О ТАЙНОМ СОВЕРШЕНИИ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. СХИИГУМЕН АВРААМ (РЕЙДМАН)
(Евангелие от Матфея, 17 зачало, глава VI, стихи 14-21)
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем древнейшее событие человеческой истории, печальное и страшное, — катастрофу, превосходящую все известные человечеству бедствия: и общественные, и стихийные природные. Эта катастрофа — падение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая. Мы вспоминаем это событие, чтобы покаянием и постом вернуть себе райское блаженство. Все мы уже с рождения несем на себе печать греха, и даже после Крещения — отчасти по нашему нерадению, отчасти по злобе и зависти бесовской — должны вести борьбу с грехом для того, чтобы вернуть утерянный и, к несчастью, забытый нами рай. Наши прародители, первобытные люди — не в том смысле, который подразумевается под этим словом в учебниках биологии, а «бывшие исперва» (см. 2 Пет. 3, 5), то есть изначала, — Адам и Ева согрешили, преступив заповедь Божию о посте. Запрещение вкушать с древа познания добра и зла было своего рода постом, потому что постом называется ограничение в пище. Это первое ограничение было весьма щадящим и снисходительным, но наши прародители его нарушили: дерзновенно протянули свои руки, сорвали плод с этого древа, вкусили его и лишились Божественной благодати. Глаза их открылись, Адам и Ева потеряли младенческую невинность, увидели свою наготу, устыдились и от листьев этого же дерева (по мнению святых отцов, это была смоковница) сделали себе опоясания. Не раскаявшиеся в своем грехе перед Богом, наши прародители были изгнаны из рая.
Выдающийся богослов и учитель Церкви блаженный Августин, наблюдая за младенцами, увидел, что даже в недавно родившихся и еще не научившихся говорить детях начинают действовать страсти, только дети не могут привести их в исполнение, поскольку этих страстей не понимают. В них действуют и гнев, ибо они плачут, когда им не дают пищи, и даже блудная страсть (в неосознанном поведении младенца наблюдательный человек увидит и многое другое). Дерзну добавить к этому еще одну, как мне кажется, примечательную деталь: конечно, вы замечали, что младенцы, в отличие от детенышей животных, тянут в рот любой предмет, который попадается им под руки. В отличие от человека, животным не приходится наблюдать за своими детенышами, чтобы те не совершили столь опрометчивого и, может быть, пагубного для них поступка — взять в рот предмет, который может даже убить, а человек вынужден смотреть за своим ребенком. Разве это не свидетельство того греховного поступка, который совершили наши прародители, когда дерзновенно протянули руку к плоду и вкусили его? Этот бессознательный вредный навык в младенцах, как мне кажется, является знаком, печатью того, что все мы в лице своих прародителей когда-то протянули руку к запрещенному плоду и его вкусили. Не нужно думать, что согрешили только два человека, а теперь страдают их бесчисленные потомки, — нет, согрешило все человечество, которое в то время состояло из двух человек. Если бы человечество состояло из того бесчисленного количества людей, которые родились после грехопадения и еще появятся на свет до кончины мира, то, я думаю, падение оказалось бы более страшным — всеобщим, возможности спасения не было бы, а сейчас мы можем покаяться и спастись, и желающие достигают спасения. В этом состоит человеколюбие Божие, мы же, пользуясь им, лукаво оправдываем себя. Разве своими грехами мы не подтверждаем того, что и мы бы согрешили, если бы жили тогда? Разве мы ни в чем не повинны? Прародители совершили один грех и были строго наказаны. Мы же каждый день многократно нарушаем повеления Божии и вкушаем запрещенный плод, только не в виде собственно плода с древа познания добра и зла, а в виде всех тех греховных дел, которые запрещены евангельскими заповедями.
Святая Церковь предлагает нам поучение Господа Иисуса Христа, которое может настроить нас на правильное проведение Великого поста: такое, при котором пост принесет нам пользу и поможет вернуть дарованную в Таинстве Крещения благодать, которую мы необдуманно потеряли, подобно тому как лишились райского жительства наши прародители.
Господь наш Иисус Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (ст. 14–15). В течение поста мы должны, во-первых, позаботиться о том, чтобы принести покаяние, во-вторых, понять, что истинное покаяние и прощение Богом наших грехов возможны только в том случае, если мы будем прощать тем, кто виноват по отношению к нам. Мы виноваты перед Богом, но Он прощает нам грехи, а потому и мы должны простить нашим обидчикам все, в чем бы их вина перед нами ни состояла. Только тогда, когда мы будем каяться и прощать других грешников, наш пост будет угоден Господу и приобретет смысл. Без покаяния, в особенности без покаянной молитвы, пост будет лишь ограничением в пище, чем-то вроде диеты, а отнюдь не духовным занятием. Пост, не сопровождаемый сердечным сокрушением, ради которого он и предпринимается, превращается в некое физическое упражнение, принося пользу, может быть, нашему здоровью, но никак не душе.
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (ст. 16). Лицемеры соблюдают пост ради человеческой славы: они напускают на себя унылый вид, и, видя их изможденные, печальные лица, неопытные христиане начинают прославлять таких людей за их как будто бы строгий пост. На самом деле может случиться так, что человек и поститься-то не будет или станет соблюдать пост очень слабо, нерадиво, но из-за напускной печали покажется нам особенным подвижником. Некоторые настолько преуспевают в таком лицемерии, что, подобно артистам, могут изобразить из себя великих подвижников и молитвенников, на самом деле весьма мало подвизаясь. Мы должны поступать наоборот и по возможности скрывать свой пост. Если он становится виден для других против нашей воли, например, станет заметно, что мы похудели или наше лицо осунулось и мы стали более строги и серьезны, — это уже не наша вина. Мы стараемся по возможности свой подвиг утаить, но если против нашей воли что-то проникает наружу, за это мы не ответим. Человек может поститься очень строго, но только нечто малое поневоле обнаружится перед людьми. Конечно, это не значит, что мы должны на самом деле помазать нашу голову и умыть лицо, как говорится в Евангелии (см. ст. 17), ибо это образное выражение. Спаситель говорит о том, что мы должны не напускать на себя печаль, а выглядеть обыкновенно, и даже радостно и приветливо. Нужно сказать, что приветливое отношение к людям, радостное настроение — это признак присутствия в душе человека благодати. Кто искренне кается, в том начинает действовать Божественная благодать и сразу вслед за печалью возникает тихая, ровная, спокойная, неземная радость. Она поневоле будет видна на лице человека и в его поступках. Под словами «помажь голову» и «умой лице» как раз и подразумевается проявление этой блаженной, благодатной радости, которая является естественным и даже, я бы сказал, обязательным следствием истинного покаяния. Недаром великий древний подвижник и учитель преподобный Иоанн Лествичник называет покаянный плач радостотворным, то есть творящим радость.
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (ст. 17–18). Мы не должны стараться показать, что постимся, хотя невозможно и совершенно это утаить. Если кто-то постится помимо обязательных постов: Великого, Успенского, Петрова и Филиппова, он, конечно, должен утаивать свой подвиг, но общепринятые посты утаить невозможно, разве что несколько скрыть степень их строгости. Главное, чтобы мы делали это не напоказ, не для людей, а для своей души. Мы обязаны совершать добродетели, и скрыть их часто невозможно. Великий праведник святой Иоанн Кронштадтский как-то спросил у игумении Таисии, подвижницы святой жизни: «Что, по-твоему, значит давать милостыню втайне?» Она ответила: «Чтобы никто не знал». «Нет, — возразил отец Иоанн, — это значит творить ее нетщеславно, потому что если мы и утаимся от других людей, то не утаимся от самих себя, а надымаясь гордостью и высоким о себе мнением в душе, получим самый страшный вред из возможного». Странно слышать: вред, который можно получить от добродетели… Но это так. Поэтому настоящей добродетелью, будь то пост, молитва или милостыня, считается добродетель, совершенная именно нетщеславно, втайне от самого себя. Когда мы постимся ради Бога, ради прощения грехов, а не ради того, чтобы люди имели о нас доброе мнение, тогда мы получаем награду от Бога, потому что Он видит тайное, а явным как бы пренебрегает. За наше намерение совершать подвиг поста ради нашего спасения, ради Бога, а не ради людей Он воздает нам явно, но явно не перед другими, а для нас самих. Наши ближние, может быть, и не приметят, есть ли в нас благодать, появилась ли в нашей душе духовная радость, — главное, чтобы мы сами ощутили действие благодати в своей душе, очищение ее Божественным действием.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (ст. 19–20). Эти слова не означают, что где-то на небесах нам копится некая награда. Собирать себе сокровища на небе — это значит искать Божественную благодать, желать только небесного, иметь корысть, если можно так выразиться, только к духовному. Действительно, можно так сказать, что мы копим сокровища и имеем корысть. Но какую? Эта корысть заключается, прежде всего, в том, чтобы получить вечную жизнь, прощение грехов, стяжать благодать, милость Божию, близость к Богу, приобрести евангельские добродетели. Все это называется «собирать себе сокровища на небесах». Под молью, ржавчиной и ворами подразумеваются наши грехи, в особенности тщеславие и гордость, которые, подобно ворам, расхищают все доброе, душеполезное, что нам удалось стяжать, накопить. Если мы совершали добродетели ради людей, тогда все нами собранное расхищается, и в конечном счете мы остаемся пустыми.
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (ст. 21). Действительно, если мы все делаем ради Бога, спасения души, евангельской чистоты, то с Богом будет и наше сердце и мы будем думать только о небесном, вечном, совершенно пренебрегая человеческим мнением. К сожалению, в наше время грех часто почитается добром, а добро — злом, поэтому, совершая добродетели ради людей, а не ради Бога, может случиться, мы будем стараться выглядеть перед людьми добродетельными даже ценою лицемерия или греха. Таким образом, наше сердце будет на земле, с людьми, и оно будет непостоянно, ибо один человек одобряет одно, другой — другое, один хвалит сегодня это, а завтра — то. Мы никогда не найдем постоянства и, желая угождать всем, на самом деле не угодим никому и подвергнемся осуждению как от Бога, так и от людей, которым хотели польстить и перед которыми лицемерили.
Итак, будем собирать себе сокровища на небе, то есть будем думать только о небесном, и тогда там окажется наше сердце. Бог, Который, по словам апостола Павла, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), даст нам силы и возможность постоянно копить это духовное богатство, будет непрестанно утешать нас Своей благодатью и сделает нас достойными имени христиан.
Святая Церковь устроила все для того, чтобы мы готовились к вечности: для этого установлены посты, христианские праздники. Мы часто смотрим на все это как на что-то обычное, свидетельствующее о привычном ходе вещей. Нам кажется: что тут такого, все как всегда — день сменяет день, за годом идет год?.. По своей ограниченности, по немощи ума мы недопонимаем, что происходит. Каждый пост, и в особенности Великий, покаянием готовит нас к вечности. Если же мы постом пренебрегаем, проводим его нерадиво, неразумно, с тщеславием, а не со смирением — тогда мы от Бога удаляемся. Из года в год мы думаем, как бы поскорее пост кончился и мы бы радостно отпраздновали Пасху, — и забываем, что речь идет не о воздержании от скоромной пищи и приятной встрече Пасхи, а о нашем спасении или погибели. Поэтому давайте отнесемся к посту ревностно, правильно, будем поститься по-евангельски. Вспомним наших прародителей, которые из-за пренебрежения легчайшей заповедью лишились райского блаженства. Не будем пренебрегать такими простыми и легко исполнимыми делами, как воздержание от пищи и усиленная молитва о прощении грехов (что само по себе, даже без награды, радостно и приятно), не будем лишать себя надежды на вечную жизнь. Не будем уподобляться нашим прародителям в их грехе нерадения, которое привело к такому страшному исходу, но станем подражать им же, Адаму и Еве, в том покаянии, которое они имели после изгнания из рая, ибо плач стал всегдашним их спутником. Церковное предание говорит, что первый хлеб Адам приготовил, смешивая истираемые камнями зерна пшеницы со слезами. Подобно кающемуся праотцу Адаму мы тоже должны вкушать свою постную пищу, смешивая ее со слезами или, по крайней мере, с сокрушением сердечным. Тогда Господь наш Иисус Христос действительно подаст нам свою благодать и мы сподобимся чистым сердцем с верой встретить великий христианский праздник — Воскресение Христово, которое само по себе является величайшим свидетельством истинности учения Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
21 февраля 1999 года
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/pod_vp/05/2/html_...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии