О сеятеле. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Слова сегодняшнего Евангелия: «Кто сеет скупо – скупо и пожнет, а кто сеет щедро – щедро и пожнет». Иисус говорит, что сеющий сеет щедро, а вот место, куда зерно падает, это каждый из нас, это наше сердце. И уподобляется это сердце то дороге, то камню, то терниям, а то плодородной почве. Мы видим в этой притче удивительную щедрость сеющего слово Божие, потому что сеется оно не только там, где обязательно должно взрасти. Но зачем сеять на дороге? Зачем сеять в камни? Зачем сеять в тернии? Это не говорит о том, что сеятель глуп, это говорит о том, что сеятель щедр, он в каждом месте, в каждом сердце ищет возможность, чтобы это слово проросло.

          И возникает вопрос: а что же такое – эта  хорошая почва? Как это относится к нам? Когда мы бываем такими, чтобы это Слово Божие могло в нас прорасти и  принести свой плод? Ведь это евангельское слово звучит для нас очень часто, не только в этой притче,  – это семя сеется всегда. И посмотрим на себя – каков плод? Где это слово в нас проросло? Что значит для человека, для каждого из нас, стать  такой почвой?

            На самом деле,  хорошая почва – это та, которая обработана землепашцем и приготовлена к приходу сеятеля. Эта земля должна быть каким-то образом вскрыта, разрезана, пронзена, как это делает плуг.

 В одном из своих посланий апостол Павел говорит, что слово Божие – это меч обоюдоострый, который так пронзает человека, что разделяет его ум и душу, составы и мозги… И действительно, на этот острый-преострый меч похож плуг, который врезается в землю, всю ее разрывает, переворачивает, можно сказать, ранит землю. Ведь земля вся такая монолитная… Например, дорога: она так утоптана, так, можно сказать, заасфальтирована, что это мертвая земля. Она сродни камню,  такая же непроницаемая, на ней только тернии могут расти, для них не надо плодородной земли. Единственная возможность сделать каменистые места и дорогу хорошей почвой – это их  как можно глубже вскопать, вскрыть, чтобы земля раскрылась, как отверстие, через которое сможет что-то входить.

А человек не любит, когда его вскрывают, когда в него что-то вонзается, когда его монолитность и забетонированность что-то пробивает. Он всегда стремится себя от этого сохранить, спрятаться. Мы не любим открытых ран, мы становимся слишком доступны и открыты для всего:  для боли, для каких-то чувств и мыслей, которые мы от себя отгоняем. Мы становимся слишком уязвимыми, и эта  уязвимость воспринимается нами как какая-то ущербность,  недостоинство, словно в нас что-то не то. Нам хочется быть могучими, сильными, недоступными, непробиваемыми, как эта почва каменистая. И Господь сеет, сеет, сеет, а плода нет.

Недавно мы праздновали память преподобного Сергия Радонежского,  в его кондаке есть удивительные слова: «Христовой любовью уязвился еси преподобный», то есть, поранился. Мы даже молимся иногда ангелу-хранителю: «Ангел Божий, хранителю мой святый, любовию Христовой уязви душу мою», то есть порань, раскрой ее. И это единственная возможность для человека стать плодоносящей почвой, принять это семя – слово Божие, желать того, чтобы в тебя вошел Христос, как меч, как плуг, как скальпель, чтобы Он вскрыл тебя, наконец, чтобы пала с тебя твоя забетонированность. Кто все время прячет свое сердце от настоящих глубоких чувств,  от настоящей боли, отсекает от себя  важные вещи, которые делают человека человеком,  - свободу, мысли, желания, – кто  хочет иметь готовые ответы и получить  все спокойно, легко, без раны, без уязвленности, – тот никогда, оказывается, не сможет принести плода. В таком человеке щедрое семя Божие все время будет сеяться и умирать, сеяться и украдываться, сеяться и уноситься птицами и ветрами.

                    И только тогда человек оказывается способным приносить плоды, когда он оказывается  раненным Богом. Мне кажется, что мы об этом можем просить, к этому стремиться, не бояться, что Слово Божие может нас поразить, сделать  беззащитными и доступными для всех. Жить такому человеку в этом мире очень неудобно, но  к этой доступности сегодняшнее Евангелие призывает каждого из нас, потому что без этого Слово Божие в нас не вольется,  не прорастет, и мы не сможем принести тех плодов, о которых говорит нам сегодняшнее Евангелие. Аминь.

27.10.2013

http://www.trinity-church.ru/prior/