О "святочных гаданиях" и картах. Диакон Владимир Василик
Святки – время между Рождеством и Крещением, – по духу и смыслу Церковного устава должны быть посвящены молитве и литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. В эти дни не совершаются браки именно потому, что верующий человек каждый день должен быть на богослужении. К сожалению, в дореволюционной России в нецерковной и неблагочестивой среде святки становились временем разгула, пьянства, обжорства. А еще – гадания.
Помните у Жуковского в "Светлане"?
Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали...
А еще у Пушкина в "Онегине:
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Может и бессознательно, но Александр Сергеевич уловил главное – лживую детскость гаданий. А образ старости, все потерявшей, но еще гадающей у гробовой своей доски, напоминает проигравшегося игрока у рулетки, который ставит последний золотой на "зеро", и, разумеется, проигрывает.
К. Маковский. Святочные гадания. 1890-е
Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. А вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М.А. Булгакова "Собачье сердце" и замечательную фразу профессора Преображенского: "Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей". То же и в жизни каждого человека, когда он, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с Промыслом Божиим (или для не понимающих этого языка – со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человеко-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы – сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив – обломков своих несбывшихся надежд.
А для верующего человека все понятно. Гадатели и вопрошатели достойны восьмого круга Дантова Ада – отделения "насильников над Божеством" (хотя, понятно, Божество не подвержено никакому насилию и давлению). Это люди, которые хотят вырвать у Бога Его тайны, украсть у Него некое тайное знание. Они вновь повторяют грех Адама и Евы и внемлют коварному шепоту змия: "И будете, как боги, познающие добро и зло" (Быт.3:5). Но, естественно, Бог ничего им не открывает, несмотря на все их потуги. Ведь "нечестивые не узрят славы Божией". И Божественного знания – тем более. Тогда вопрос – от кого у гадателей знание, если не от Бога? Ответ понятен: от обезьяны Бога, т. е. от дьявола. Гадатели внемлют духам-обольстителям, духам злобы поднебесной, в конечном счете – их хозяину, Отцу лжи, а проще говоря – Главному лохотронщику, всё наслаждение которого – обмануть, погубить, убить. Не случайно, что многие Отцы Церкви истолковывали известное место в Библии (Быт. 6:1) о союзе "сынов божиих" с "дочерьми человеческими" в контексте духовной связи женщин-гадальщиц и демонов, научивших их гаданию и колдовству. И понятной становится жесткая, но оправданная ветхозаветная норма: "Ворожеи не оставляй в живых" (Исх.22:18). Потому что их профессия – ложь и общение с демонами. И понятна судьба того, кто рискует к ним обратиться – стать бесовской игрушкой, послушным шариком в руках Главного наперсточника и погибнуть. Показательна судьба израильского царя Саула, который обратился к Аэндорской гадалке: под видом Самуила она вызвала демона, который, по видимости, верно предсказал судьбу Саула и его войска, но тем самым деморализовал их, морально разоружил и сделал все для того, чтобы сбылось его зловещее и губительное пророчество.
И не только по сути, но и по форме гадания несут в себе антихристианские смыслы. Возьмем, к примеру, карты, как инструмент гадания. Они не столь безобидны по своему виду. Из всех трех гипотез возникновения карт (китайская, египетская и европейская), наиболее убедительно выглядит европейско-оккультная, согласно которой карты появились в Европе во второй половине XIV века и связаны с еврейской каббалистической средой[1]. В этом случае все становится на место. Неслучайно масть "крести" называется также словом "треф", при этом в иудейской традиции трефной пищей называется пища нечистая. Соответственно, масть "крести", кощунственно символизирующая Крест Господень, обозначается словом, свидетельствующим об иудейском гнушении Крестом. Пики символизируют Копье Лонгина, пронзившее ребро Христово (Ин.19:34) , на что намекает и само название "пика", то есть копье. "Черви" подразумевает евангельскую губку на трости: "один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить" (Мф.27:48)[2]. Другое толкование также связано со Страстями – это пронзеннное сердце Христово. Наконец, "бубны" символизируют гвозди, которыми был распят Христос[3]. Казалось бы, что общего у ромбовидных "бубнов" с гвоздями? Ответ понятен для тех, кто видел шляпки старых дореволюционных гвоздей: они квадратные, а не круглые, как современные. Такими были и средневековые гвозди. Иудейский след присутствует и в название "козырь", что является искаженным словом "кошер", которым обозначается "чистая", ритуально приемлемая для иудеев пища.
Обратимся к названиям карт. Самой значимой картой является джокер (буквально "шут"). Но в итальянской версии он называется "дьявол" и первоначально на своем жезле он нес... человеческую голову. Слово "туз" – польского происхождения, от нижненемецкого "чорт". Показательно, что на карте туза в XVI в. часто рисовали... свинью – животное, мягко говоря, не кошерное с иудейской точки зрения[4]. Не исключено, что "дама" – это кощунственное изображение Мадонны, фактом остается и то, что часто в качестве дам рисовали библейских героинь – Рахиль, Юдифь и так далее. Наконец, среди "королей" часто изображались Давид и Соломон. По контрасту среди "валетов" (слово "валет" означает буквально "слуга, холоп") изображался рыцарь Ла Гир по прозвищу "Сатана".
Неслучайно вскоре карты стали подвергаться запретам и преследованию в силу их явной связи с кощунством и нечистой силой. Сами оккультисты признают как оккультный характер т. н. карт таро, или египетских карт, так и связь с ними карт обычных. Вот лишь некоторые красноречивые цитаты с оккультистских сайтов:
"Историю происхождения игральных карт часто рассматривают вместе с историей колоды Таро (или Тарот).
Таро представляет собой колоду из 78 карт с разнообразными рисунками на них. Колода разделена на 2 части, большая из которых состоит за 56 карт, называемых малыми картами, и другая часть – из 22 карт, называемых главными (или старшими) картами, а также – Арканами.
Малые карты в количестве 56 делятся на четыре масти, каждая из которых состоит из 14 карт, весьма похожих на современные игральные карты.
Четыре масти – Скипетры (палки, жезлы), Мечи, Чаши и Пентакли (Монеты, Динарии). Тарологи обычны приводят следующее соответствие этих мастей мастям игральных карт. Скипетры – крести, Мечи – пики, Чаши – черви, Монеты – бубны.
Каждая масть состоит из десяти карт от единицы (Туза) до десятки, а также четырех ролевых карт – Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа.
Арканы состоят из 21 пронумерованной карты и обычно идут в таком порядке: 1 – Маг, 2 – Папесса (Жрица), 3 – Императрица, 4 – Император, 5 – Папа (Жрец), 6 – Влюбленные, 7 – Колесница, 8 – Справедливость, 9 – Отшельник, 10 – Колесо Фортуны, 11 – Сила, 12 – Повешенный, 13 – Смерть, 14 – Умеренность, 15 – Дьявол, 16 – Башня (Молния), 17 – Звезда, 18 – Луна, 19 – Солнце, 20 – Суд, 21 – Мир. Ненумерованная карта называется Шут (Дурак).
Карты как таковые принято считать Западной эзотерической традицией, поскольку первые колоды (точнее – первые упоминания о них в документах) стали появляться в Европе в средние века....
"Масти игральных карт, а также ролевые карты можно найти в теориях Г.И.Гурджиева. Примечательно, что самый загадочный исследователь Востока (главным образом, суфийских традиций, религиозно-мистического течения ислама), принесший многие тайны восточной мудрости на Запад, использует игральные карты для описания своей системы, которую он назвал "Модель судьбы". Согласно Г.И.Гурджиеву, человек состоит из трёх Центров. Это Интеллектуальный центр (ум, интеллект, мышление) – ему соответствует масть бубен, Эмоциональный центр (эмоции, настроение, сердце) – ему соответствует масть черви, Физический центр (тело) – ему соответствуют масть пики (движение тела) и масть треф (инстинкты, рефлексы тела).
В сравнении с картами Таро современные игральные карты представляют собой меньшую колоду Таро, из которой убран Паж или Рыцарь, в результате чего в каждой масти осталось по 13 карт. Даже в такой усеченной форме карты представляют огромную символическую важность, поскольку принятое их деление соответствует числу времен года. Два цвета – красный и черный – представляют два главных сезона года, когда солнце на севере от экватора и когда оно на юге от экватора. Четыре масти представляют четыре времени года. Двенадцать ролевых карт (короли, дамы и валеты в каждой из четырех мастей) представляют знаки зодиака, построенные по триадам"[5].
Думаю, для читателя достаточно, чтобы понять: игральные карты неразрывно связаны с оккультизмом и всякой бесовщиной.
Из русских законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 года, которое предписывает с игроками в карты поступать, "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 года введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717 году игра в карты воспрещается под угрозой денежного штрафа. В 1733 году для рецидивистов определена тюрьма или батоги. К сожалению, при Екатерине ΙΙ карты практически прижились в России. С соответственными последствиями – бесчисленными низостями помещиков по отношению к крепостным (проигрыши в карты живых людей и целых семей), разорениями и самоубийствами.
Поэтому, дорогие читатели, если вам предложат погадать в карты, остановитесь и подумайте: с кем Вы – со Христом или с сатаной.
[1] Chatto V. Origin and history of playing cards. London, 1848.
[2] J. В. Thiers. Traité des jeux. Paris, 1686.
[3] Senger. Researches into the history of playing cards. London, 1848.
[4] Lehrs. A, 1885.. Die ältesten deutschen Spielkarten des Königlichen Kupferstichkabinetts zu Dresden. Leipzig
[5]http://www.ordenmagov.ru/pages/stati/ik_5.php
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии