О свободе после грехопадения. Митрополит Климент (Капалин)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Рай

Православие, католицизм и протестантизм по-разному оценивают влияние адамова греха на человеческую свободу. Разберем этот вопрос, ведь из ответа на него станет понятно, каким путем человек может вернуться к райскому богообщению.

Протестанты считают, что грех Адама раз и навсегда убил свободу человека, полностью лишил его способности делать добро. После изгнания из рая люди абсолютно неспособны ни к чему доброму. Единственное, что они могут сделать для своего спасения, — это поверить во Христа и принять Его как Спасителя. Таким людям прощаются все грехи: и уже сделанные, и те, которые они совершат в дальнейшем. При этом сам человек не меняется, он не должен прилагать усилия стать лучше. Любой грех после Крещения ему просто не вменяется в грех, ибо, по мнению протестантов, Жертва Христова способна смыть любое человеческое зло.

Протестанты стараются, насколько могут, вести добродетельный образ жизни. При этом каждый из них считает себя святым. «Я свят не своей, а Христовой святостью, но я святой, — всегда скажет любой из них. — Христос считает меня святым, несмотря на то, что в жизни я согрешаю». Как видим, протестантизм сводит все к юридическим отношениям между человеком и Богом. У каждой стороны есть обязательства перед другой: один хранит веру, другой — Бог, прощает ему грехи за то, что тот в Него верит.

Православное учение признает, что каждый совершенный христианином грех нуждается в осознании, покаянии и преодолении его последствий. Ведь они вредны для самого согрешившего, потому что любой грех — это разрыв нитей отношений человека с Богом. Для восстановления поврежденного грехом богообщения человеку нужно, чтобы Господь не только простил ему грех, но и помог избавиться от греховной зависимости.

Католицизм в отличие от православия утверждает, что в результате грехопадения не человек из-за своего поступка отпал от Бога, а напротив — Господь в гневе удалил человека, покинул его. При этом Бог отнял у него дар «сверхъестественной праведности», «сдерживавший» те противоречия между душой и телом, которые согласно католическому вероучению изначально присутствовали в природе человека. После грехопадения Адам остался с теми естественными способностями, с которыми он был создан, но вне Бога. Следовательно, человек свободен по-прежнему. Так что католики считают, что согрешивший после Крещения человек должен искупить свой грех раскаянием и добрыми делами.

Но если с точки зрения православия добродетели направлены на очищение души кающегося, и они только средства приближения человека к Богу, то с точки зрения католицизма добродетель механически компенсирует (покрывает) грех. Как по приговору суда правонарушитель должен отработать на общественно-исправительных работах определенное время, так и согласно католическому учению человек, совершивший грех, должен соразмерно согрешению упражняться в добродетелях, которые изменяют отношение Бога к нему. Таким образом, и в католичестве мы находим юридический подход.

Католики ведут подсчет, чего у человека больше — грехов или добродетелей. Отсюда у них возникли такие надуманные представления, как учение о «сверхдолжных» заслугах святых и понятие о чистилище. В него, по их воззрениям, попадают люди, которые при жизни раскаялись в согрешении, но не принесли за него подобающего удовлетворения Божественной справедливости. Они не заслужили ни ада, потому что раскаялись, ни рая, потому что не искупили свою вину перед Богом. Такие люди до времени претерпевают мучения в чистилище.

Итак, протестанты считают, что даже после Крещения человек абсолютно не способен к добру и Господь прощает его по вере, независимо от совершенных им дел. Католицизм говорит, что человек может совершать добродетельные поступки, чтобы заслужить прощение, и даже превысить меру своих грехов и приобрести таким образом «сверхдолжные» заслуги перед Богом. Православие в этом вопросе держится золотой середины. Оно признает, что грех серьезно повредил способность человека к добру, но не уничтожил ее окончательно. И в падшем состоянии человек способен творить не только зло, но и добрые поступки, которые являются средством достижения праведности. И ценность добрых дел определяется не их количеством, а внутренним состоянием человека при их совершении.

В поведении человека добро неизбежно смешано со злом, но при намерении человека выполнить волю Божию, при его стремлении к добру ему помогает Сам Господь. Как пишет блаженный Диадох Фотикийский, насколько простирается произволение человека, настолько оно укрепляется благодатью Божией. Слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), — означают, что поскольку сам человек находится в падшем состоянии, то, желая сотворить добро, он должен обращаться за помощью к Богу. Такого человека Господь не оставит без Своего содействия. Только непрестанно прилагая усилия, и при содействии Божественной благодати человек может совершенно измениться и стать наследником Царства Божия.

vm.ru