О СГОВОРЕ УНИАТОВ И РАСКОЛЬНИКОВ И О СУДЬБЕ УПЦ – МИТРОПОЛИТ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ, ЭКЗАРХ ПРЕСВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ НА КИПРЕ
Митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис) ответил на вопросы нашего специального корреспондента на Кипре Александра Бориславского о расколе, причинах гонений на каноническую Церковь в Украине, планах униатов и о многом другом.
– Владыко, многим верующим в Украине, которые находятся сегодня в очень непростых условиях, весьма важны мнение и поддержка со стороны мирового Православия. Иерусалимская Церковь – мать мирового Православия: именно из Иерусалима, где зародилась Церковь Христова, христианство распространилось по всему миру. На Кипре Вы являетесь экзархом Святого Гроба, и я, пользуясь случаем, хотел бы обсудить с Вами те вопросы, которые волнуют сейчас многих верующих в Украине.
– Благодарю, что мое мнение по данным вопросам ценно для Вас. И хотя я не являюсь «официальным голосом» всей Иерусалимской Церкви, все же выскажу личную точку зрения. Поскольку я много лет занимал должность генерального секретаря Иерусалимского Патриархата, она базируется на церковной традиции и церковных правилах. Пользуясь случаем, хочу выразить свое сердечное приветствие православным верующим в Украине.
– После того как в Украине в 2014 году произошли Евромайдан и смена власти, Украинская Православная Церковь регулярно оказывается под давлением правительства и радикалов. По заявлениям представителей Украинской Православной Церкви, за последние три года в Украине было захвачено около 40 храмов, принадлежащих УПЦ. При этом используется силовой захват зданий, который часто сопровождается причинением телесных повреждений церковнослужителям и верующим. Несколько дней назад появилось сообщение о том, что активисты «Правого сектора» вместе с представителями раскольнической структуры, именующей себя «Киевским патриархатом», захватили храм в селе Котюжины Тернопольской области. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
– Безусловно, я сожалею, что сложилась такая трагическая ситуация в Украине. Несколько раз я посещал эту страну, там у меня осталось много друзей среди иерархов и простых верующих. Некоторые из них ушли в раскол, но мы о них молимся и знаем, что Господь через наши молитвы и через их покаяние вернет заблудших в лоно канонической Церкви.
Церковь, как свидетельствует ее многовековая история, претерпевает испытания от людей, но всегда побеждает. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорил: когда кто-то воюет против Церкви, то Церковь побеждает, и когда она обуреваема испытаниями, то корабль Господень не тонет.
Умножение количества храмов раскольниками путем силового захвата церквей – это грабеж Божьего имущества. Он не может быть оправдан и напоминает действия язычников, которые в древности осуществляли набеги на святые храмы.
Когда я слышу о захватах храмов и избиении священников, мне не понятно, как человек, который называет себя православным христианином, может издеваться над православным братом. Православные верующие в Украине являются гражданами одной страны, но разделены по политическим взглядам. Однако поведение тех, кто захватывает храмы, недостойно православного верующего.
– Владыко, говоря о раскольниках и фактах захвата храмов, нельзя обойти вниманием вопрос о главном виновнике, по инициативе которого происходят притеснения верующих и избиения священнослужителей. Речь идет о раскольниках киевского лжепатриархата, проявляющих при поддержке радикалов агрессию.
– Нужно отметить, что разделение Церкви в Украине произошло не по церковным, а по политическим причинам. Наша вера в Бога выше любых политических взглядов. Христос был распят, погребен и воскрес ради нашего спасения. Поэтому там, где царствует Сын Господа, должны царствовать Божья правда и мир, а не личные интересы или политические выгоды.
Когда человек не полагается на Творца, тогда в его сердце находит себе место диавол. Расколы и ереси зачастую порождены такими страстями, как эгоизм, самолюбие, любовь к властвованию и стремление возвыситься над Церковью и людьми. В истории Церкви множество подобных ситуаций.
Именно диавол является причиной всех агрессий и пагубных действий против наших братьев. Надо любить не только друзей, но и врагов. Если же отдельные люди в Украине убеждены, что они являются «более истинными православными», чем другие, тогда они должны молиться о братьях, а не вести гонения на них. Ведь любовью Христа можно преодолеть любые страсти и разделения. И ни в коем случае не следует проявлять агрессию против братьев, потому что любая агрессия – это дьявольское искушение. Тот, кто поддерживает агрессию, войну и кровопролитие, находится под властью диавола и способен на любые злые поступки. История Средневековья показывает, что Католической Церковью как средство принуждения людей к принятию веры использовались различные жестокие меры – подвержения пыткам, мучения. Это противоречит евангельскому учению. К сожалению, сегодня мы можем сравнить действия раскольников и радикалов в Украине (захваты храмов, избиение верующих), предпринимаемые ними «во имя Христа», с темными бесчеловечными временами инквизиции.
– Благодаря средствам массовой информации руководство раскольников регулярно пропагандирует слухи о том, что мировое Православие находится в шаге от того, чтобы признать каноничность их «церкви» и принять ее в семью Православных Церквей. Действительно ли это так?
– Каждая община, находящаяся вне лона канонической Церкви, ищет опору для того, чтобы продолжать свое существование и укрепляться. Естественно, что часть верующих Украины, которая пребывает вне УПЦ, хочет слышать, что их тоже признают Православные Церкви, и поэтому пытаются найти поддержку среди других Поместных Православных Церквей. Все Поместные Церкви в настоящее время имеют литургическое общение и каноническое единение с Украинской Православной Церковью, которую возглавляет Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
– Владыко, нынче раскольники распространяют информацию о якобы скором признании «своей церкви» Православными Церквями, рассчитывая в первую очередь на то, чтобы их паства не обратилась в каноническую Цекровь. Таким образом они пытаются посеять смуту среди верующих Украинской Православной Церкви, пытаясь навязать им мысль о том, что уже практически нет разницы, храм какой Церкви посещать: Украинской Православной или же киевского лжепатриархата. Как Вы смотрите на эту ситуацию?
– Господь через Святое Евангелие предупреждает нас, чтобы мы берегли себя от лжепророков и лжеучителей. Поэтому верующему православному христианину допустимо находиться лишь в той Церкви, которая официально признается всеми Православными Церквями: именно там они получают непрерывную благодать. Эта благодать так же непрерывна в Церкви, как и апостольское преемство, которое длится от времен святых апостолов и до наших дней. Некоторые архиереи апеллируют к тому, что у них также есть апостольское преемство, но апостольское преемство без благодати канонической Церкви является не спасительным. Церковь учит нас идти за настоящим пастырем, который заботится о спасении нашей души, а не следовать за лжеучителями.
– Владыко, если представители раскольнической структуры не относятся к членам Церкви Христовой, то можно ли называть Таинствами то, что происходит у них во время собраний? Следует ли признавать их священный характер или это не более чем некая иллюзия Таинств? Есть ли разница в том, где причащаться: в канонической Церкви Христовой или у раскольников?
– Важно знать, что благодать Божия находится только в канонической Церкви. Естественно, в раскольничьих структурах «таинства» происходят без Божьего благословения, без Его благодати. Потому что раздирающий хитон Христовый враждует и ведет войну против Церкви, следовательно – не может получать благословение Бога. Святая Церковь руководствуется словами святителя Василия Великого о том, что уходящие из Церкви теряют благодать и возможность совершать Таинства.
– Владыко, Вы, наверное, слышали о том, что украинские власти пытаются контролировать сложившуюся церковную ситуацию: к Патриарху Константинопольскому ездили представители разных властных структур с ходатайством признания в Украине деятельности киевского лжепатриархата и создания из существующих церквей в добровольно-принудительном порядке некой «единой церкви».
– С первых веков христианства власть имущие старались влиять на церковную жизнь. Но это совершенно не значит, что такое вмешательство является Божьим делом.
В наше время власти в Украине пытаются подчинить Церковь и использовать Ее в политических целях. Для этого они посылают делегации с целью получения выгоды в Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты. Но Поместные Церкви стоят выше политики, потому что Господь предупреждает: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них же нет спасения». Церковь должна отдаляться от таких вмешательств.
– А может ли быть предоставлена автокефалия раскольнической структуре в Украине со стороны какого-то из Патриархатов Православной Церкви и каковы вообще шансы лжеобщины на получение автокефалии?
– Все Православные Церкви в первую очередь защищают единство Православия и руководствуются канонами Церкви, которые и регулируют ее внутреннюю жизнь. Решение же о том, должна ли предоставляться автокефалия, обсуждается и окончательно утверждается на Великом Соборе.
– Скажите, пожалуйста, какие пути преодоления церковного раскола в Украине? Существует ли альтернативный путь, кроме как покаяние в расколе и присоединение к канонической Украинской Православной Церкви?
– В Украине каноническую Церковь возглавляет Митрополит Онуфрий. Любые вопросы, касающиеся преодоления раскола, могут быть решены только путем диалога с этой Церковью и реализации цели излечить раны на теле Христовом, соединить разорванный хитон Сына Божьего, исцелить души всех православных верующих, которые были соблазнены действиями некоторых церковных деятелей. И на этом диалоге обязательно должна быть печать смирения, покаяния и любви. Безусловно, что для этого нужно избавиться от политических вмешательств и строить церковную жизнь на основе Церковного Предания, церковных правил и любви к Церкви Христовой.
– А если же диалога и покаяния со стороны раскольников не состоится, то может ли Константинопольский Патриархат или какая-то другая Церковь предоставить автокефалию раскольнической структуре?
– Я не могу предсказывать поведение отдельной Церкви, но каждая Церковь является хранительницей святого Предания и святых канонов и защищает единство Православия. Это означает ко всему уважение к юрисдикции и территориальным границам каждой Церкви. Нарушение этих принципов ведет к конфликтам, нам очень хорошо известным, и разделениям, что противно духу учения святых апостолов и задачам, которые стоят перед Церковью сегодня.
Нужно также обратить внимание на то, что территория Украины со времен обретения статуса Патриархата Русской Православной Церковью является ее канонической территорией. Поэтому хотел бы подчеркнуть еще раз, что важным является примирение с существующей канонической Церковью в Украине.
– Вы регулярно общаетесь с представителями других Церквей. Каково, по Вашему мнению, отношение к раскольникам в Украине в среде представителей других Патриархатов, наблюдается ли симпатия к этой структуре в церковных кругах в мировом Православии?
– В Церкви слово «симпатия» применимо ко всем людям, потому что Церковь призывает любить всех, как и Господь любит нас и хочет нашего спасения. Поэтому мы молимся каждый день о воссоединении Церквей, о прекращении расколов и возвращении отпадших. Каждый Предстоятель Поместной Православной Церкви руководствуется лишь тем, что является благом для Церкви, и действует согласно этому.
– Сейчас многие в Украине прямо говорят о том, что власти и киевский лжепатриархат действуют совместно, чтобы фактически упразднить Украинскую Православную Церковь. Например, существует законопроект, согласно которому планируется заставить УПЦ изменить свое название, есть также законодательные инициативы, направленные на то, чтобы вынудить священноначалие УПЦ согласовывать со светскими властями кандидатов на выборах Предстоятеля. Как Вы считаете, допустимо ли вмешательство светских властей в дела Православной Церкви? Имеет ли государство право заставлять Церковь согласовывать с ним вопрос о том, кто должен быть Предстоятелем и как Церковь должна называться?
– Повторюсь: светские власти всегда пытаются вмешиваться в церковную жизнь ради получения выгоды. Наша вера учит, что мы должны молиться о наших правителях, но не обязывает подчиняться власть имущим в вопросах веры, которые противоречат евангельскому учению. Господь говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Поэтому каждый человек обязан подчиняться в первую очередь Богу для спасения души. Безусловно, если власти будут настаивать на том, что направлено против спасения души, то верующие, которые не примут таких требований, будут оправданы перед Богом.
Что же касается переименования Украинской Православной Церкви, думаю, что власти должны принимать во внимание права и свободы религиозных организаций на самоопределение и выбор своего названия и не нарушать их.
– Владыко, недавно к священнику Украинской Православной Церкви отцу Виктору Земляному, который являлся организатором Всеукраинского Крестного хода, приходили представители правоохранительных органов с обысками. По словам адвоката отца Виктора, обыски были проведены с процессуальными нарушениями. Более того, вооруженные автоматами силовики угрожали применить силу к этому священнику, а его жену и малолетних детей (7, 8 и 9 лет) в грубой форме заталкивали в комнаты и не позволяли выходить из них. На официальном сайте Украинской Православной Церкви приводятся слова главы юридического отдела отца Александра Бахова по этому поводу, который заявил следующее: «Ровенская область – один из наиболее конфликтных регионов, там с 2014 года были захвачены 12 храмов УПЦ. Их количество могло быть и большим, если бы не усилия отца Виктора и людей, которые ему помогали в этом деле. Своими действиями они предупредили ряд захватов храмов, а в судах принимались решения в пользу пострадавших от рейдерства религиозных общин УПЦ. Безусловно, что такая деятельность не могла остаться вне поля зрения. Я склонен считать, что обыск является способом давления и запугивания, фактически нам говорят: вы не должны защищать свои права, а храмы от захвата». Скажите, если такое запугивание представителей Церкви, которое можно сравнить разве что с методами коммунистов-богоборцев во времена Советского Союза, будет продолжаться, то могут ли Православные Церкви мира выступить в защиту канонической Церкви Украины, которая подвергается систематическому и всестороннему давлению?
– Гонения на христиан были во все времена, продолжаются нынче, и мы свидетельствуем об этом. Гонения будут и в будущем, потому что диавол стремится оторвать людей от пути спасения. Поместные Церкви могут смело высказывать свое недовольство тем, что происходит на Украине, поскольку обязаны защищать права верующих.
Притеснения верующих и гонения на Церковь – дела диавола. Мы должны в первую очередь противопоставить им молитву, пост и любовь Христову, которой Он прощал гонителей, будучи распинаемым на кресте. Во время богослужений мы просим даровать светлый ум правителям и дать им мудрость, чтобы они дали право каждому человеку исповедовать свою веру.
– Владыко, хотел бы затронуть еще одну непростую тему для Православия –унии. Известно, что радикалы «Правого сектора», которые сейчас захватывают храмы, ранее назывались «Тризуб имени Степана Бандеры» и возникли в условиях тесного сотрудничества с униатской церковью. Более того, они всегда официально несли охранные функции во время массовых мероприятий Униатской Церкви. Сейчас эти люди захватывают храмы в пользу киевского лжепатриархата, избивают верующих и священников. При этом сам же глава раскольнической структуры киевского лжепатриархата Филарет Денисенко недавно в одном из интервью заявил, что они с униатами не только вместе иногда служат разного рода богослужения, но и что его структура не против объединения с униатами. В глазах некоторых верующих это выглядит как сговор униатов и раскольников, готовых принять унию с целью подавить Православную Церковь на Украине. В одном из интервью профессор Украинского Католического Университета во Львове Ярослав Грицак, цитируя одного деятеля униатской среды, прямо ставит вопрос перед общественностью о том, что можно попытаться бороться с коммунизмом в Украине, но куда более важной проблемой он видит византийско-православное наследие и пытается понять, что с ним делать. Каково Ваше отношение к проблеме унии и может ли человек, который называет себя православным, обсуждать вопрос объединения с униатами?
– Возникновение унии имело целью подчинить Православие Папе Римскому и Римско-Католической Церкви. Поэтому действия униатов в разных частях мира и агрессии униатов против Православной веры – давно известный факт с тех пор, когда уния начала свое существование. На Ближнем Востоке предпринимались попытки заменить Православные Патриархаты униатскими структурами. В своих действиях униаты подобны волкам в овечьей шкуре. Мы хорошо помним о событиях, происходивших в Украине в XVI и XVII вв., когда католики Польши в частности и Запада в целом через унию хотели уничтожить Православную веру и упразднить Церковь. Это происходило потому, что папская власть имела цель распространяться на Украину. Тогда ситуацию спас ряд иерусалимских Патриархов, которые стали духовными руководителями народов вблизи Дуная. Патриархи Феофан, Паисий и Досифей были теми светлыми и духовными пастырями Иерусалима, которые защищали Православную веру в Украине. Известно даже, что Патриарх Феофан рукополагал епископов. Тогда казалось, что униаты могут захватить власть в Украине, но планы Господа оказались другими.
Сегодняшние сообщения о захватах храмов причиняют нам большую боль, но мы уверены, что Православие продолжит свой путь. А тот, кто хочет сотрудничать или проводить совместные богослужения с униатами, уже не может называться православным верующим.
Было бы хорошо, если бы униаты одумались и захотели присоединиться к Православию. Мы бы разделили всеобщую радость! Но объединяться с ними путем компромиссов – это большой грех, и Господнего благословения на это не будет. Чтобы избежать такого опрометчивого поступка, нужно усердно молиться Господу. В наше время есть много всяких соблазнов, направленных против спасения людей. Поэтому мы должны быть воинами Христа, которые не спят на своем посту в башнях Православия.
– Владыко, Вы, наверное, слышали о том, что в Украине раскольники и власти активно пытаются создать проект под названием «Единая поместная церковь». Особый акцент ставится на том, что правила Церкви и каноничность – это второстепенный критерий, самым же важным двигателем этого проекта должен стать патриотизм: если любишь свою Родину, то ты должен поддержать данные инициативы, в противном случае – ты предатель национальных интересов. Как бы Вы поступили, если бы оказались на месте простого верующего в Украине, если бы Вам предлагали выбирать: вступать ли в такой раскольнический проект под предлогом чувств патриотизма или же оставаться в канонической Церкви, но быть заклейменным как предатель национальных интересов?
– Вера во Христа и Церковь – это самая драгоценная сторона человеческой жизни. Христианин должен в первую очередь жить по церковным правилам. Упразднение их – это анархия в Церкви. Если каждый будет делать в Церкви то, что он хочет, то нарушится Божье установление. Мы должны подчиняться Церкви. Вне Церкви спасения нет. Поэтому, повторюсь, верующий должен отдать кесарево кесарю, а Божие Богу. Конечно, любить Родину важно. Но любить Родину и подчиняться светским законам, которые разрушают Церковь, – большой грех. Если человек находится перед такой дилеммой, то он должен выбирать спасение души. Мы должны быть патриотами, любить Родину, но делать это так, чтобы наша любовь к Родине не противопоставлялась любви к Церкви и Христу.
– Известно, что Митрополит Онуфрий, Предстоятель Украинской Православной Церкви, никогда не поддерживает проявление агрессии к кому бы то ни было. Более того, подчеркивает, что верующие УПЦ находятся и в Донецке и Луганске, где идут боевые действия, и в других регионах Украины, где боевых действий нет. Он отмечает, что все мы братья во Христе. Не так давно благодаря его личному ходатайству были освобождены солдаты украинской армии из плена в Донецке. Однако такая его миротворческая позиция встречает критику со стороны ряда раскольнических и униатских проповедников, которые говорят о том, что конфликт на Донбассе надо решать с позиции силы. Что по этому поводу говорит Евангелие? Ведь каждый пастырь должен в первую очередь руководствоваться именно Евангелием при оценке той или иной ситуации. Допустима ли позиция миротворчества, когда в стране идут боевые действия, или же вопросы примирения между населением страны должны быть решены уже после того, как силовое решение конфликта будет завершено?
– Я лично знаю Митрополита Онуфрия как человека духовного, настоящего пастыря, который душу свою полагает за ближнего. Именно этим и обусловлена его миротворческая позиция. Мотивом его поступков является заповедь Христова «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Те же, кто хочет войны и кровопролития, не принадлежат Христу и руководимы диаволом, который всегда ненавидел людей и стремился внести рознь между братьями.
Сейчас мы наблюдаем очень печальную ситуацию. Мы видим, что славянский народ, Русь, разделяя Церковь, разделилась перед Богом на несколько частей. Это подобно тому, как братья из одной семьи разделяются и враждуют между собой. Это даже не двоюродные, а родные братья, что придает особого трагизма ситуации – ведь вместо любви, заповеданной Христом, развивается чувство ненависти друг к другу. Это не только больно, но и является грехом, ведь тот, кто разделяет Церковь – тело Христа, совершает большой грех, который не смывается даже мученической кровью.
– Хотелось бы узнать еще Ваше мнение касательно Папы Римского и миротворчества в Украине и в регионах, где проживают православные христиане. Известно, что Папа Римский призывал неоднократно помочь христианам Сирии, которые проживают в районах действий террористической организации ИГИЛ, фактически уничтожающей христианство. Сейчас по инициативе Папы Римского на востоке Украины, где проходят боевые действия, создана гуманитарная миссия «Папа для Донбасса». Есть ли результаты таких ходатайств – откликнулись ли какие-то страны или организации на помощь христианам в Сирии и есть ли шанс таких акций со стороны Ватикана существенно изменить ситуацию там, где православные христиане находятся в бедственном положении?
– Это сложный вопрос. С одной стороны, христианство указывает путь помощи ближнему. С другой стороны, бывает так, что Ватикан и разные международные организации оказывают помощь с каким-то своим конкретным расчетом и имеют свои конкретные цели. Призывы помочь христианам в разных странах были, но мне кажется, что реальная помощь могла бы быть оказана в случае создания межправославного фонда помощи братьям по вере, который бы руководствовался целью помощи нуждающимся, а не какими-то политическими выгодами или идеей религиозной экспансии.
– Не так давно Глава Униатской Церкви во время приезда папского секретаря Клаудио Гуджеротти в Украину объявил о намерении проводить экспансию на восток страны. Что Вы об этом думаете?
– Действительно, Ватикан, оказывая помощь, руководствуется личными целями, что дает повод подозревать его в использовании гуманитарного кризиса для навязывания собственных религиозных убеждений.
– Что бы Вы хотели пожелать верующим в Украине?
– Сегодня православные христиане живут в трудные времена и следование путем, который нам указал Христос, является большим подвигом. Твердость в вере и непоколебимая преданность Церкви подобны в наше время исповедничеству. При этом мы должны отдать должное тем пастырям, которые хранят истину веры в Церкви. Апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (Евр. 13:7).
Хочу пожелать, чтобы в Украине воцарился мир, чтобы прекратилось разделение церковное и разделение гражданское, чтобы настали времена, когда уже не будет расколов, но будет одна каноническая Православная Церковь. Пусть Господь хранит всех нас! Спасибо.
Александр Бориславский
Фото автора
http://pravlife.org/content/o-sgovore-uniatov-i-raskolnikov-i-o-sudbe-up...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии