О СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Об идолах наших предков и об идолах наших  современников  — игумен Маркелл (Павук).

Нам трудно представить, что более тысячи лет тому назад, а точнее — до 988 года, здесь, на киевских горах, вместо храмов стояли идолы. Им наши предки поклонялись, а иногда даже приносили человеческие жертвы. Трудно понять психологию язычников: чем они жили, что переживали. Однако, нам важно это осмыслить, потому что под сильным воздействием современной культуры и СМИ ныне многие люди, незаметно для себя, вновь превращаются в язычников. Пожалуй, лучше всего чувства и переживания человека-язычника отображает нынешнее евангельское повествование.
Итак, ко Христу подошел один человек и спросил: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Христос же ответил ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19,16-26).

Трудно ли войти в Царство Небесное? Об идолах и богатстве

Обычно при разъяснении этого евангельского места особое внимание обращают на слова Спасителя: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Да, действительно, здесь это ключевые слова. Но о чем они говорят?
Если понимать их лишь буквально, то у нас возникнет такое же недоумение, какое возникло у апостолов. Мы знаем многих святых мучеников, преподобных, святителей, которые, несмотря на свое великое богатство, спаслись. И не только сами спаслись, но и стали для многих людей образцами добродетельной жизни, поскольку причислены Церковью к лику святых.
По-видимому, под богатством Спаситель имеет в виду не одно материальное изобилие. Под богатством, и так думают многие святые отцы, Спаситель имеет в виду любую вещь, которая для человека становится настолько важной, что она занимает в его сердце все место. В таком сердце не находится места для Бога и других людей. Русское слово "богатство" лучше всего передает эту мысль. Своего рода богом для человека может стать самая пустячная вещь. Например, древнегреческий философ Диоген жил в бочке. Это была его единственная собственность. Но он кичился своим разумом и своей добровольной нищетой, с гордостью поучал других людей, а потому он не смог познать Единого Истинного Бога.

О кумирах и идолах современных людей

Многим молодым людям, похожим на евангельского юношу, мешает принимать в свое сердце Бога множество кумиров, к которым они в силу своей молодой, страстной, горячей натуры всей душой пристрастились. Это могут быть музыканты, спортсмены, общественные деятели, друзья и т.д. Для многих людей сейчас идолом становится политика. Для кого-то это могут быть его дети, для кого-то — домашние животные. Для многих людей таким идолом становится их работа или телевизор.
Глядя на то, что в воскресные и праздничные дни в храмах людей не так уж и много, можно сделать вывод, что большинство людей, как и в древности, но в более цивилизованной форме, занято воскурением фимиама перед своими божками (идолами). Им некогда идти в храмы Божии.

Так кто же может спастись? 

Такой вопрос задали Спасителю апостолы. На это Он ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». То есть без Божией помощи невозможно обратить всех этих людей к Богу.
У нас всех есть родные, близкие, друзья, которые из-за своих пристрастий не могут прийти к Богу. Они не молятся и не ходят в церковь. Как их обратить на путь спасения?  Ныне из Евангелия мы получаем четкий ответ: их может обратить лишь Сам Господь Бог. Мы можем лишь способствовать этому своей молитвой за них, своей ненавязчивой проповедью, своими добрыми делами.
Слава Богу, ныне на киевских горах возвышаются не языческие идолы, а храмы Божии. Но, как мы видим, большинство людей из-за пристрастия к своим божкам не находит к ним дорогу. Будем усердно молиться за них, чтобы Господь просветил их мысленные очи, чтобы они познали  Единого Истинного Бога и наследовали Царство Небесное.

http://pravlife.org/content/o-sovremennom-yazychestve