О СТАРЦАХ И ТРУДНОСТЯХ ПЕРЕВОДА. Сергей Комаров
Какой православный не ищет духовного совета, устного или письменного? Особенно дорога нам беседа со святым человеком, со старцем. Таких встреч ищут все. Но мы порой не задумываемся о том, что можно неправильно понять слова святых людей. Даже в том случае, если наставление будет адресовано лично нам и мы будем уверены, что вполне его уразумели.
Священное Писание дает множество таких примеров. Например, Христос учит апостолов: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). Они говорят в себе: это значит, что хлебов мы не взяли (Мф.16: 7). И только после разъяснения Господа они узнают, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф. 16: 12). Закончив цикл притч о Царствии Небесном, Христос спрашивает учеников: поняли ли вы все это? (Мф. 13, 51) Ученики отвечают: так, Господи! (Мф. 13, 51) Но последующие события показывают, что они ничего еще не поняли о Царстве.
В данном отношении показательна история Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла. Поводом к написанию письма стал дошедший до апостола слух, что христиане Фессалоник, прочитав Первое послание Павла, начали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2: 1–2). Слова Первого послания: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (1 Фес. 4: 15) были поняты в том смысле, что сам Павел надеется дожить до Второго Пришествия, которое уже очень близко. Такие мысли породили панику среди фессалоникийцев. Люди бросали все свои дела, суетились, не будучи в состоянии продолжать нормальную человеческую жизнь. Узнав об этом, апостол написал Второе послание, где с максимальной точностью пояснил свою позицию.
Подобный случай упоминает Павел и в послании к Римлянам. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим. 3: 8). Получается, некоторые ошибочно уразумели учение апостола о промысле Божием. Например, рассуждая о законе и благодати, Павел говорил: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Что это значит? «Закон дал бесчисленные заповеди, а так как люди преступили их все, то грех и умножился… Закон послужил дополнением осуждения, а благодать умножением дара»[1], – толкует Златоуст. Но некоторые поняли эти слова так: «если мои грехи и неверие понуждают Бога явить Свою славу в явных свидетельствах истинности христианства, за что меня судить? Через мое зло рождается добро». Конечно же, Павел не мог не опровергнуть такое нелепое понимание его проповеди.
Каждый понимает в меру своего духовного состояния и образованности
Заметим, что и сегодня учение Христа и апостолов продолжает рождать множество вариантов прочтений, вплоть до самых нелепых. Библия одна, но толкований тысячи. Почему? Потому что каждый понимает в меру своего духовного состояния и образованности.
Точно так же, в меру своего развития, люди переваривают и советы старцев. Недавно я узнал про один случай, связанный с одесским старцем Ионой (Игнатенко). Некая женщина подвела к старцу под благословение двух малолетних дочерей. Отец Иона благословил их и между прочим сказал: «Тяжело им будет в школе». Эти слова прозвучали как случайные и, скорее всего, таковыми и были. Но догадайтесь, как восприняла эту реплику мать дочерей? Она не отдала детей в школу. Девочки учились дома и ходили только в воскресную приходскую школу раз в неделю. Когда я услышал эту историю, детям было уже 17–18 лет, социальных навыков общения они не имели, о поступлении в высшее учебное заведение не могло быть и речи. А мать не осознавала своего преступления, считая, что поступила по наставлению старца...
Еще один случай произошел со знакомым верующим. Он был на исповеди у известного старца и задал ему прямой вопрос: как спастись? То есть не как спасаться вообще, а как спастись лично ему, исходя из его ситуации. Старец ответил, дав несколько точных и ясных рекомендаций. Знакомый вышел из монастыря, размышляя над сказанным. Зазвенел мобильный, он отвлекся на минуту, затем вернулся к своим мыслям и вдруг понял, что… забыл слова духовника! Прошло уже много лет, и он так и не может вспомнить их, хотя память у этого человека прекрасная. Почему так произошло? Скорее всего, потому, что он духовно не был готов ни к беседе со старцем, ни к тому, чтобы верно воспользоваться его указаниями.
Все мы в большей или меньшей степени страдаем дефектом слышания. Упорно ища старческого совета, мы часто не отдаем себе отчета, что будем делать с ним и насколько правильно его поймем.
Вспоминаю и себя, как, едва только придя в Церковь, начитался книг об Иисусовой молитве и пришел к довольно хорошему и мудрому духовнику с самыми что ни есть исихастскими вопросами. Вызывая в памяти эту картину, одновременно и стыжусь и смеюсь. Стоит перед уставшим, измотанным священником парень в рваных джинсах и футболке «Металлика» и спрашивает: «Где держать ум при Иисусовой молитве – в центре сердца или в верхней части груди?» А за ним – огромная очередь людей на исповедь, со своими бедами и подлинными, серьезными вопросами. Добрый батюшка (о, дорогие наши, терпеливые и смиренные отцы!) деликатно ответил: «Я могу сказать тебе, где держать ум, но – кто поручится, что ты меня правильно поймешь?» И посоветовал почитать что-нибудь попроще…
Преподобный Паисий Святогорец в своих беседах приводил очень удачный пример, подходящий к нашей теме. Если мы хотим послушать ту или иную радиопередачу, мы настраиваем радиоприемник на определенную волну. Если частота найдена неточно, звук будет транслироваться с искажениями, хотя сам источник работает правильно и передает чистый радиосигнал. Так и человек, внимающий истине, может воспринять ее неверно, если он не настроился в точности на «волну» Духа Святого.
Можно найти каких угодно авторитетных духовников и старцев, но без этой «настройки» на необходимую «частоту» их речи могут быть для нас безрезультатны. Отцы будут увещать нас, но мы их не услышим. Точнее, не расслышим. Потому что общий путь спасения – пост, молитву, изучение Евангелия, жизнь по заповедям, борьбу со страстями – никто не отменял, но идут по этому пути немногие. Старцев ищут сотни тысяч, а жить по-евангельски решаются единицы. Мы рискуем не расслышать слов духовных людей, потому что говорим с ними на различных языках, живем иной жизнью и мыслим совсем по-другому. Но следует нам только «настроиться» на частоту евангельской жизни, как вопросов станет гораздо меньше. А может быть, они и совсем уйдут.
Поэтому и говорит нам Христос: Наблюдайте, как вы слушаете (Лк. 8: 18). Ему вторит апостол Павел: Мы должны быть особенно внимательны к слышанному (Евр. 2: 2). Услышал – потрудись, чтобы понять. Получил совет – удостоверься, что ты его правильно расслышал. А самое главное – «настраивайся на волну». Иначе все старцы, все разговоры, все книги, да и само Евангелие ничем не смогут нам помочь.
[1] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на послание апостола Павла к Римлянам. Глава 5, стих 20. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:rim:05:20
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии