О руинах и дворцах за крепостным валом догматов веры. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Все нужное нам внутри нас есть. Фото: gorlovka-eparhia.com.ua
Все нужное нам внутри нас есть. Фото: gorlovka-eparhia.com.ua

Воскресная проповедь в день памяти Святых Отцов Первого Вселенского собора.

В этот воскресный день Церковь чтит память Отцов Первого Вселенского собора. Отцов, которые положили начало облачению в одежды догматов веры откровения Божественного Логоса. Впоследствии вокруг этих оросов была возведена крепостная стена, ограждающая истину Откровения от инакомыслия или ереси. Внутри этой стены, во внутреннем граде, совершалась тайна спасения человеческих душ. Там были выстроены разные обители, в каждой из которых были свои мастера преображения душ. Ваятели в каждой были разные, у каждого из них была своя методика, но один и тот же Дух Божий действовал через каждого из них.

С тех пор прошло много времени. Постепенно сквозняки мира стали заносить в эту ограду, чем дальше, тем больше, дух пустоты и обмирщения. На месте славных домов остались едва различимые, да и то только вблизи, скромные землянки, внутри которых еще теплилась духовная жизнь, жила святость и струился ручеек непрестанной чистой молитвы. 

В этих, скрытых об постороннего взора убогих келейках, до сих пор теплится дух мира Христа, Его любви и милосердия.

Они находятся вдали от мёртвых ледяных дворцов высокопоставленных вельмож, преданно служащих кесарю, распинающих Христа, побивающих камнями его слуг и собирающих на свою голову кровь от века убиенных праведников. И не только их, но и всех душ, уложенных кровавым массивом в постройку дороги, ведущей к месту возведения последней вавилонской башни. Одежды этих вельмож измазаны кровью всех убиенных во имя высоких идей, завёрнутых в пафосные обертки высокопарной лжи и религиозно-политической идеологии.

Но, тем не менее, эти князья по-прежнему считают, что они совершают все во славу Божию и только через них Господь вещает людям Свою волю. Придёт время, и они обретут свою вечность рядом с Каиафой, Анной, Иродом Антипой и другими. Не нам их судить, а Богу.

Нам же нужно задать себе вопрос, где та тропинка, которая ведет в живую келью, в которой живет дух Божий? Где тот старец, который научит нас, как спастись в мире лжи, лицемерия, подлости, трусости и предательства? Что бы он нам сказал, как бы ответил на наши недоумения? А он бы сказал, что убивающее нас зло живет не в дворцах, а в мертвых сводах наших собственных сердец. Именно там затаился наш смертельных враг – эгоизм. Он проявляет себя через злые помыслы, которые нужно непрестанно бить Именем Христовым.

«Большего и сильнейшего оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле» (Прп. Иоанн Лествичник).

Вместе с этой практикой в душу, скажет старец, будет входить благодатное рассуждение. Не мышление, а рассуждение. Потому что дух мыслей не имеет, Он живет Христовой благодатью. А мысли исходят из греховного ума. Когда человек в духе, у него нет мыслей, а когда душа уходит в ум, мысли начинают грызть ее со всех сторон. Поэтому не смотри на то зло, которое творится в дворцах вельмож, а лучше не давай уму сосредоточиться на осуждении и ненависти.

Лучше смотри за своим сердцем. Возьми в левую руку щит духовного рассуждения и умения различать помыслы. В правую – огненный меч молитвы Иисусовой, попаляющий полчища мысленных врагов. Одень на себя броню и покров Божией благодати. И Сам Христос даст тебе силу и крепость. Ищи это внутри себя, потому что снаружи только призраки.

Сколько людей бродили по полям этого мира, ища человека, который указал бы им путь ко спасению. Бывало так, что они увидев чью-то фигуру далеко на горизонте, бросались изо всех сил бежать к ней, проделывали нелегкий путь, подошли ближе, а это оказалось чучело. Какое разочарование!

Жить этим миром нельзя, так как он убивает и тело, и душу. Он делает нас земными, эгоистичными, такими же преходящими, каким является сам.

Можно жить только Духом Святым, который есть жизнь вечная, в которой нет никакого эгоизма. Всякое руководство ума неправильно, всякий его домысел ложен. Только предав всю свою жизнь Христу, мы сможем предоставить благодати возможность свободно действовать в нашем сердце. Чем меньше эгоизма, тем больше благодати, и наоборот, чем меньше благодати, тем сильнее эгоизм. Смирение – это и есть отказ от эгоизма и полное доверие Богу. «Не я, не я, Господи, действую, но Ты действуй, как Все во всем». Тогда на первое место выходит Божественная благодать, поскольку для нее теперь нет препятствий вести дух прямо ко спасению.

Бог дал нам уникальную, неповторимую жизнь, чтобы мы совершили свое спасение. Он дал нам единственный шанс, чтобы мы совершили свое преображение из земного в небесное. Будем напоминать себе снова и снова, что нам нужно спастись во что бы то ни стало, пока у нас еще есть силы и возможности. Не будем позволять себе оставаться загипнотизированными стремглав несущейся мимо нас повседневностью, обманывающей нас своей знакомостью и обычностью.

Сама эта обычность совершенно необычна и невероятна, потому что вышла из Бога и пребывает в Боге.

Будем лучше постоянно спрашивать себя: «Смирился ли я? Стал ли я безгневным? Избавился ли я от похотливости? Воздержан ли мой ум и язык? Спасен ли я?»

Такое честное и искреннее отношение к своим поступкам и пониманию того, где мы находимся и на что тратим силы, непременно приведут нас к духовной практике.

Самая страшная эксплуатация — это когда зло эксплуатирует наш ум. Грех – самый жестокий эксплуататор, который не щадит жизни людей. Когда мы видим дурной сон, то изо всех сил желаем проснуться. Пытаемся и не можем. Пробуем снова и все равно не получается. И, наконец, просыпаемся, со вздохом облегчения. Точно так же, только во много раз сильнее, нам необходимо стремиться ко спасению. Нам нужно познать истину, которая состоит в том, что наш дух бессмертен, чист и безгрешен. Только в нем мы можем встретить Христа, только в нем мы можем стать новым человеком, только в нем мы обретаем свое спасение.

Тем не менее, многим из нас нужно постоянно наступать на грабли греха, чтобы получать хорошенько по лбу, вместо того, чтобы опомниться и оставить раз и навсегда повседневную суету, начать жить новой жизнью: внимательной, сосредоточенной, простой, нестяжательной, молитвенной и благодатной.

Она начинается тогда, когда мы осознаем свои поступки, храним умное целомудрие, воздерживаемся от беспорядочного мышления. Когда мы бдительно замечаем любую мысль, которая хочет пленить наше сердце. Когда храним свой дух от всяких мыслей, зная, что все они есть хищные волки, готовые растерзать нас. Тогда внутри нас начинается тихий сокровенный рассвет, словно легкое дыхание весеннего утра.

Так человек оживает с каждым днем. Так он овладевает молитвой с неспешным незаметным дыханием. Начинает любить молиться в тишине и глубокой внутренней сосредоточенности и собранности, постепенно приходя к молчанию ума. Так он приходит к безмолвию сердца….

 «Молчащий ум не занят вещами, потому что он умолк, отдав все благодати. Безмолвное сердце пребывает в полной отрешенности от мира, потому что оно просветилось благодатью и стало светом Божественного присутствия. Пребывай в безмолвии, и оно тебя всему научит. В нем ты находишь Христа, в нем ты находишь Отца, потому что начинал жить Святым Духом. В твоем уме совершенный покой, в твоем духе полнота блаженной радости, в твоем сознании нескончаемое блаженство, потому что оно стало светом, ибо вышло из света и вернулось в него вновь и навеки» (старец Симон (Безкровный).

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/74023-o-ruinakh-i-dvortsakh-za-k...