О смысле и значении церковных треб

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иконостас

В нашей обители, как и во всех православных храмах, ежедневно принимают требы или, иначе говоря, просьбы о молитвах. Но не все прихожане знают, как просить помощи Божией в тех или иных ситуациях.

Совершение треб имеет самое непосредственное отношение к богослужению. Богослужение в нашей Церкви разделяется на общественное и частное. Первое, то есть общественное, охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвуют все члены Церкви, собираясь ради этого в храмы. В центре общественного богослужения стоит Божественная литургия, или Евхаристия. Все другие службы: вечерня, утреня, часы — духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное включает в себя некоторые Таинства и обряды Церкви, например, Таинства Крещения, Венчания, Соборования, а также молебны и панихиды. Эти службы не входят в ежедневный богослужебный суточный круг, а совершаются тогда, когда у христиан возникает в них нужда. Во время этих служб священник просит благословения и помощи от Бога для конкретных людей, чтобы содействовать их духовному обновлению, призвать милость Божию.

Теперь скажем подробнее о литургии. Литургия есть таинство. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится бескровная Жертва за спасение людей. Поэтому молитва за литургией имеет наибольшую силу, и прихожане чаще всего подают записки с именами своих близких для поминовения именно за этим богослужением. Можно подавать записки на проскомидию или заказывать заказную литургию. В чем разница? Проскомидия — это начальная, тайная часть литургии, она совершается в алтаре во время утрени или часов. На проскомидии происходит приготовление хлеба и вина, которые затем на литургии будут пресуществлены в Тело и Кровь Христовы. Для проскомидии употребляется пять особых больших просфор. На дискос помещают вынутые частицы из этих просфор. Затем священником вынимаются частицы из маленьких просфор. В это время и читаются заказанные проскомидии. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: „Помяни, Господи, (и произносится написанное нами имя)“. Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Частицы, вынутые из просфор за тех, чьи имена поминались, на литургии находятся возле пречистого Тела Господня. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон влагает в Потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: „Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде, Честною Твоею Кровию“. Вот что значит поминовение за проскомидией. С этой требой связана и еще одна – сорокоуст. Сорокоуст — это поминовение на проскомидии в течение сорока дней.

Если же вы заказываете за кого-то заказную литургию о здравии или упокоении, это значит, что этого человека священник будет поминать, кроме проскомидии, еще в течение самой литургии, читая особую молитву. Может быть заказана литургия с прошениями (допустим, о помощи Божией, об умножении любви или о недужных). Конечно, важно помнить, что проскомидию, сорокоуст и заказную литургию как о живых, так и об усопших, можно заказывать только за крещеных православных христиан, которые не пребывают в смертных грехах.

Всякий раз, когда мы служим литургию с прошением, мы руководствуемся каким-либо отрывком из Священного Писания. Список треб — это не просто сборник проблем, с которыми мы сталкиваемся. Все прошения опираются на слова или действия Спасителя. Если Господь целил, значит, мы просим о нашем исцелении, если Господь помогал путешествующим, то мы обращаемся к Нему, готовясь к путешествию, и так далее. Если мы откроем иерейский требник, где собраны прошения, то увидим, что прошений очень и очень много.

Я как служитель алтаря могу сказать, что есть такие прошения, которые заказывают, может быть, один раз в год…. Например, прошение об умирении кровопролития. Всякий раз, когда происходит какое-то кровавое событие, люди могут заказать специальное прошение, обращенное к Богу, о помощи в этих страшных обстоятельствах. В таких случаях заказывают чаще всего родственники, матери тех воинов, которые там могут оказаться.

Уже несколько лет люди очень часто заказывают литургию с прошением о путешествующих по воздуху. Несколько лет назад был у нас такой интересный случай. Заказали литургию о призывании Божией помощи путешествующим по воздуху. И так получилось, что этот листочек с прошением где-то затерялся. Обнаружили его через два часа, быстренько принесли в алтарь, и батюшка помолился. Через некоторое время прихожанин, за которого молились, вернулся из путешествия и пришел к этому самому батюшке. И рассказывает: «Вот удивительное дело. Я помню о том, что я заказал литургию о помощи при полете, и я точно знаю, что как раз тогда, когда самолет поднимается, начинается служба. Очень удачно, как мне казалось: начнется служба, и я полечу. Но тут вдруг самолет вышел на взлетную полосу, остановился — и повернул обратно. Так повторилось несколько раз. Я думаю: „Как же так? Ведь молятся — и вдруг какие-то неполадки“. И только через два часа мы вдруг очень легко полетели, и очень хорошо прошел полет». А батюшка вспомнил, что как раз через два часа мы и начали молиться.

В последнее время к нам часто обращаются люди с просьбой помолиться о недужных, а также о помощи Божией при хирургическом вмешательстве. То есть существует молитва просто о недужных, а также о недужных, которым предстоит операция. В этом прошении призывается помощь Божия прежде всего хирургу: еже управити ум и руку раба Твоего лекаря, да нужную хирургию сотворит благополучно. Если этот хирург нам знаком, и мы знаем, что он крещен, то хорошо упомянуть еще и его имя. Как правило, прихожане дают имя не только самого недужного, но и имя хирурга. И мы знаем, что иногда происходят, можно сказать, настоящие чудеса, которые свидетельствуют о том, как действенна эта молитва. Например, не так давно, около года назад, одна прихожанка рассказывала, что ее племянник находился в реанимации в тяжелом состоянии, в коме. Врачи никаких благоприятных прогнозов не давали. Она заказала требу «о недужных», и на следующий день у племянника восстановилась речь и все функции организма. И его вскоре выписали из больницы, так что через несколько дней он сам пришел в храм благодарить Господа. Этому чуду были удивлены даже врачи – реаниматологи.

Также одно из самых востребованных прошений – это прошение о призывании Божией помощи в начале всякого доброго дела. И Священное Писание, и святые отцы учат нас, что всякое дело необходимо начинать с молитвы и творить это дело во славу Божию. Даже если это, по видимости, просто какое-то житейское дело – и оно тоже может быть посвящено Господу. Поэтому мы и просим у Бога помощи в начале этого дела. Например, человек ищет работу. Как он может посвятить это дело Богу? Он стремится найти такую работу, с помощью которой он сможет служить ближним, исполнять свой долг по отношению к своей семье, то есть исполнять заповедь Божию о любви. И в то же время эта работа должна быть не во вред его душе, его спасению. Вот об этом человек и просит помолиться, он через молитвы Церкви просит помощи Божией в этом добром деле – поиске работы. У нас был такой случай. Одна раба Божия заказала литургию о призывании помощи Божией, потому что потеряла работу и несколько месяцев никак не могла устроиться вновь. И буквально через несколько дней ей позвонили с предложением о хорошей работе, что было для нее большой радостью.

Очень востребовано у нас прошение об умножении любви, искоренении ненависти и всякой злобы. Чаще всего это прошение заказывают, когда возникают какие-то недоразумения в семье, ссоры, обиды. Как в этом случае поступить по-христиански? Самое верное средство – это молиться самому, участвовать в Таинствах и попросить Церковь молиться о том, чтобы Господь умирил те страсти, которые бушуют в нас. Призвать имя Божие, которое вселяет в нас терпение к ближнему, снисхождение, напоминает о любви, с которой начинается наша семейная жизнь. Все это вкупе очищает наш разум, дает возможность выйти из жизненных обстоятельств, которые привели нас к конфликту, по-евангельски, богоугодно. Такие прошения можно заказывать не только при тяжелых обстоятельствах в семье, но и при нестроениях на работе, конфликтах с друзьями и так далее. Тем паче, когда на Церковь Божию, членами которой мы являемся, воздвигаются гонения.

Прошение об умножении любви, искоренении ненависти и всякой злобы нужно отличать от прошения «о ненавидящих и обидящих нас». Если мы терпим какие-то неприятности, обиды от тех людей, которые находятся с нами рядом, то мы не должны отвечать им злом на зло, но стараться молиться о них, чтобы Господь вразумил их, смягчил их сердце. Любовь к врагам, молитва о них — это отличительная черта подлинного христианства. И это есть заповедь Самого Господа Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Когда мы заказываем литургию с прошением «о ненавидящих и обидящих нас», то указываем не свои имена, а имена тех людей, от которых нам приходится терпеть обиды. Однако поскольку треба эта особая, чтобы ее заказать, важно учитывать все обстоятельства, и лучше перед тем, как заказать эту требу, посоветоваться со священником, получить его благословение.

Есть еще одна распространенная треба. Церковь всегда, с первых веков, молилась о братьях наших, в узах заключенных. Это прошение сохраняется до сих пор. Каждый человек имеет возможность помолиться о своих близких, оказавшихся в этих обстоятельствах. Прав был человек или не прав, но в данный период времени он находится в стесненных обстоятельствах, терпит скорби. И эти скорби, с одной стороны, могут ожесточить человека, и тогда годы, которые он проведет в тюрьме, не принесут ему пользы. С другой стороны, эти обстоятельства могут привести его к покаянию, исправлению, и человек выйдет из этих мест совершенно иным, нежели он туда вошел. Поэтому об этих людях нужно молиться, чтобы они не ожесточились своей душой.

Еще одно прошение, которое предлагается в храме на требах — это благодарственное прошение. Это очень важная треба! Как правило, мы обращаемся к Богу в своих нуждах, тогда, когда сталкиваемся с проблемой, когда чувствуем свою немощь, недостаток своих сил и возможностей. К сожалению, когда мы получаем помощь, то не всегда помним о благодарении. Но мы должны благодарить Господа всегда и за всё. Один духовно опытный русский старец, живший на Афоне, давал интересный совет греческим монахам, которые приходили к нему. Он плохо знал греческий язык и говорил очень просто. «Вот смотри. "Господи, помилуй!" стоит сто драхм. "Слава Тебе, Господи!" – стоит тысячу драхм». Этими немногими словами он пытался показать, как важно славить Господа и благодарить Его и что жизнь наша наполняется радостью от славословия Господа.

Теперь поговорим с вами о частном богослужении. Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так и в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, по обстоятельствам. К таким богослужениям относятся, прежде всего, молебны. Наиболее распространены общие молебны — просьбы о помощи ко Господу и святым, молебны об исцелении недугов, помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов — особых умилительных молитвословий Господу, Богородице или угодникам Божиим. Часто заказывают молебны определенным святым, например, в житейских нуждах – святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунтскому, блаженной Ксении Петербургской. В болезнях – великомученику Пантелеимону, о помощи в учении – преподобному Сергию Радонежскому, праведному Иоанну Кронштадтскому. Такая традиция связана с событиями из житий тех или иных святых и чудесными случаями, которые совершались по их молитвам. Но, конечно, любому святому можно молиться в любых обстоятельствах. Святые близки Господу и всегда слышат наши молитвы, с какой бы просьбой мы к ним не обращались.

Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартиры, автомобиля. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих. Освященную воду потом понемногу пьют натощак с молитвой, в особенности во время болезни или в трудном душевном состоянии.

К частным богослужениям относятся также такие Таинства Церкви как Крещение, Венчание, Соборование. Таинства — это дар Господа нам. Они называются таинствами потому, что в них непостижимым для человеческого разума образом происходит исцеление души от греха, благодать Святого Духа проникает в человека и питает душу, залечивает всю душевную скорбь и укрепляет дух. Принимая участие в Таинствах, мы должны стараться удержать полученную благодать, должны исправляться, понуждать себя к тому, чтобы не повторять греховные проступки. И постепенно раз за разом, год за годом, человек становится чище, радостнее, свободнее в своем стремлении к Богу.

Немного подробнее о самом понятии Таинства. По своей природе Таинства — это благодатные дары Духа Святого, преподаваемые верующим в Церкви с помощью особо учрежденного богослужения. Таинство — это священное действие, через которое тайным образом действует на человека спасительная сила Божия. Хотя благодать Божия действует во всем мире — «Дух дышит, где хочет» — но с особым изобилием, именно как дар, она ниспосылается в Таинствах Церкви. Особо следует подчеркнуть, что все Таинства — это именно дары милости Божией, изливаемые на нас не за наши заслуги, а единственно по любви Божией к нам. Действенность Таинства также не зависит от личных качеств священнослужителей, потому что Таинство по сути совершается не человеком, а Господом. Естественно, что к Таинствам Церкви допускаются только люди сознательно верующие и воцерковленные, т. е. выполняющие установления Церкви.

К частным богослужениям также относятся заупокойные службы: чин погребения и панихида. В этих службах мы с надеждой просим о загробном блаженстве для наших близких, зная, что у Бога все живы.

Итак, мы поговорили с вами о богослужении общественном и частном, сказали о том, что такое требы. Заказывая требы, будем помнить, что Господь всегда отвечает на нашу молитву, но не всегда отвечает тут же. Ведь то, что легко дается, мало ценится. Господь говорит в Евангелии: «Стучите, и отворят вам». Он не говорит: «Постучите один раз», а именно: «Стучите». То есть нам нужно молиться с терпением и верой, что Господь подаст нам всё действительно нужное. С другой стороны, важно молиться о том, чтобы над нами совершилась воля Божия, чтобы Господь всё совершил так, как будет лучше всего и для нас, и для наших ближних. Будем благодарить Господа за то, что у нас есть возможность молиться, приходить в храм. Сама по себе молитва, разговор с Богом – это великое благо. Один старец так поучал: «Бог дал нам право говорить с Ним, просить Его, как дети просят Отца. Это самая великая честь для нас!» И конечно, прежде всего необходимо нам молиться о помощи в духовной жизни, о том, чтобы пребывать в добродетелях и уже только потом – о помощи в житейских делах. Истинное счастье и покой мы обретаем не тогда, когда у нас внешне всё хорошо, а тогда когда мы исполняем заповеди Божии, когда наше сердце очищается от греховных страстей, когда мы внутри себя обретаем Царство Божие. Поэтому Спаситель говорит нам в Евангелии: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам».

http://www.sestry.ru/church/content/life/events/91