О смыслах и бессмысленности. Ольга Кравец

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В последнее время на Украине появилось несколько новых политических трендов. Пожалуй, основной – использование армии, «нацгвардии», «правосеков» и прочих формирований против мирного населения своей же страны, объявленного террористами и сепаратистами. Наряду с трендом «антитеррористической операции» накануне выборов 25 мая в ходу был «созыв круглых столов национального единства», на которых это самое единство, тем более национальное, никак не было представлено и не проявилось. После выборов стали повсеместно твердить об «успешном проведении финальной стадии антитеррористической операции», «победно» рапортуя об уничтожении (убийстве) десятков и сотен граждан Украины.

* * *

К категории столь же сомнительных мероприятий можно отнести и собрания такой откровенно либеральной, чтобы не сказать экуменической, организации, как Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций. В последние трагические полгода заседание его проходили часто. Не так давно в Киеве состоялось очередное заседание «религиозного» круглого стола. Тема, казалось бы, более чем актуальная: «Что может сделать церковь в нынешней социально-политической ситуации на Украине?» Проводился он Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций, Украинским центром экономических и политических исследований им. А. Разумкова, а также представительством Фонда Конрада Аденауэра на Украине.

Данное мероприятие явилось продолжением проекта «Религия и власть на Украине: проблемы взаимоотношений», реализуемого на Украине с 1996 года.

Традиционно на таком (совместном) заседании приводятся результаты социологического мониторинга. «Интерфакс-религия» опубликовало некоторые данные из итогов опроса, которые не могут не радовать: на Украине за год количество верующих увеличилось на 11%. И жители страны среди общественных и политических институтов более всего доверяют церкви. На этом хорошие новости об этом «религиозном» круглом столе заканчиваются.

* * *

Когда читаешь эти материалы, возникает некоторое, мягко говоря, недоумение по поводу того, что именно подразумевают авторы доклада центра Разумкова под самими понятиями «Церковь» и «общество».

В первых же строках первого раздела под названием «Социально-политический конфликт – угроза целостности Украины и украинского общества» читаем: «В событиях на Майдане Церковь фактически стала на сторону украинского общества, которое прибегло к массовым акциям гражданского сопротивления. Выступления в поддержку действий власти и тогдашнего президента В.Януковича раздавались лишь со стороны отдельных иерархов. В целом Церковь решительно осудила применение силы против мирного Майдана. Монастыри и храмы Киева предоставили убежище, защиту и помощь участникам протестов».

Давайте сразу укажем на то, что эти маститые ученые и религиоведы произвольно применяют слово «Церковь». Укажем и на то, что УПЦ МП стоит на позициях абсолютного невмешательства в политический конфликт на Украине, что неоднократно подчеркивалось в заявлениях и обращениях священноначалия и Синода.

Кто же эти «отдельные иерархи», которые публично выступали в защиту В.Ф. Януковича? Нам они неизвестны. Именно потому, что Украинская Православная Церковь Московского патриархата не участвовала в событиях на «евромайдане». В отличие от униатов и раскольников-филаретовцев, чьи монастыри и храмы опекали майдановцев настолько, что под стенами Михайловского монастыря даже разливали по бутылкам печально знаменитые коктейли Молотова. Да и в отношении украинского общества, прибегшего к этим самым акциям, тоже сплошное недоумение – ведь далеко не все поддержали «евромайдан». Да и православных там было явное меньшинство, основной костяк - униаты со своими «душпастырями».

Известен и результат: госпереворот, катастрофический раскол общества, переросший в раскол государства и гражданскую войну.

«Таким образом, - почему-то радуются социологи, - Церковь в событиях Майдана обнаружила себя как мощный и целостный институт гражданского общества, способный защищать интересы граждан от своеволия власти». Плюс ко всему, оказывается, этот тезис подтверждают и данные социологических исследований: «Подавляющее большинство (74%) украинских граждан уверено в том, что “Церковь всегда должна становиться на сторону людей и защищать их от своеволия власти”, и только 7% считают, что “в общественно-политических процессах Церковь должна защищать в первую очередь власть, потому что “нет власти, которая не от Бога ”».

Получается, что сегодня церковь должна быть всецело на стороне Юго-Востока Украины, потому что здесь народ восстал именно против того самого «своеволия власти». Или на востоке и западе Украины живут не одинаково равноправные граждане?

* * *

Что именно подразумевается под понятием «Церковь» становится ясно из раздела «Религия и Церковь в украинском обществе: социологическое исследование». Оказывается, сегодня, согласно приводимым данным, среди православных (70% по опросу) большинство составляют сторонники «УПЦ-КП» – 22%. Верующих УПЦ (без указания патриархата) – 17%. Кто это такие – остается только гадать и удивляться. Куда же делась УПЦ МП на Украине? В прошлом году, по данным этого же центра, «филаретовцев» было 18%, православных 20%, в 2010 году – 15% и 24% соответственно.

Вывод, казалось бы, на поверхности – «свидомисть» украинских верующих растет год от года, а после «евромайдана» и во время «российской агрессии» особенно. Но, как известно, диавол кроется в деталях.

На 25 странице материалов приводится диаграмма результатов опроса о целесообразности существования «украинской поместной церкви».

При этом сначала опрашиваемым было предложено ответить на вопрос «Если Вы согласны с необходимостью существования на Украине государственной церкви, то какая церковь должна приобрести такой статус?».

Респонденты в предложенных вариантах ответов указали, что такой церковью должна быть «Украинская православная церковь» (41,8%), «Украинская православная церковь - Киевский патриархат» (24,4%), «Украинская православная церковь (МП)» (4,2%), «Украинская Автокефальная православная церковь» (0,9%), «Украинская Греко-Католическая церковь» (5,6%), «Все церкви» (5,7%).

Комментарии излишни. И в отношении «главенства» «Киевского патриархата», и униатов на Украине. И в отношении профессионализма социологов в плане формулировок вопросов (какие церкви существуют на Украине), и в отношении ответов (особенно по части удельного веса тех, кто считает, что все церкви должны быть государственными). Но, видимо, главное и состоит в том, чтобы у опрашиваемых, а затем у читающих материалы так называемого мониторинга было смешение всего и вся.

* * *

Следует обратить внимание на то, что «Украинская православная церковь» поставлена в первую строку вопросника.

Понятно, что на проводимом круглом столе и УПЦ МП, и УПЦ (это и есть Украинская Православная Церковь Московского патриархата) представляли одни и те же люди. Ими оказались два человека. Первый – протоиерей Георгий Коваленко (со странным для православного священника титулом «спикер»), известный своим нежеланием поминать за богослужением Святейшего Патриарха Кирилла. Второй – протоиерей Николай Данилевич, секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ МП.

Протоиерей Николай Данилевич в своем комментарии под названием «Единство Церкви невозможно восстановить с помощью насилия», опубликованном 17 мая на портале «Православие в Украине», не просто приветствует диалог между «филаретовцами» и православными в рамках созданной не так давно комиссии по объединению, но и приветствует «мирный характер» этого объединения, который могут нарушить только некие провокаторы. Не указывая, что для примирения существует только один канонический путь – покаяние.

* * *

Храмы, монастыри и духовенство Украинской Православной Церкви Московского патриархата сегодня обыскивает СБУ, ищет террористов, сепаратистов, оружие. Тщетно. Но зато так объявлено.

В СМИ развязана настоящая провокационная кампания. Центральные телеканалы и новостные интренет-ресурсы сообщают о якобы раздаче оружия священниками прямо в храмах. «Сегодня», например, запустило такую информационную утку во время одесской трагедии 2 мая. Подобной клевете подверглись Святогорская лавра, Троицкий Ахтырский мужской монастырь в Сумской области и кафедральный Спасо-Преображенский собор г. Сумы, Свято-Троицкий ставропигиальный Корецкий женский монастырь в Ровенской области. Настоящей обструкции в СМИ подверглось духовенство Ковельской епархии УПЦ МП.

Спрашивается – кому это выгодно? Ответ последовал от Константинопольского патриарха Варфоломея в его интервью немецкому изданию DW. Он считает по-прежнему актуальной идею объединения украинских православных церквей, напомнил о попытках инициировать сближение православных церквей в Украине во время своего визита в Киев при президентстве Виктора Ющенко, которые, как известно, не имели успеха. А ныне он все-таки надеется на успех: «Но мы не бросаем это дело. Это обязанность всемирного патриархата и всего православия - возобновить единство православного украинского народа».

Когда читаешь все эти социологические выкладки, заявления и интервью, то приходит понимание того, что в обществе формируют бессмысленность происходящего. Но состояние бессмысленности служит достижению определенных целей. Интервью патриарха Варфоломея, видимо, является претензией на «духовную зону» все тех же интересов Фанара. Не понятно только, почему Россию называют агрессором и оккупантом? Наверное, потому, что пытается этим планам мировых гегемонов помешать.

* * *

И последнее. В плане смыслов и бессмысленности…

27 мая Святейший Патриарх Кирилл направил послание избранному президенту Украины П.А. Порошенко. «Узнав о выборе большинства проголосовавших 25 мая граждан Украины, хотел бы поздравить Вас и обратить к Вам пастырское слово, поделиться своими мыслями и надеждами», — говорится в послании.

«Патриарху Московскому и всея Руси Господь вверил заботу о духовном благополучии народов многих государств. Мне равно близки беды и чаяния всех тех, кто составляет паству Русской Православной Церкви, вне зависимости от места их проживания. И я усердно молюсь о том, чтобы надежды православного народа Украины не были посрамлены», — сообщил Предстоятель Русской Церкви.

«Надеюсь, что навсегда прекратится кровопролитие, что никто не будет притеснен или унижен, что реализуется жизненный, мировоззренческий и культурный выбор каждой группы населения страны», — отмечается в послании.

Святейший Патриарх также выразил надежду на то, что церковная жизнь «будет протекать без какого бы то ни было государственного или политического вмешательства, а решения, необходимые для нормализации, совершенствования и развития этой жизни, будут приниматься свободно и нестесненно, в духе верности каноническому порядку».

Патриарх Кирилл убежден в том, что главе государства «необходимо поддерживать открытый диалог с народом и общественными лидерами, прислушиваться к мнению всех жителей страны».

Представляется, что надежды, мысли и смыслы, высказанные в послании к избранному президенту Украины ясны и понятны, как понятно и то, чему они должны служить.

Как отреагировали украинские СМИ? Главный посыл таков: «Патриарх Кирилл надеется, что с новым президентом “церковная жизнь в Украине будет протекать без государственного вмешательства”».

В тот же день П.Порошенко лично принял М.Денисенко, возглавляющего «Киевский патриархат». СМИ написали: «Патриарх Филарет пожелал Петру Порошенко “твердости воли в добрых делах”».

Что же пожелали избранному президенту Украины? В частности, было сказано: «Мы просим Бога помочь Вам сделать все для восстановления территориальной целостности Украины, победы над внешними агрессорами и их местными пособниками, для утверждения мира, спокойствия и процветания в нашей стране. Надеемся, что под Вашим руководством Украинская держава также будет всецело помогать преодолению спровоцированного внешними силами церковного разделения, будет способствовать ведению диалога с целью создания в Украине единой Поместной Православной Церкви».

Представляется, что комментарии излишни.

Бессмысленность появляется тогда, когда человек перестает думать…

http://odnarodyna.com.ua/node/22178