Апокалипсисе, но не только там. Речь об антихристе идет и в Посланиях апостольских — апостола Иоанна Богослова, апостола Павла, — чего мы коснемся несколько позже.

Прежде всего нужно сказать, что сегодня распространены произвольные представления об антихристе. У нас, в православном мире, явление антихриста стало пониматься, к сожалению, так же, как его понимают западные сектанты (происхождение этих взглядов именно сектантское). Большое значение придается компьютерам, электронным карточкам и прочим подобным вещам. Это всё совершенная нелепость. В Священном Писании нет никаких указаний на связь прихода антихриста с какими-то особенными техническими устройствами. Мы не знаем, каким образом он сделает так, чтобы никто не смог ничего продавать и покупать. Многие почему-то считают, что основой этого станет система электронных расчетов, хотя весь Запад уже давно ее использует. Я не хочу сказать, что компьютеры или карточки точно не будут иметь никакого отношения к антихристу. Вполне может быть, что для того, чтобы управлять всем миром, он воспользуется какой-нибудь всемирной компьютерной сетью или неким новым, пока еще неизвестным нам изобретением. А возможно, всё будет происходить очень просто: например, в магазине тебе ничего не дадут, пока ты не отречешься от Христа. Главное, чего он хочет от нас, так это того, чтобы мы сознательно отреклись от Христа. Если же мы взяли какую-то карточку, не зная, что в ней такое, пусть даже там была бы какая-нибудь хула, мы за это отвечать не будем — Господь не станет судить нас за то, что мы подверглись обману. Нет, антихристу нужно, чтобы человек поклонился ему, полностью и сознательно отрекся от Бога.

Некоторые связывают пришествие антихриста с тем или иным государственным строем, который кажется им антихристианским. Но вспомните: за время существования Христовой Церкви на протяжении двух тысячелетий было много самых разных государственных режимов, так или иначе настроенных против нее. Сейчас еще живы исторические воспоминания о России как о православной стране, а в первые столетия после Рождества Христова никому и в голову не могло прийти, что христианское государство вообще может существовать. Почти с самого возникновения Церкви ее преследовали римские власти. Еще более жестоким гонениям подвергались христиане на Востоке, например в Персии. То же самое происходило и в других языческих странах, за исключением немногих, где народ в своей основной массе стал обращаться в христианство и где впоследствии, начиная с IV столетия, возникли христианские государства. До этого последователей Спасителя всячески гнали. В лучшем случае христианин вел никому не известное существование и не мог сделать никакой карьеры, не мог занять сколько-нибудь значительную должность. Точно так же он не мог получить образования: государственный режим был таков, что от человека везде требовалось принесение жертвы идолам, а нежелание выполнить это условие расценивали как нелояльность по отношению к Римскому государству. Необходимо было также приносить жертву кесарю. Во времена раннего христианства в Римской империи существовал культ императора, возникший еще в I веке до нашей эры. Делались многочисленные скульптуры-идолы правящего императора Римской империи, ему воздавались божеские почести. А тот, кто не хотел исполнять эти церемонии, выглядел в глазах римских властей бунтовщиком.

Римляне были сугубыми традиционалистами и верили, что их государство будет сохранять свою мощь до тех пор, пока они будут принимать богов всех завоеванных ими народов в свой пантеон. Так они из века в век и поступали. Иудеи, конечно, не имели изображения Бога, но поскольку их религия была традиционная, древняя, то римляне иудаизм признавали и разрешали его исповедовать. Бывали, правда, исключения, но в основном именно за религию иудеев не преследовали. Однако в то время возникло много разных новых верований и сект, проповедники которых желали получить признание в Риме, куда они и отправлялись, пытаясь там распространять свое учение и набирать себе учеников. Эти-то нетрадиционные религии римскими властями воспринимались как зловредные, в их число попало и христианство.

Действительно, среди всевозможных восточных культов многие были отвратительными, мерзостными и заслуживали того, чтобы их жестко искореняли, тогда как христианство проповедовало только добро. Но на деле выходило так, что как раз эти культы находили себе приверженцев среди римской знати и покровительство императора, а христианство почти постоянно преследовалось с большей или меньшей жестокостью. И к власти таких правителей христиане не могли относиться как к установлению божественному, скорее наоборот — как к чему-то антихристианскому. Про некоторых императоров, особо безжалостно и изощренно гнавших Святую Церковь, так и думали, что они антихристы. Например, Нерон устраивал празднества с «живыми факелами»: христиан зашивали в осмоленные одежды и поджигали. Эта страшная иллюминация служила для освещения императорских садов во время народных гуляний. Конечно же, этого человека христиане считали антихристом, и многие из древних отцов предсказывали гибель Римского государства, как государства антихристианского.

Немало основательных предположений для того, чтобы считать таковыми те или иные режимы, дала и вся последующая история, однако, несмотря ни на что, христиане даже самых зверских гонителей почитали законными государями. Может быть, и желали их скорейшего низложения, но сами никаких революций и бунтов не устраивали, только молились Богу. Сам Господь тем, кто Его искушал, спрашивая, позволительно ли платить подати, ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21; Мк. 12, 17; Лк. 20, 25). Так поступали и святые апостолы (а Нерон ведь жил еще во времена апостольские), и их ученики. Они объясняли современникам, что происходившее на их глазах в Римском государстве еще не есть явление антихриста. Среди христиан были и воины, защищавшие империю от варваров, и чиновники. Правда, когда обнаруживалось, что эти люди — христиане, их преследовали, в лучшем случае отнимали имущество и ссылали, в худшем — жестоко казнили. Тем не менее во все времена, даже в те, когда государство относилось к Церкви враждебно, христиане повиновались властям, таков всегда был дух истинного христианства. Они не искали ни малейшего предлога, чтобы сказать, что очередной правитель — антихрист. «Время для этого еще не пришло», — говорили людям их наставники. Тем более мы должны быть благоразумны и осторожны в таких суждениях.

Даже и во времена христианских государств у Церкви было много самых разных страшных врагов. Не только явные ее гонители могли навлечь на себя имя антихриста, но и сторонники ложного христианства, отвергавшие христианство истинное. Это были, во-первых, всевозможные ересиархи — Арий, Македоний, Несторий и им подобные, а во-вторых, те, кто представлял еще большую опасность, — императоры, разделявшие учение той или иной ереси. Некоторые властители были арианами и преследовали приверженцев Православной Церкви. Во времена правления двух императоров, активно поддерживавших арианство, Констанция II и Валента, на епископских кафедрах разных городов Римской империи почти не было православных архиереев, везде были поставлены еретики, кое-где даже насильно. Тех, кто не посещал еретические храмы и уходил молиться на кладбища, в поля, преследовали, уничтожали. Священнослужители либо были в ссылке, либо спасались бегством, как Афанасий Великий. Так что за всю историю христианства не было более или менее длительного периода, когда бы Церковь оставили в покое и она так или иначе не преследовалась врагами, или, правильнее сказать, одним своим врагом — диаволом через тех или иных его служителей, апостолов сатаны, как называет таких людей святитель Игнатий (Брянчанинов) [8]. Почему же именно сейчас нужно говорить о том, что наш политический режим или тот, который установился в Америке, есть режим антихристианский?

Церковь враждует с миром и всегда будет враждовать, а диавол всегда будет изобретать всевозможные лжеучения — религиозные, государственные, какие угодно, — чтобы ее притеснить. Тщетно ожидать, что наступит покой. Если сейчас нам кажется, что в прошлом были какие-то спокойные периоды в жизни Церкви, то это потому, что мы плохо знаем историю церковную и историю вообще. Возьмем, к примеру, время, когда Россия была православным государством. При Петре Великом, как вы знаете, в нашей стране было отменено патриаршество. Конечно же, это деяние, противное канонам Церкви, нарушило церковный строй, церковную жизнь. Но с какой целью состоялась такая отмена? Не просто так, а для того чтобы государство получило возможность свободно притеснять Церковь. От нее в то время стало отходить дворянство. Формально дворяне считались православными, на деле же нравственные христианские принципы были им совершенно чужды. Большинство из них относились к религии совершенно равнодушно — в лучшем случае равнодушно! До революции многие люди, даже считавшие себя верующими, посещали церковные службы лишь потому, что в их учреждении официально требовалось хотя бы один раз в году, например в Великий пост, причаститься. И они вынуждены были идти ко Причастию с холодным сердцем, иногда даже лицемеря. Представители высших классов общества шли в церковь по большим государственным праздникам, допустим в день тезоименитства кого-то из царствующего дома, но не к обедне, к литургии, а на молебен — к двенадцати часам дня. Приходили, отстаивали краткий двадцатиминутный, от силы получасовой молебен и шли домой. Таково было «благочестие» высшего класса российского общества. Ясно, что этот режим нельзя назвать в полной мере христианским и нельзя его идеализировать. Если бы он был совершенен, то Господь не допустил бы последующих потрясений.

Когда в XVIII столетии схиархимандрит Паисий Величковский перевел «Добротолюбие», это стало откровением, потому что православных аскетических книг тогда вообще не было, православные люди не имели святоотеческого руководства, чтобы вести правильную духовную жизнь. Новых переводов в то время не делали, старые не печатали, а потому публикация «Добротолюбия» стала великим событием для Русской Церкви. Впрочем, не думайте, что все издательства с радостью взялись за эту книгу. Хорошо еще, что преподобный Паисий нашел покровителя в лице митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), ревнителя Православия, дружившего со многими подвижниками. Именно по его указанию книга и была выпущена в свет в 1793 году. Сам же митрополит Гавриил каждый день ждал, что его за православную ревность снимут с должности, и даже наказывал своему келейнику: «Приготовь мне щи на неделю — кто знает, что придется есть потом, надо себя приучать». И действительно, через несколько лет владыка был уволен со службы, но для него это неожиданностью не стало.
Во времена правления Александра I печаталось очень много книг, авторами которых были члены западных мистических сект. Эта литература была весьма популярна среди высшего общества, более того, иногда подобные издания рассылались по семинарским и монастырским библиотекам. Известен такой случай: митрополит Московский Филарет (Дроздов), знаменитый богослов и церковный деятель, бывший тогда еще в сане архимандрита, дружил с архимандритом Иннокентием (Смирновым), который помимо прочего исполнял обязанности духовного цензора. (Сейчас оба они причислены к лику святых.) И вот один церковный писатель-мирянин, Евстафий Станевич, издал книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», направленную против мистицизма. Конечно, как православный верующий, он имел полное право и даже должен был полемизировать с людьми заблуждавшимися. Движимый ревностью, архимандрит Иннокентий допустил этот труд к печати, хотя архимандрит Филарет и считал, что делать этого не следует, потому что никакой пользы такое издание не принесет. «Нам, двум архимандритам, не спасти Церковь, если в чем есть погрешности», — говорил он. Тем не менее книга была издана и произвела в обществе шум. Весь тираж изъяли и уничтожили, автора отправили в ссылку. Архимандрит Иннокентий тоже претерпел всяческие неприятности. Правда, его рукоположили в епископы, но назначили на самую захудалую кафедру, хотя прежде ему, как человеку выдающемуся, прочили блестящую церковную карьеру.

Чуть позже святитель Игнатий (Брянчанинов) с сокрушением писал о том, что в стране тогда печаталось множество сектантских книг и не печатались книги православные. Его сочинения также издавали с трудом, а произведения всевозможных западных мистиков — очень легко и с удовольствием [9]. Вот какое время было!

Так что идеализировать отдельные периоды в истории Церкви, представляя их безоблачными, нельзя. Такого никогда не было и быть не могло. Нельзя глядеть на какой-либо государственный строй через розовые очки, говорить, что он полностью христианский в противовес, скажем, нашей сегодняшней жизни. Спаситель предсказал, что врата адовы Церковь не одолеют (см. Мф. 16, 18), значит, нужно делать вывод о том, что враг непременно на нее восстанет. В том или в ином виде он всегда воздвигает гонения на Церковь — иногда скрытые, иногда явные. Еще неизвестно, что предпочтительнее: может быть, явные иногда и лучше скрытых. Но не следует настраивать себя и таким образом, чтобы думать, будто нарисованные на любой бумажке пятиконечная звезда, Владимир Ильич Ленин или московский Большой театр непременно от антихриста.

Во все времена христиане — и те, которые жили в христианском государстве, и те, которые подвергались гонениям, когда государственная власть относилась к Церкви враждебно, — старались быть лояльными по отношению к современному им политическому режиму. Я подчеркиваю этот факт для того, чтобы вы с осторожностью судили о пришествии антихриста. Мы долго жили в изоляции от стран Западной Европы и всего остального мира, и сейчас их технические достижения — те же электронные пластиковые карточки или компьютеры — кажутся нам удивительными. Однако на протяжении всего существования человечества постоянно появлялись всё новые и новые изобретения, и полагать, что от их принятия либо непринятия зависит спасение или погибель человечества, более чем наивно — просто глупо! Повторяю: мы не знаем, с чем придет антихрист, какими средствами он воспользуется и будет ли вообще пользоваться какими бы то ни было достижениями цивилизации. Будет или нет враг пользоваться техническими новинками — не важно. Главное, как я уже сказал, это то, что он потребует сознательного отречения от Христа и сознательного поклонения и служения себе. Ведь что значит «антихрист»? Надо правильно понимать смысл этого слова. Греческая приставка «анти...» имеет несколько значений. «Анти...» — это не только «против», но и «вместо». Антихрист заставит считать себя Христом, будет стремиться занять то место, которое в жизни христианских народов, в жизни каждого христианина занимает Спаситель.

Современным людям просто-напросто не хватает фантазии (в особенности людям западным — чрезвычайно рациональным), и они пытаются, так сказать, материализовать духов, то есть изобразить некоторые духовные явления при помощи материальных средств, созданных нашей цивилизацией. Им трудно представить, как антихрист овладеет всем миром в такой мере, что все будут ему покорны, а он будет обо всем знать и на всех влиять. Трудно представить, что диавол действительно может разослать демонов во все концы вселенной, и те начнут обольщать всех и каждого. В наши дни человек, в особенности западный сектант, не может этого себе вообразить. Он думает так: «Нет, этого не может быть. Вот через телевизор, компьютер или пластиковую карточку — да, можно завладеть миром». Таким образом, он приземляет, овеществляет апокалиптическое учение и вообще учение Церкви об антихристе. Такая материализация западному человеку понятна, потому что для него диавол, демоны и вообще все духовные явления — и положительные, и отрицательные — не существуют вовсе. Он этим не живет, тогда как для нас, православных христиан, демон — это реальность. Мы иногда даже чересчур многое списываем на бесов и тем самым оправдываем себя, говорим: «Бес нас искушает, диавол нас искушает». Но мы знаем об их существовании, у нас есть специальные заклинательные молитвы против диавола, например молитва «Да воскреснет Бог», которую мы читаем, когда подвергаемся какому-либо искушению. Мы накладываем на себя крестное знамение, когда нам что-то почудилось, кропим себя и свой дом святой водой, пьем ее, читаем молитву об изгнании бесов из жилищ. В нашем Требнике есть специальные чины для изгнания бесов из бесноватых (правда, отчитка священниками одержимых проводится редко). Так что для нас диавол, демоны и исходящие от них искушения — повседневная действительность. И тот, кто читает святоотеческую литературу, пытается вести внимательный и строгий образ жизни, понимает, что демоны прельщают нас чуть ли не ежеминутно, можно сказать, ежемгновенно, а значит, мы должны бодрствовать над своими помыслами, следить за собой.

Слова о том, что диавол разошлет духов-обольстителей по всей вселенной [10], нас не удивляют: они и так везде есть. Поражает то, что они будут соблазнять всех повиноваться одному и тому же человеку, завлекать в одну и ту же прелесть, а не так, как сейчас, когда они одного учат блудить, другого — воровать, третьего — убивать. Именно это для нас ново. Сектанты же постичь этого не могут, для людей западных духовная жизнь представляется лишь некой аллегорией. Они не понимают, что это самая настоящая обыденная реальность для каждого человека, который, возможно, даже не признавая действия на него падших духов, испытывает и терзания совести, и откровенно бесовские внушения. Отсюда, как я сказал, и все попытки объяснить непонятные явления компьютерами, карточками, номерами и тому подобным.

Возьмем, скажем, число 666, о котором так много говорят. Сразу вспоминается поговорка: люди слышат звон, да не знают, откуда он. В Апокалипсисе сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18). Что значат эти слова, я не знаю. Имеющий ум — это тот, наверное, кто имеет духовную мудрость. Но мы, как я говорил в самом начале нашей беседы, должны смиренно признать, что не можем понять смысл даже самого ясного на вид поучения Священного Писания, такого как «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Откуда же нам взять мудрость, чтобы понять таинственное пророчество о числе антихриста? 
Конечно же, не сам номер 666 антихристианский по своей сути, а то, что он обозначает. Видимо, апостолу Иоанну надо было скрыть это до времени, так он и сделал под тем самым числом. Придет время, появятся духовно мудрые люди, и Господь откроет им хранившееся ранее в тайне, чтобы, когда придет антихрист, православные христиане узнали его на основании апостольского свидетельства — Откровения Иоанна Богослова. Есть много взглядов на указанное апостолом число, даже древние авторитетные толкователи не пришли относительно него к единому мнению. Одни говорили, что это просто имя, и расшифровывали его на основании или греческого, или еврейского алфавита, в частности видели здесь скрытое имя Титан [11]. Лично мне нравится толкование английского святого, жившего в VII–VIII столетиях (тогда Англия была еще православной страной), Беды Достопочтенного. Он говорил, что три шестерки означают всецелое прилепление к земному (поскольку шестой день — это день творения человека) и тройное, полное отрицание седьмого дня, дня Божественного покоя. То есть это полное отрицание Бога. Такое понимание мне кажется более духовным, нежели попытка увидеть за цифрами определенные буквы. Однако утверждать, что именно оно есть самое правильное, я не могу. Все святые отцы, в том числе и Андрей Кесарийский, собравший в своем «Толковании на Апокалипсис» мнения многих отцов, приводят разные суждения, но тут же оговариваются, что точного ответа никто не знает.

Придет время, и, если будет нужно, смысл числа откроется православным христианам, может быть, через какого-нибудь пророка, высокодуховного человека. Однако Церковь узнает об этом не ради праздного любопытства, а ради того, чтобы, остерегаясь врага, сохранить Православие и спастись. Пока же три шестерки нередко встречаются нам в обыденной жизни: вся наша система исчисления складывается из десяти цифр, и на какой-нибудь этикетке шестерка вполне может попасться трижды. Промежуточные же цифры мнимые ревнители Православия выбрасывают и говорят: «Вот, посмотрите, здесь число 666!» А какие основания есть для такого заключения? Давайте шестерку выбросим вообще, чтобы не искушаться, следом за цифрой пять сразу поставим семь. И никто не будет бояться, что антихрист уже пришел через этикетку. Подобным образом на Западе суеверные люди добились того, что в гостиницах убрали тринадцатые номера, и теперь за двенадцатой комнатой там следует четырнадцатая. А мы пойдем еще дальше — перестанем использовать цифру шесть, тогда всё будет спокойно и хорошо, «ревнители Православия» будут счастливы.

Деятельность ложных ревнителей веры — это одно, но есть еще бравада тех, кто сознательно противопоставляет себя христианству. Чтобы выделиться среди себе подобных, люди чуть ли не рога и хвосты нацепляют, пляшут с ними и считают, что они якобы бросили вызов Богу, сделали что-то необыкновенное. Конечно, это безобразно, но в то же время смешно. Некоторые безумцы, зная Апокалипсис, сознательно употребляют и число 666. А поскольку такая наигранная демоничность в наше время стала очень модной и молодежь этим безумием увлекается, то ради своего обогащения некоторые бизнесмены, не думая ни о чем, кроме денег, создают соответствующего рода рекламу. Эти глупые и наивные выходки тоже не нужно принимать за приход антихриста. Конечно, подобное поведение людей свидетельствует о том, что они враждебно относятся к христианству, что мы живем в мире, отступившем от Христа, но это еще не знак того, что наступили самые последние времена.

Некоторые «защитники истин веры» настолько почувствовали свою беспомощность, что опираются не на святых отцов, а на западных, протестантских, сектантских проповедников, которые стремятся обратить на себя внимание любыми средствами. Однако те уже не могут сказать почти ничего полезного — вот и начинают говорить об антихристе, пугать компьютерами и другой современной техникой. Они привлекают к себе внимание вызывающими, пугающими проповедями о том, что всё пропало: уже пришел антихрист, теперь людям будут вешать некие бирки или вживлять под кожу чипы… И всё в таком духе! Думаю, по большей части это делается даже не ради славы, а ради получения денег, потому что на Западе, в особенности в США, преуспеяние в любой области измеряется деньгами. А мы, немощные православные, опираемся на этих проповедников, которые говорят об антихристе, о числе 666, о компьютерах! Между прочим, говорят-то они обо всем этом с экрана телевизора, а он принципиально от компьютера не отличается. Если один — порождение антихриста, то что же тогда другой? И разве современное телевизионное вещание осуществляется не с применением компьютерной техники? И вот человек говорит, что компьютер — плохо, но говорит он об этом, прибегая к помощи компьютера, и никто этого противоречия не замечает. Нельзя быть такими наивными и поддаваться западному влиянию, поддаваться всей этой примитивной пропаганде. Подчинившись ей, мы потеряем настоящую православную бдительность и забудем слова апостола Павла о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6, 12). Будем искать врагов в лице каких-то компьютерщиков (если руководствоваться этой логикой, получается, что антихрист — это самый главный компьютерщик. Вот, оказывается, кто он такой!), а с диаволом воевать перестанем. Перестанем остерегаться сатанинских искушений, и, конечно же, враг нападет на нас с той стороны, с которой мы его как раз не будем ожидать.

Теперь перейдем к тому, что говорят об антихристе святые отцы. Многие из них считают, что он будет еврейского происхождения — из колена Данова, потому что, когда апостол Иоанн Богослов называет тех, кто будет спасен в числе сынов Израилевых, он перечисляет двенадцать колен, в каждом из которых двенадцать тысяч избранников, колена же Данова не упоминает (см. Откр. 7, 4–8). На самом деле племен Израильских было тринадцать: от Иосифа произошло два колена, Манассиино и Ефремово, и Иаков принял своих внуков, усыновил их, так что они стали сонаследниками (см. Быт. 48, 5). Кроме того, об этом колене существует предсказание ветхозаветного праведника, патриарха Иакова: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49, 17). Такое пророчество о колене Дановом дает основание думать, что антихрист произойдет из него [12].

В то время, как считают некоторые, восстановится Римская империя [13] (в Апокалипсисе антихрист изображен багряным зверем, а багряный цвет, как вы знаете, это цвет одежды римского императора). В конце V века, как вы знаете, произошло падение Римской империи, и на ее территории образовалось множество государств — Италия, Галлия (ныне Франция), Греция, страны Ближнего Востока и другие. Однако перед Вторым пришествием Христовым всё то, что казалось уже давно несуществующим, необыкновенным образом восстановится. Впрочем, по мнению святых отцов, антихрист воцарится не в Риме и не в какой-либо другой знаменитой столице древнего мира, допустим в Константинополе, а в Иерусалиме. Дело в том, что евреи, конечно те, кто исповедует иудаизм, ожидают пришествия Мессии по сей день. Враг этим ожиданием воспользуется и выдаст себя за Мессию.

Антихрист будет показывать многие великие чудеса, конечно призрачные. Он будет действовать силою сатанинскою (диавол, увидев, что это его верный слуга, отдаст ему всю свою силу) [14]. А придет к власти враг благодаря тому, что пообещает человечеству необыкновенное земное благополучие, наслаждения и богатство [15]. Общество в тот период сотрясут большие политические неурядицы, распространится анархия, никто не в силах будет никем управлять и никто никому не захочет подчиняться [16]. И антихрист воспользуется всем этим якобы для того, чтобы установить всеобщий порядок. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что антихрист притворится необыкновенно добрым, будет как ягненок, в действительности же окажется волком в овечьей шкуре. И все воскликнут: кто подобен ему?! — то есть будут убеждены, что доселе не было столь великого человека (см. Откр. 13, 4). Кроме того, обладая бесовской силой, он начнет творить великие чудеса. В присутствии многолюдной толпы он, как говорит преподобный Ефрем Сирин, возопит таким громким голосом, что сотрясутся небо и земля. Он будет приближать отдаленные места и поднимать из воды острова [17]. Он станет даже по видимости воскрешать мертвых, хотя эти «воскресшие» будут просто призраками [18]. И за исключением людей духовных, имеющих благодать, все ему поверят. Не нужно думать, что одно только имя православного христианина избавит человека от обольщения. Чтобы увидеть, что все эти чудеса призрачны, иллюзорны, что это — галлюцинация, а не реальное явление, нужно будет действительно иметь благодать. Без нее не помогут никакие вычисления, хотя бы мы на самом деле и установили в точности, что перед нами антихрист.

Есть ученые, которые занимаются историей Византии или историей Древней Руси и прекрасно знают каноны и традиции Православия. Но это веры им не прибавляет. Они знают, может быть, больше нас, но это не значит, что они сильнее нас веруют. Есть — не побоюсь привести такой пример! — те, кто осваивают различные духовные дисциплины в семинариях и академиях и в то же время ни одного человека не могут обратить к вере, не могут даже дать никакого доброго христианского совета. Так происходит потому, что их знание умственное, а не жизненное. Настоящее же знание — это опыт, в нашем случае — опыт духовный. Когда мы действительно всем умом, всем сердцем, всем духом, всем своим существом приблизимся к Богу и познаем Его, тогда и будем иметь то знание, которое сделает нас недоступными для обольщения сатанинского и даже обольщения антихристового. Но если мы будем постигать всё только умом, это нам не даст ничего, кроме гордости. Мы станем теми же самыми книжниками, только уже не ветхо-, а новозаветными. Я не хочу умалить знание, но знание знанию рознь. Мы должны читать труды святых отцов для того, чтобы исполнять их установления, а не просто для того, чтобы получить теоретические сведения.

Таким образом, первоначально антихрист будет творить чудеса, попытается устроить справедливое общество, станет вести себя как высоконравственный человек. Но его злоба не сможет быть скрываема долго, и вскоре он начнет вести себя совершенно безнравственно, будет насаждать в обществе необыкновенно страшный разврат, вплоть до деторастления, явит свою звериную сущность [19]. А тех, кто не захочет ему подчиняться, то есть православных христиан (пусть таковых будет немного, но они будут), он начнет жестоко преследовать. Люди, как говорит Писание, укроются в пещерах и ущельях гор, не имея возможности взять с собой даже самое необходимое (см. Мф. 24, 16–18; Лк. 21, 21; Мк. 13, 14–16; Откр. 6, 15). Однако я боюсь говорить твердо обо всех этих тонких вещах, ведь даже святые отцы рассуждали о последних временах с большой осторожностью. Так что я лишь цитирую их предположения, ничего не добавляя от себя, но при всем этом хочу, чтобы вы проявляли осмотрительность.

Есть еще примечательный и важный момент, который многие упускают, не знаю почему. Речь идет о том, в каком именно месте воцарится антихрист. На этот счет высказаны две основные точки зрения (обе их приводит Андрей Кесарийский). Апостол Павел говорит, что «человек греха в храме Божием сядет как Бог, выдавая себя за Бога» (см. 2 Фес. 2, 3–4), и эти слова толкуют по-разному. Одни под храмом Господним имеют в виду Иерусалимский иудейский храм, которого сейчас, как вы знаете, нет — он был разрушен. На этом месте стоит мусульманское культовое здание — мечеть Омара. Есть мнение, что этот храм будет восстановлен, и антихрист в нем воссядет и будет требовать себе божеского поклонения [20]. Есть и другое предсказание, гораздо более страшное, согласно которому антихрист утвердится в православном храме, в Православной Церкви [21]. Лично мне последнее мнение кажется вполне обоснованным. Иначе почему бы апостолу Павлу называть Иудейский храм храмом Божиим, если в то время там уже была «мерзость запустения» (см. Мф. 24, 15; Мк. 13, 14)? Благодать Божия оставила ветхозаветную Церковь. К тому же воцарение врага в Православной Церкви было бы гораздо более опасным и коварным. Ведь как же антихрист сможет обольстить христианские народы, если он воссядет в Иудейском храме? Кто из христиан захочет поклоняться иудею? А так — евреи будут почитать его как своего, как еврея, а христиане примут как христианина, и для последних именно утверждение врага во Вселенской Церкви станет тяжким испытанием. Конечно, долго так продолжаться не сможет, люди поймут, что этот посланник не от Бога. Я не настаиваю на том, что всё произойдет непременно таким образом, просто говорю, что мне вторая точка зрения кажется более убедительной, выраженной тонко и мудро.

Подробно рассказать здесь обо всем, что касается событий Апокалипсиса, невозможно и, наверное, не имеет смысла. Я лишь хотел вам показать, во-первых, что мы должны осторожно обращаться со Священным Писанием, а во-вторых, что распространенное в наши дни представление о кончине мира и об антихристе сектантского, а не святоотеческого происхождения. И общепринятые суждения о том, где воссядет антихрист, также не всегда совпадают с мнением святых отцов. Андрей Кесарийский, повторю, не исключает того, что антихрист, хоть и на малое время, но воцарится во Вселенской Церкви. А многие думают, что раз он воссядет в Иудейском храме, то ничего страшного — мол, пусть иудеи ему и кланяются, а мы выбросим у себя компьютеры и электронные карточки, и всё будет в порядке. Взрослые люди рассуждают как дети. Между тем апостол Павел говорит: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20).

Напоследок посоветую вам, поскольку всё равно об этом повсеместно говорят, все этим интересуются, самим почитать толкования на Апокалипсис Андрея Кесарийского и толкования экзегетов на Послания святого апостола Павла — хотя бы Феофилакта Болгарского. И тогда вы получите более полное, систематическое знание по этому вопросу. А я только хотел коснуться спорных моментов и, конечно, не могу сказать вам точно, когда придет антихрист, через сколько лет, в какой стране.

Я хотел бы сказать также о том, что сейчас есть много духовных писателей, которые, рассуждая о последних днях, пользуются недостоверными источниками. Русский человек верит книге и не интересуется тем, какая она: считает, что если ее напечатали, значит, в ней всё правильно. Но нельзя верить абсолютно всякому печатному слову. Например, популярная в народе книга «Россия перед Вторым пришествием» содержит в себе очень много сомнительного, а ведь люди ей верят, полагаются на нее как на достоверный источник! Я бы даже сказал, что эта книга опасна. Если воспринимать всерьез всё, что там написано, можно и в прелесть впасть.

Между прочим, древние еретики часто руководствовались всевозможными недостоверными писаниями, якобы принадлежавшими святым отцам. Например, иконоборцы основывались на святоотеческих трудах, которые оказались подложными и впоследствии были осуждены Седьмым Вселенским Собором — их велено было изъять и уничтожить. У нас в России на так называемом Стоглавом Соборе в XVI веке приняли двуперстное крестное знамение, основываясь на подложном Слове Феодорита Кирского, а также на сказании о святом Мелетии Антиохийском, которое впоследствии, спустя почти целое столетие, было признано искаженным [22]. Так что нужно быть очень, очень осторожными и верить только не вызывающим сомнений источникам.

***

Вопрос. У аввы Исхириона есть пророчество о том, что монахи последних времен будут очень слабы и нерадивы, но через большие скорби и искушения спасутся. Порой, когда читаешь подобные предсказания, нападает уныние: кажется, зачем тогда и быть монахом, если не можешь в полной мере нести монашеских подвигов? К тому же как монаху можно будет вынести большие искушения, если он не сможет подвизаться, а, значит, не будет иметь благодати?

Ответ. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что под этими искушениями в первую очередь имеется в виду отсутствие духовного руководства — самое страшное искушение [23]. Но если люди его вынесут, то, как говорит авва Исхирион, «будут выше нас и отцов наших». А потом, на мой взгляд, лучше хоть как-то барахтаться, чем спокойно пойти на дно. Не может тонущий сложить руки и сказать: «Ну ладно, что-то спасатели далеко, наверное, они не успеют меня вытащить, так зачем я буду силы тратить?» Не станет же человек поступать подобным образом, правильно? Так и те, кто желают спасения, не могут впасть в уныние оттого, что неблагоприятное время всё равно наступит и поделать с этим ничего нельзя. В любом случае надо каяться, бороться, трудиться, а там, кто его знает, может, и будет исключение из общего правила. Были же в недавнее время такие подвижники, как, например, старец Силуан Афонский.

Марксисты, коммунисты приучили нас думать, что исторический процесс несет людей, как ветер мелкую мошку, и мы с этим «ветром» поделать ничего не можем. Мол, вначале феодализм, потом капитализм, коммунизм... Происходит постоянное развитие общества, при котором отдельный человек ничего не значит. На самом деле это, конечно же, не так. Кто имеет здравый смысл, тот понимает, что личность может оказать колоссальное воздействие на огромные массы людей и даже на целые народы. У нас в России в конце XVIII столетия огромное влияние на умы современников оказал преподобный Паисий Величковский. Он перевел на русский язык «Добротолюбие» и другие труды святых отцов, воспитал целую плеяду подвижников, которые вернулись из Молдавии в Россию, возродил в нашей стране монашество (и напрямую — через учеников, и косвенно — через свои переводы). В каком-то отношении он переломил сложившуюся ситуацию: в тех русских монастырях, где подвизались ученики преподобного, утвердилось настоящее монашество — может, и не такое, как египетское, но всё-таки монашество.

Так что никогда не нужно сидеть сложа руки в уверенности, что ничего не получится, потому что получиться не может. Я лично с этим не могу примириться, мне кажется, что это, как сказали бы те же самые коммунисты, самое настоящее пораженчество, потому что, во-первых, подчеркну еще раз, никто не хочет спокойно идти на дно, а во-вторых, нет правил без исключений. Надо трудиться — вот и всё. Если из тысячи монахов будет один такой, как Паисий Величковский, то он принесет столь великую пользу, что за ним пойдут не тысячи, а, может быть, сотни тысяч людей. Или, скажем, святитель Игнатий — при жизни он не был широко известен, а сейчас своими писаниями учит всю Россию. Все, кто по-настоящему стремятся к серьезной духовной жизни и читают святых отцов не из любопытства, а на деле желая исполнить их установления, обращаются к творениям святителя Игнатия. Разве это не великий человек? Это настоящий, как я уже сказал, великий учитель Русской Церкви.

Повторю еще раз, нельзя утверждаться в мысли о том, что ничего не выйдет, потому что не должно выходить. Конечно, есть и такие монахи, которые недостойны монашеского звания, но это другое дело, про такие случаи мы не говорим. Если же монах более или менее сносный, то, я считаю, с ним уже милость Божия.

Вопрос. Батюшка, почему христианство в I веке по Рождестве Христовом распространялось так быстро? Чем то время отличалось от нашего?

Ответ. Святые отцы, например Иоанн Златоуст, видели в этом признак того, что христианство — религия богооткровенная. Это во-первых. Во-вторых, проповедники христианства, апостолы, были великими чудотворцами, их проповедь сопровождалась необыкновенными знамениями. И, конечно же, не нужно было никаких логических доказательств, никаких опровержений, если на твоих глазах воскрешали мертвых, исцеляли неисцелимых больных, творили другие великие чудеса. Люди, видя всё это, принимали христианскую веру. В-третьих, в то время языческий мир уже во всем разуверился: не то чтобы жившие тогда люди были такими уж плохими, но просто человечество путем накопления умственного опыта пришло к выводу о том, что языческие религии не могут быть истинными, и разочаровалось в них, увидело их пустоту. Одна часть общества впала в цинизм, безбожие и наслаждалась жизнью, подобно тому как наши с вами современники пытаются взять от жизни всё, что могут, а другая часть, может быть меньшая, но в то же время наиболее искренняя, стремилась найти истинный идеал, найти истину, понимая, что она есть. И именно такие люди, из каких бы общественных классов они ни происходили, принимали христианство, поэтому оно быстро распространилось сначала в пределах Римской империи, а затем и среди самых разных народов.

Вопрос. А почему на первых христиан были такие сильные гонения?

Ответ. Мир ненавидел и ненавидит последователей Спасителя за то, что они исповедуют истину. Христиане служат укором неверующим людям в том, что те живут неправильно, не по-божески. Именно поэтому они не любят нас, даже ненавидят, смеются над нами, гонят нас и презирают. Совесть-то есть у всех, но мы хотя бы в самом главном всё-таки ей следуем, потому и пришли в Церковь, а эти люди не хотят руководствоваться своей совестью и стараются избавиться от того, что служит для них укором. Мы для них как бельмо в глазу. Это истинная, духовная причина, а внешних причин может быть сколько угодно. Против нас могут выдвигать всевозможные обвинения: в заблуждении, в изуверстве… О первых христианах говорили всякие кощунства (например, им приписывали то же, что позднее стали приписывать евреям: будто они пьют кровь младенцев), даже называли их безбожниками под предлогом того, что они отрицали многих богов. Иудеи считали христиан из своей среды — то есть христиан еврейского происхождения — предателями. Так что внешние причины могут быть любыми.

Вопрос. Как нужно относиться к гражданской обязанности — голосованию, выборам в Думу и тому подобному?

Ответ. Здесь уместны слова Спасителя, что «отдавайте Богу Божие, а кесарю кесарево». Если существует у нас такой режим, то мы, если это не противоречит нашей христианской совести, должны относиться к его установлениям так, как он того требует. То есть мы можем голосовать, руководствуясь, однако, при этом здравым смыслом. Если, скажем, какой-то политический деятель говорит, что христианство у нас в России приняли по ошибке и лучше было бы его не принимать, такого человека едва ли следует поддерживать. Для нас с вами только это главное. Мы имеем право пойти на избирательный участок, как, впрочем, имеем право и совсем туда не ходить. Думаю, в исключительных случаях, когда от этого зависят судьбы родины, голосовать надо, и выбирать если не лучшее, то, по крайней мере, меньшее из зол.

Вопрос. У преподобного Серафима Саровского есть предсказание о том, что перед концом мира будет расцвет Православия. Честно говоря, очень хочется в это верить: сейчас быть христианином (особенно в миру) очень трудно. В наше время открываются и восстанавливаются храмы, монастыри. Можно ли думать, что этот расцвет наступил? Последние ли мы люди?

Ответ. Мы, конечно, люди последние. Но не в том смысле, что живем в последние времена, а в том, что ничего собой не представляем. Нужно помнить, что жить по-христиански всегда было трудно. Не думайте, что, допустим, в I или II столетии ситуация была иной, — нет. А что касается предсказания, то мы не знаем, можно ли ему верить и на самом ли деле оно принадлежит преподобному Серафиму. Поэтому не нужно на него особенно полагаться. Впрочем, другие русские подвижники также предсказывали некоторый духовный расцвет России, хотя при этом они не связывали его с кончиной мира. Например, Порфирий Глинский говорил, что в России люди, ослепленные блеском мирской славы, свергнут веру, но восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное [24].

Может быть, сейчас как раз и происходит это восстановление, вернее только начинает происходить, наподобие того как ранней весной набухают почки и иногда слегка раскрываются. Пока у нас приблизительно такое время, собственно весна еще не наступила, но человек мудрый, как мне кажется, уже в состоянии увидеть ее признаки. Правда, Бог может всё переменить, повернуть вспять за наши грехи, за наше нерадение. Всё возможно. Откровенно скажу, что лично я верю в возрождение Православия и покаяние русского народа, хотя, наверное, такие вещи не происходят за один год. Даже человеку трудно перемениться за такое время: чтобы он обратился к вере, укоренился в Церкви, чтобы для него всё это стало родным, привычным, нужно лет пять-десять. А мы говорим о целом народе, — конечно, в этом случае потребуется как минимум несколько десятков лет. Представьте себе то, как происходит строительство монастыря. Я с удовольствием сделал бы всё за год, на деле же постоянно что-нибудь случается: то денег нет, то иконописца, то еще что-нибудь. Так всё это растягивается и растягивается, а тут не один монастырь нужно возвести. По всей стране столько монастырей, храмов, школ — сколько всего предстоит поднять! Для этого необходимо очень много времени и средств.

А вообще, показателем расцвета Православия является не столько открытие монастырей и храмов, сколько расцвет духовной жизни. Не во всяком монастыре эта жизнь расцветает, к сожалению. Очень часто бывают неопытные настоятели, неопытные духовники и соответственно неопытные послушники и послушницы. То же можно сказать и в отношении храмов. Храмы открываются, но большая часть нашего населения остается не церковной — нельзя сказать чтобы совсем неверующей, но не церковной. По данным современной статистики, православными можно называть максимум 5% нашего населения. То есть из всех этнических православных (православных по происхождению), лишь 5% являются таковыми и на самом деле: ходят в церковь, соблюдают в большей или меньшей мере церковные обряды, участвуют в Таинствах. Расцвет будет тогда, когда все остальные этнические православные, — то есть те, чьи предки исповедовали православную веру (русские, украинцы и прочие славянские народы) придут в Церковь и начнут жить христианской жизнью; когда в монастырях будут воспитываться настоящие монахи и монахини, угождающие Богу и могущие, может быть, принести пользу и другим людям.  Сейчас же, в лучшем случае, лишь начало духовного расцвета.

Вопрос. В Евангелии говорится о том, что грешники после Страшного суда «будут извержены во тьму внешнюю» (см. Мф. 8, 12). Как понимать выражение «тьма внешняя»?

Ответ. Имеется в виду, что человек будет низвергнут из Царствия Божия и очутится вне его, вне общения с Богом. А вне этого Царствия — тьма. Но это образное выражение. В действительности же, как считают некоторые святые отцы, допустим Иоанн Златоуст, грешник сам делает себя неспособным воспринимать Божественный свет, а потому и оказывается вне этого света. Вечная жизнь для него превращается в муку: свои страсти утолить он не сможет никогда, и они будут постоянно сжигать его. Также и угрызения совести будут мучить его, подобно неусыпающему червю.
Для того, кто по своей вине утратил способность увидеть Божественный свет, воспринять его как просвещающий и услаждающий, этот свет делается не просвещением, а неким мучительным огнем. То есть вечные муки — это собственное состояние человека, который терзается оттого, что провел такую жизнь: именно оно становится причиной его мучений, и даже, можно сказать, самим мучением. И Бога здесь винить нечего.

Вопрос. Почему Христос ничего не говорил об антихристе, а только о событиях кончины мира?

Ответ. Отчего же не говорил? Говорил! Тот, кто так считает, просто плохо знает Евангелие. Евангелист Иоанн приводит слова Спасителя: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). Можно найти и другие примеры. Так, Спаситель предрекал: «Восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24, 24; Мк. 13, 22). А кто такой антихрист? Разве это не лжехристос? Приведу вам славянский текст. «Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многи прельстят» (Мф. 24, 5), — говорит Господь ученикам на горе Елеонской. И заповедает: «Тогда аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде, не имите веры: востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се, прежде рех вам. Аще убо рекут вам: се, в пустыни есть, не изыдите: се, в сокровищих, не имите веры» (Мф. 24, 23–26). Разве нельзя здесь увидеть предсказание о том, что придет антихрист, и все станут говорить: «Вот, Христос пришел. Вот, Он там-то или там-то»? При этом Господь явно предупредил, что будут люди, которые станут утверждать о себе, что тот или иной из них есть Христос. И таковых за всю историю человечества уже было много как среди христиан, так и среди иудеев.

Вопрос. Вы сказали, что распознать ложные чудеса антихриста сможет только истинный христианин, имеющий благодать. Но ведь вокруг нас много людей, не познавших Христа, потому что их так воспитали или потому что они живут в неправославном государстве. Неужели они все обольстятся и погибнут?

Ответ. Если в человеке есть стремление повиноваться своей совести, есть непреклонная жажда истины, тогда этот человек обязательно познает Христа. Господь промыслительно это устроит. И наоборот, тот, кто не желает узнать истину, ее и не узнает, пусть даже его дом будет стоять возле церкви. Так, вокруг нашего монастыря живет много людей, а сколько из них ходят в наш храм? То же и в Израиле: там находятся великие святыни, ежегодно происходят чудеса, в Великую Субботу на Гроб Господень сходит Благодатный огонь, и, несмотря на всё это, многие остаются глухими к проповеди христианской веры.

Вопрос. Вы сказали, что перед пришествием Спасителя к людям придут два великих пророка, а я слышал, что перед концом мира Богом на землю будут посланы три свидетеля. Их убьют, они воскреснут, после чего Спаситель совершит Страшный суд…

Ответ. Некоторые из духовных писателей высказывают мнение, что придет еще Иоанн Богослов. Поскольку его тело не обнаружили в могиле, возникло предположение, что он не умер, а таинственным образом был взят на небо. Преподобный Феодор Студит говорит: «Поэтому немного таких, которые устоят; поэтому будут Илия и Енох (не знаем, будет ли также Богослов и евангелист) помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом; поэтому „прекратятся дни” того бедствия, которое уничтожается явлением Христовым» [25].
В Священном Писании говорится о двух свидетелях. По мнению святых отцов, это будут Енох и Илия — по той причине, что оба они не вкусили смерти. Илия, как известно из Библии, был восхищен живым на небо на огненной колеснице (см. 4 Цар. 2, 11), а про Еноха, когда описывается еще допотопное время, кратко говорится: «И не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 24). Здесь усматривают краткое указание на то, что этот пророк также был вознесен на небо живым. В православной иконописной традиции разбойника, вошедшего первым в рай, по словам Спасителя: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43), встречают двое: Енох и Илия. А уж как конкретно это будет, надо ли понимать данный иконописный сюжет буквально или в неком таинственном смысле (подобно тому как Иоанн Креститель приходил в духе Илии, будучи Илией по своему служению, придут два великих пророка в духе Еноха и в духе Илии), я не берусь истолковывать. И вообще, я считаю, что не доживу до этих страшных времен. Хотя в общем смысле последние времена уже наступили, но это не значит, что вот-вот придет антихрист. Многое еще не произошло из того, что описано в Священном Писании, и поэтому, скорее всего, мы успеем умереть своей смертью, даже, наверное, и самые молодые из здесь присутствующих, пока наступят действительно последние времена.

7 декабря 1997 года


[1] Цитаты из Священного Писания на русском языке приводятся (кроме особо оговоренных случаев) в Сино-дальном переводе 1876 г. по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Рос-сийское библейское общество, 1995. Орфография и пунктуация сохраняются.

[2] См., например: Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998; Казанский П. С. История православного монашества на Востоке: в 2 ч. М., 2000; Лебедев А. П. Церковно-исторические повествования: Из давних времен христианской Церкви. СПБ., 2004. Такую мысль высказывает и свт. Игнатий (Брянчанинов) в своем письме к С. Д. Нечаеву (Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. [Письмо] 20 // Полн. собр. творений: в 8 т. М., 2007. Т. 8. С. 19–21; Игнатий (Брянчани-нов), свт. Избранные письма / сост. игум. Марк (Лозинский). СПб., 2006. С. 341–343).

[3] См.: Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: в 12 кн. Репр. воспр. изд. 1903–1906 гг. М.: изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. Кн. 7: март. С. 5–38.

[4] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2 в 25-ю неделю по Пятидесятнице: О любви к ближнему // Собр. творений: в 6 т. М., 2004. Т. 3: Аскетическая проповедь. С. 417–423.

[5] См.: Ириней Лионский, сщмч. Истина находится только в кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания // Против ересей: Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2008. Кн. 3. Гл. 4. С. 225–226.

[6] См. об этом: Иоанн Дамаскин, прп. Об антихристе // Точное изложение православной веры. М., 2000. Кн. 4. Гл. 26. С. 265–267; Андрей, архиеп. Кесарийский, свт. Об Енохе и Илии // Толкование на Апокалипсис. М., 2000. Гл. 30. С. 82–86; Ефрем Сирин, прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Избранное. М., 2002. [Сл.] 111. С. 459–470. Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. [Гл.] 43 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 235.

[8] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Об истинном и ложном смиренномудрии // Творения: в 6 кн. М., 2001. Кн. 1: Аскетические опыты. С. 765–778.

[9] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О невозможности спасения иноверцев и еретиков // Избранные письма. С. 276–282; Игнатий (Брянчанинов), свт. О неуклонном следовании учению святых Отцов, обилии лжеучителей, оскудении наставников благочестия // Избранные письма. С. 310–313. См. также: Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. [Письма] 15, 17 // Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 8. С. 178–185, 189–191.

[10] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник 29-й недели по Пятидесятнице: О чудесах и знамениях // Собр. творений: в 6 т. Т. 3. С. 476–535.

[11] См.: Ириней Лионский, сщмч. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать... О царстве и о смерти антихриста // Против ересей. Кн. 5. Гл. 30. С. 518–520. Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. [Гл.] 50 // О Христе и антихристе. С. 241–243.

[12] См. например: Андрей, архиеп. Кесарийский, свт. О ста сорока четырех тысящах людей, которые не потерпели вреда от язвы четырех Ангелов // Толкование на Апокалипсис. Гл. 19. С. 55–59; Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. [Гл.] 14 // О Христе и антихристе. С. 217–218; Ириней Лионский, сщмч. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опро-метчиво утверждать... О царстве и о смерти антихриста // Против ересей. Кн. 5. Гл. 30. С. 518–520.

[13] Архиепископ Андрей Кесарийский, толкуя повествование об исцелении язвы зверя, говорит, что под этим можно понимать «временное, кажущееся соединение разделившегося царства» (О лжепророке // Толкование на Апокалипсис. Гл. 37. С. 107–109). См. также: Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Свя-щенного Писания о Христе и антихристе. [Гл.] 48 // О Христе и антихристе. С. 239–241.

[14] Феодорит Кирский, блж. Сокращенное изложение Божественных догматов. [Гл.] 23: Об антихристе // Творения. М., 2003. С. 64–68. (Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 12); Кирилл, архиеп Иерусалимский, свт. Ог-ласительное поучение пятнадцатое // Огласительныя и тайноводственныя поучения. Репр. воспр. изд. 1900 г. [Сидней], 1991. С. 224–247.

[15] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник 29-й недели по Пятидесятнице: О чудесах и знамени-ях // Собр. творений: в 6 т. Т. 3. С. 476–535.

[16] См.: Антихрист родится тогда, когда обнищает мир духовно... Всемирное воцарение антихриста // Посмерт-ные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского. Репр. воспр. изд. 1912 г. СПб., 2000. Ч. 1. Гл. 31. С. 80–82.

[17] См.: Ефрем Сирин, прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Избранное. [Сл.] 111. С. 459–470.

[18] См.: Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Огласительное поучение пятнадцатое // Огласительныя и тайновод-ственныя поучения. С. 224–247.

[19] См.: По убиении Эноха и Илии антихрист снимет с себя личину нравственности, совершатся крайние злодеяния // Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского. Ч. 1. Гл. 36. С. 87–88.

[20] Такого мнения придерживались Иоанн Дамаскин (Об антихристе // Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 26. С. 265–267); Ириней Лионский (Обман, гордость и тираническое царство антихриста // Против ересей. Кн. 5. Гл. 25. С. 506–509); Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение пятнадцатое // Огласитель-ныя и тайноводственныя поучения. С. 224–247).

[21] Эту точку зрения разделяли архиепископ Андрей Кесарийский (О Гоге и Магоге // Толкование на Апокалип-сис. Гл. 63. С. 174–175), Ефрем Сирин (Толкования на послания Божественного Павла. Второе послание к Фес-салоникийцам // Полн. собр. творений: в 4 т. Репр. воспр. изд. 1913 г. Единецко-Бричанская епархия, 2003. Т. 4. С. 125–132), Иоанн Златоуст (Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам // Священное Писание в тол-кованиях святителя: в 9 т. М., 2006. Т. 9. С. 528–578). Святитель Иоанн также говорит, что Иерусалимский храм «уже не будет восстановлен, и иудеи не получат опять прежнего устройства» (см.: Иоанн Златоуст, свт. Против иудеев // Полн. собр. творений: в 12 т. Репр. воспр. изд. 1898 г. М., 1991. Т. 1. Кн. 2. С. 692).

[22] Подробнее об этом см.: Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до Патриарха Иова. Гл. 6. [П.] 4 // История Русской Церкви: в 7 кн. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 58–79.

[23] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 30: Скорби суть по преимуще-ству удел иноков последнего времени // Собр. соч.: в 7 т. М., 2001. Т. 5. С. 132–139.

[24] См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Иеромонах Порфирий // Глинский Патерик. М., 1997. С. 303.

[25] Феодор Студит, прп. К Евпрепиану и находящимся с ним // Послания. Кн. 1. М., 2003. Ч. 1. Гл. 36. С. 117.

http://www.sestry.ru/church/content/library/daysend/01_chapter/view